1 мин.

«Локо» помогло, что Гончаренко сыграл без нападающих. А лучшим стал Эдер

Разбор Дорского.

1. По сравнению с матчем против «Уфы» (1:0) Виктор Гончаренко сделал лишь одно изменение в составе: в центре поля вместо дисквалифицированного Константина Марадишвили вышел Кристиян Бистрович.

В атаке ЦСКА снова обошелся без чистых нападающих – номинально в центре атаки располагался Чиди Эджуке, но, как и в игре с «Уфой», его роль больше походила на ложную девятку. Повтор этой фишки удивил, потому что неделю назад Гончаренко признавал, что Эджуке ему больше понравился на левом фланге, куда тренер перевел его после перерыва.

2. Марко Николич совершил две перестановки после победы над «Тамбовом» (1:0), при этом одна из них тоже была вынужденной: место дисквалифицированного Гжегожа Крыховяка занял Даниил Куликов. 

Второе изменение было заготовлено специально под ЦСКА: на левый фланг полузащиты вышел Владислав Игнатьев. На этом краю Николич вообще часто производит ротацию: в четырех последних матчах там по два раза появлялись Антон Миранчук и Франсуа Камано. Против армейцев Камано не попал в старт, а Миранчук отправился на правый фланг. 

В атаке, как и в матчах со «Спартаком» (1:2) и «Тамбовом», «Локомотив» сыграл в два нападающих – Федора Смолова и Эдера. Перед игрой с ЦСКА Николич назвал эту схему идеальной для нынешнего «Локо» – видимо, ждем ее и дальше.

3. В стартовые полчаса мы увидели не только идеальную схему «Локомотива», но и образец атакующего футбола Василия Кикнадзе – 0 ударов, 37,3% владения (в отрезке с 15-й по 30-ю минуту – вообще 28,4%) и 2 передачи в штрафную. Они получились сверхопасными: на 2-й минуте в быстрой атаке Эдер подал за лицевую, а на 11-й Куликов от центральной линии забросил на Эдера в том же направлении.

Правда, даже в эти минуты мы иногда видели давление «Локомотива» в среднем блоке – чаще всего оно случалось, когда ЦСКА в позиционной атаке переводил мяч слева либо к Карпову в широкую позицию, либо на Марио Фернандеса. Здесь очень важны были роли Игнатьева (встречал Фернандеса), Магкеева (поджимал Бистровича), Рыбуса (играл по Кучаеву) и Мурило (оказывался ближним центральным защитником к мячу, в его зону приходили Влашич или Эджуке, при этом можно было получить и заброс за спину – как и Рыбусу).

Пожалуй, при таком прессинге слабейшей точкой «Локо» был Магкеев – в эпизоде выше его качественно развернул Бистрович (дальше неудачно сыграл и Кристиян, и Кучаев, но хвалим и Магкеева –  его давление помогло Рыбусу отобрать мяч), в паре других он чуть не успевал, но Фернандес играл через среднюю передачу вперед.

В такие моменты здорово действовал Мурило, заставлявший Влашича и Эджуке играть спиной к чужим воротам и двигаться обратно к середине поля. Передач за спину и опасных атак на ворота Гильерме при таких выдвижениях «Локо» не получил – в целом признаем их успешными.

4. За 30 минут большого территориального преимущества ЦСКА выжал только 5 ударов – 4 из них нанес Влашич. Дважды Никола бил после угловых (один раз – с подбора после выноса «Локо», другой – после короткого розыгрыша с Обляковым), а также после быстрого отрыва и позиционной атаки левым краем. Опасность была нулевой: трижды удары блокировали игроки «Локомотива» (два – Чорлука, один – Мурило), а четвертый Влашич сам отправил на трибуну. Самым острым стал удар Зайнутдинова – показательно, что он тоже случился не после позиционной атаки армейцев, а после подбора с углового и нового навеса в штрафную Гильерме. Зайнутдинов оказался первым на отскоке на линии штрафной, но и этот удар заблокировал Мурило. 

