7 мин.

Почему «Спартаку» не должно быть стыдно

Александр Дорский – о победе «Зенита» над «Спартаком» (4:2).

«Спартак» не играл вторым номером

Массимо Каррера не вернулся к схеме с пятью защитниками, предпочтя выпустить Маурисио к Кутепову и Боккетти и перевести Ещенко на левый фланг. В центре поля у красно-белых возникла мощная группа из Фернандо, Глушакова, Попова и сваливающихся к ним с краев Зобнина (в большей степени) и Промеса (в меньшей).

С первых минут спартаковцы забрали мяч, и команды довольно много времени проводили на зенитовской половине поля. Показалось, что Мирча Луческу к такому был не готов: кроме проходов Кокорина, которые по разным обстоятельствам не приводили к опасности у ворот Реброва, «Зенит» пребывал в сонном состоянии, в первые 15 минут не создав ничего.

От своего плана на игру Каррера не отходил на протяжении всего матча. «Спартак» больше владел мячом (44%-56%), больше отдавал передач, а по количеству коротких пасов красно-белые превзошли хозяев почти на сотню (341 на 251). Такого преимущества над новым, исповедующим контроль мяча «Зенитом» не имел ни один соперник. Каррере в целом удалось навязать петербуржцам свою игру, лишив их мяча, при этом (минуты до 85-й) компактно располагаясь в обороне при его потере. 

Когда у «Зенита» появится новый вратарь?

Юрий Лодыгин вновь совершил результативную ошибку. Зенитовский вратарь в этом сезоне допустил немало оплошностей (игры против «Ростова», «Маккаби»), потеряв твердое место в воротах. После сухого матча с АЗ (5:0) Луческу доверил Лодыгину место в составе в одном из самых принципиальных матчей сезона, и вратарь сильно подвел тренера.

Удар Промеса со штрафного был неприятным (отскок в нескольких метрах от Лодыгина), но с ним Юрий был обязан справляться. К сожалению для петербургских болельщиков, голкипер отбил мяч прямо перед собой, и Боккетти сравнял счет. «На сегодняшней установке объяснял, что если мяч после штрафного будет отскакивать от земли, нужно выбить его во фланг, а не перед собой. Он допустил ошибку, и это привело к голу. Мы допускаем ошибки, которые обговариваем заранее. Надеюсь, как команды меняются, как игроки меняют свои привычки, так же и Юра изменится», – рассказал тренер «Зенита» после матча. «Очень важно, что мы победили, важно, что мы хорошо проанализировали первый тайм, но это были ошибки Лодыгина, а не команды», – чуть позже добавил Луческу.

Похоже, что Лодыгин окончательно теряет статус основного вратаря. Учитывая недоверие Луческу и к Кержакову-младшему, который ошибался еще на предсезонных сборах, логично предположить, что уже зимой в Петербурге будет новый вратарь. 

Ослабленность флангов «Спартака» из-за травмы Комбарова

Из-за травмы Комбарова, набравшего в последнее время хорошую форму, Каррера произвел кадровые перестановки на флангах обороны. Справа появился Маурисио, который уже играл в роли крайнего защитника в матчах против «Локомотива» и «Уфы», а налево был переведен игрок правого фланга Ещенко. Эти перестановки заметно ослабили команду по всем параметрам.

Во-первых, Маурисио почти не помогал партнерам на чужой половине поля, что существенно снизило нагрузку на Жиркова и Мака, во-вторых, Ещенко – ярко выраженный правша, игра на непрофильном фланге не увеличила его атакующий потенциал.

В обороне крайние защитники «Спартака» тоже действовали не очень успешно. Ещенко привез оба пенальти, а Маурисио стал главной целью для зенитовцев. На 19-й минуте бразилец на пару с Кутеповым проиграл верховую борьбу Дзюбе, после чего Ещенко сыграл рукой в своей штрафной.

Кроме индивидуальных ошибок, обороне «Спартака» не хватало и взаимопонимания и грамотной подстраховки.