5. Кажется, одна из главных причин слишком неконкретной игры ЦСКА – схема без чистых нападающих. Замысел Гончаренко во вторых таймах с «Ахматом» (3:0) и «Спартаком», когда Эджуке выходил в атаку вместо Чалова, был понятен: армейцы оба раза вели в счете, отдавали мяч, а при контратаках скорость и дриблинг Эджуке могут быть полезны.

Против «Уфы» и «Локомотива» было очевидно, что ЦСКА придется много позиционно атаковать (если вы верили, что «Локо» будет часто владеть мячом весь матч, а не только отдельными отрезками, вас зовут Василий Кикнадзе), но Гончаренко выбирал вариант с очень свободными ролями в атаке. С «Локо» у атакующей четверки ЦСКА было даже больше свободы – по ходу первого тайма с «Уфой» при обороне могли меняться местами только Зайнутдинов и Кучаев, а в дерби уже до перерыва у Эджуке было пару отрезков с несколькими минутами на краю (тогда в середине располагались Кучаев и Влашич). 

После игры у Гончаренко спросили, означает ли постоянный перевод Эджуке налево во втором тайме признанием стартовой ошибки: «Да нет, никакой ошибки, у нас широкая скамейка. Всегда можно говорить: почему Эджуке играл на этой позиции, почему не играл на другой. Нам понравилось сочетание с ложным нападающим и сменой позиций. В целом получалось неплохо. Может, взаимопонимания не хватает, как прессинговать. Давали слишком много свободы центральным защитникам «Локо» в конце первого тайма. Возможно, это главный недостаток Эджуке как нападающего». 

Очень странная позиция Гончаренко – тренер ЦСКА вообще не сказал о неконкретике Эджуке у чужой штрафной, о недозаполняемости зон, когда Чиди сваливается на фланг или открывается под пас назад у границ финальной трети. В первом тайме с «Уфой» это даже привело к одному явному моменту (Эджуке скинул мяч направо Фернандесу, а тот покатил Кучаеву в центр штрафной), но против «Локомотива» лишь добавляло пассивности атаке ЦСКА. Вероятно, ярче всего чисто атакующий (отнесем действия в прессинге к промежуточным) скилл Эджуке как нападающего проявился на 6-й минуте.

Понятно, что Чалов против «Уфы» и «Локомотива» выходил на подуставшего соперника, а с «Уфой» ЦСКА еще и вел в счете и имел достаточно зон, но Федор за 54 минуты 12 раз коснулся мяча в чужой штрафной, имел по 1 явному моменту в каждом из матчей и оформил ассист на Бистровича с «Уфой». 

Когда в центре атаки номинально располагается Эджуке (еще раз: помним, что он далеко менее жестко привязан к позиции, чем Чалов, хотя и Федор может уходить в другие зоны, а также о контексте матчей), остроты меньше. В первом тайме с ЦСКА Эджуке вообще не бил и сделал всего 3 касания в чужой штрафной – 2 из них были попытками обводок.

6. В июльском матче, когда ЦСКА еще действовал по схеме с тремя центральными защитниками, Николич специально не готовился к Марио Фернандесу – в старте слева вышел Жоау Мариу, по ходу второго тайма там появлялись Жемалетдинов и Антон Миранчук. Сейчас у Николича было два основных варианта (Антон и Камано), Жемалетдинов (в прошлом сезоне – лучший атакующий игрок «Локо» по оборонительного объему), но в старте появился Игнатьев.

Неожиданно, но даже при победе это решение Николича сложно назвать ключевым. Выдвижения Игнатьева на Марио при прессинге в центре поля мы уже разобрали – а в целом Влад исполнял роль классического флангового полузащитника при Николиче. Так, при позиционной атаке Игнатьев очень часто уходил в полуфланг, открывая край для Рыбуса.

При позиционных атаках ЦСКА через левый фланг Игнатьев сужал пространство, а при диагоналях на Фернандеса (их было немного) к Марио часто выдвигался Рыбус. То есть, да, Николич выпустил Игнатьева налево как игрока, который сыграет при обороне лучше номинальных фланговых полузащитников, но никакой персональной опеки Фернандеса не было.

В первом тайме у Игнатьева и Фернандеса не было ни одного прямого единоборства у штрафной «Локомотива», а сам Марио отдал лишь 2 паса в штрафную: заброс из средней трети, а также хороший пас поперек на Влашича, который был связан именно с узкой позицией Игнатьева при позиционных атаках армейцев. Отмечаем много промежуточных передач ЦСКА в развитии атак (в том числе – из-за большого числа игроков в этих зонах) и простые, но грамотные перемещения всех игроков «Локомотива».

7.  Последние 15 минут первого тайма остались за «Локо» – и дело не только в голе Смолова. Команда Николича перестала терять мяч под прессингом ЦСКА (за полчаса были 4 потери – не сразу после давления, а после выносов к центру поля и проигранного подбора или неудачного первого касания Смолова), забрала контроль себе (57,6% с 30-й по 45-ю минуту) и перебила армейцев (4-2). Дело и в ослабевшем давлении атакующей линии ЦСКА (то, о чем говорил Гончаренко применительно к Эджуке), и в качественной игре Эдера, цеплявшегося за большинство длинных передач. Португалец не только сбрасывал мячи набегающим партнерам и Смолов, но иногда и оставлял его у себя.

Например, скидка самому себе случилась перед голом Смолова – Чорлука беспрепятственно забросил вперед, Эдер выиграл верх у Магнуссона и овладел мячом у угла штрафной. Конечно, «Локомотиву» повезло с рикошетом после прострела Эдера и отскоком, но, во-первых, Игнатьев добежал в нужную точку (Обляков уже выключился из эпизода) и здорово пробил из непростой ситуации, а, во-вторых, Миранчук и Смолов сыграли уж слишком изящно. 

В перерыве Игнатьев объяснял, что смена флангов им и Миранчуком – стечение обстоятельств. Оно действительно произошло во время паузы (ЦСКА подавал угловой с левого фланга), но случилось еще за семь минут до гола. Конечно, за это время игра несколько раз останавливалась, но Игнатьев и Миранчук не возвращались в исходные позиции.

8. Предыдущий пункт лишь отчасти посвящен Эдеру – а матчем против ЦСКА он заслуживает полноценного. Про классную борьбу в атаке мы уже сказали (еще один яркий пример подыгрыша себе, при этом более тонкого – атака с ударом Смолова в штангу). Кроме полезных действий на чужой половине, Эдер был эффективен и при стандартах у своих ворот. ЦСКА подал 10 угловых – после двух из них Эдер выносил мяч из штрафной, а еще в одном не дал пробить Магнуссон. 

Всего Эдер выиграл 9 верховых единоборств из 16 – и здесь не учитываются ситуации, когда нападающий принимал мяч и укрывал его корпусом. Такие действия и одна из ключевых ролей в голе заслуживают звания лучшего игрока матча.

9. Второй нападающий «Локомотива», Федор Смолов тоже заслуживает отдельного пункта. Смолов забил победный гол, а также пробил в штангу и перекладину – с отрывом самый острый игрок матча. Если на Эдера в основном шли длинные передачи, то Смолов боролся и за длинные передачи, и открывался между линиями под проникающие пасы низом. Смолов коснулся мяча 57 раз – больше только Рыбус (65), Живоглядов (62) и Магкеев (60), отличный показатель активности Федора.

При этом однозначно успешной игру Смолова не назвать – из-за частого плохого первого касания при приеме передач из глубин и передерживания мяча в середине поля. Только за первый тайм Смолов совершил 5 потерь – только один игрок (Влашич) сделал столько же за весь матч. Особенно запомнился эпизод, когда Смолов притормозил на своей половине, неудачно пытался обыграть Марио Фернандеса и остановился после потери мяча. Николич вскинул руки вверх и отвернулся от поля, но продолжил доверять Федору – во втором тайме глупых потерь от Смолова мы уже не увидели.