Перед вторым голом «Зенита» последовал заброс от Кришито (пружины большинства питерских атак) на Жиркова. Зобнин проиграл позицию и оказался в роли догоняющего. Его пошел подстраховать Маурисио, который изначально опекал Мака. Словак остался в одиночестве, Жирков головой переправил ему мяч. Кутепов не успел сместиться вправо, полузащитник «Зенита» развернулся и выполнил прострел в центр штрафной. 

Провалы «Зенита» в центре поля + недисциплинированность Глушакова

Перед матчем мы говорили о том, что новому лидеру питерцев Жулиано придется сильно потрудиться над опекой Фернандо, через которого спартаковцы обычно выходят из обороны. Несмотря на то, что зенитовский бразилец снова стал героем матча (гол+пас), с закрытием соперника он совершенно не справился. Фернандо слишком часто получал мяч в одиночестве, что позволяло «Спартаку» свободно начинать атаки. В первом тайме вообще могло сложиться впечатление, что Луческу и не давал задания персонально играть против Фернандо на спартаковской половине поля, однако после перерыва ситуация несколько изменилась: пару раз активно вступал сам Жулиано, еще в нескольких эпизодах ему на помощь приходил Кокорин.

Помимо свободы Фернандо, зенитовские опорники Хави Гарсия и Витцель постоянно оставляли у себя за спиной одного, а то и двух игроков в красных футболках. 

Глушакову ни один из зенитовцев не мешает сделать передачу на Зобнина, перед которым возникают около десяти метров свободного пространства. 

Подобные провалы (и грамотные открывания спартаковских футболистов между линиями), к счастью для петербуржцев, не привели к пропущенным мячам, но перспективных атак у «Спартака» (наиболее часто в них участвовал Попов) в первом тайме было несколько больше, чем у «Зенита».

Во втором тайме «Зенит» действовал строже, но все равно в центре поля господствовали москвичи. Раз за разом Промес, Зобнин, вышедший на замену Джано оказывались у штрафной Лодыгина, но им все время не хватало точного последнего паса. Пожалуй, в этом и заключалось решающее отличие между командами: у «Зенита» оказался Жулиано, который выдал идеальную передачу на Витцеля, а у «Спартака» своего героя не обнаружилось. 

Антигероем конца матча стал Денис Глушаков. Хавбек «Спартака» уже в начале второго тайма поучаствовал в симптоматичном эпизоде.

После потери красно-белыми мяча на зенитовской половине поля хозяева убежали в контратаку. Изначально Глушаков находился ближе к воротам Реброва, чем Жулиано, бежавший с мячом. Однако Денис попросту бросил бежать, оставшись в качестве наблюдателя опаснейшего прорыва бразильца. «Спартаку» удалось в этом моменте отбиться (к чести Глушакова, он все-таки вернулся и выбил мяч из-под ног притормозившего Жулиано), но подобная ситуация повторится через несколько минут. 

Перед третьим голом Витцель оторвался именно от Глушакова. Полузащитники бежали вместе еще от середины поля, однако в необходимый момент бельгиец ускорился и откликнулся на передачу Жулиано, а спартаковец не помешал ему забить. 

Неквалифицированное судейство

Работа главного арбитра Сергея Иванова не выдерживает никакой критики. Судья из Ростова-на-Дону откровенно не выдержал накала матча. Однако говорить о предвзятости Иванова в адрес одной из команд нельзя: уровень судейства в целом был крайне низок. 

Наиболее резонансным решением Иванова стало неудаление Кришито за фол на Промесе, после чего «Зенит» убежал в контратаку и заработал второй пенальти. Кришито однозначно заслуживал второй желтой карточки за фол на лучшем бомбардире «Спартака» и должен был покинуть поле. Однако удаление должно было быть и в составе красно-белых, когда Боккетти локтем ударил в голову Дзюбе.

Было и еще несколько крайне спорных решений Иванова (неназначение штрафного за игру рукой Попова метров в 25 от ворот Реброва, фол Зе Луиша на Нету неподалеку от зенитовских ворот во втором тайме, офсайд Кокорина в первом тайме), которые на следующей неделе будут разбирать соответствующие органы. Вряд ли руководитель судейского корпуса Валентин Иванов остался доволен работой своего однофамильца. 

Фото: fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов; РИА Новости/Алексей Даничев