10. Второй тайм логично начался с атак ЦСКА – его стартовый отрезок подвело удаление Бистровича на 60-й минуте. В этот отрезок ЦСКА снова забрал себе мяч (60,4%) и постоянно оказывал давление на левом фланге и полуфланге – там постоянно действовал Эджуке, подключался Щенников, смещались Влашич и Кучаев. За 15 минут ЦСКА нанес 5 ударов, 3 – как раз слева.

При этом нельзя сказать, что недорабатывал, например, Антон Миранчук – один удар (то самое очко Гильерме) случился после долгого розыгрыша в центре, когда Миранчук занял узкую позицию, а два произошли в быстрых атак. Их «Локомотив» привез себе сам – сначала Куликов неудачно скинул мяч головой в середине поля, а затем Гильерме неудачно выбросил мяч рукой. Эти удары были неопасны (совсем – если бы не Гильерме), а самый острый пришел из противоположного полуфланга – Бистрович нашел передачей между Куликовым и Магкеевым Влашича. Тут Гильерме спас.

11. Если бы не удаление, Бистрович покинул бы поле через минуту – Гончаренко планировал выпустить вместо него Чалова. Скорее всего, в среднюю линию сел бы Кучаев, а Влашич расположился под Чаловым. В меньшинстве Влашич чаще оказывался на одной линии с Чаловым, а Обляков выдвигался выше даже больше Кучаева. 

Удаление Бистровича не закончило игру – в меньшинстве ЦСКА тоже больше владел мячом (56,4% с 60-й минуты до конца матча), нанес 9 ударов (у «Локомотива» – тоже 9, но на 2 больше из штрафной) и пытался встречать соперника высоко, оставляя Живоглядова и Рыбуса без опеки.

 

Пространства на своей половине было слишком много, но за то, что ЦСКА не бросил играть – респект.

12. Франсуа Камано вышел на поле только на 80-й минуте, но едва не стал антигероем матча (хотя обыгрыш Магнуссона в чужой штрафной в добавленное время – супер). 

Сначала Камано очень расхлябанно подошел к выходу со Смоловым 2-в-1 на Щенникова. Да, темп атаки сбил Смолов, который слабо покатил мяч, но Камано уж совсем пешком пытался обыграть вернувшегося Карпова. Естественно, не получилось. Через две минуты Камано сыграл еще хуже – пустил за спину Щенникова, открывшегося под заброс Облякова.

«Локомотиву» просто повезло – после скидки Щенникова Чалов не попал по мячу. По сути, единственный явный момент ЦСКА в матче возник после недисциплинированности Камано. Дальше так нельзя.

13. Конечно, «Локомотив» не показал никакого доминирующего футбола, но заслуженно победил ЦСКА. Гол, удар Смолова в штангу, момент Игнатьева после отличной передачи Миранчука во втором тайме – явные моменты команды Николича. Плюс удар Смолова в перекладину и пара запоротых контратак в самом конце игры. У ЦСКА был только момент Чалова – и удаление Бистровича тут точно не оправдывает. 

14. Гончаренко получил широкий состав, но пока полноценно им не пользуется. Понятно, Фукс – травмирован, но по форме Гайча, позиции Эджуке и выходу Зайнутдинова в старте второй матч подряд вопросы можно предъявлять только тренерам ЦСКА. 

«Локомотив» провел достойную игру в обороне, но кажется, что у команды Николича могло быть намного больше проблем. 

Они остались на скамейке ЦСКА вместе с нападающими.

Использованы данные Opta, а также статистика и графика InStat.

телеграм-канал/твиттер Дорского

🤦‍♂️ Цирк с заменой Васина: забыл щитки, сорвал свой выход и разозлил Гончаренко. Это вряд ли случайность

«Локо» возродился в дерби и почти догнал ЦСКА: у Смолова победный гол-близнец (плюс штанга с перекладиной)

Фото: РПЛ/Константин Рыбин; РИА Новости/Александр Вильф; fclm.ru/ru