8 мин.

Сергей Ваганов: «Григорян рассказал стишок, и все стали хохотать»

Сергей Ваганов приехал в Хабаровск недавно. До «СКА-Энергии» у него была яркая карьера. Он успел застать падение ФК «Нижний Новгород», выход в Премьер-Лигу «Мордовии» и целых три прихода Александра Григоряна в новые команды. О том, как он играл в футбол с известным арбитром, болел на фанатском секторе и путешествовал с семьей по стране, Сергей рассказал в интервью нашему изданию.

 

 Что за Большое Мурашкино, в котором Вы родились?

– Небольшой поселок городского типа в девяноста километрах от Нижнего Новгорода. Население тысяч в шесть. В 13 лет я уже уехал оттуда, потому что в Нижнем открыли спортшколу. Там до сих пор живут мои родители. А у меня осталось примерно такое же деревенское отношение к жизни, что и раньше. Недавно шли с женой по городу, оказалось, что нам обоим в деревню хочется.

 

У Вас же кроме футбола в жизни был еще и хоккей?

– Да, у меня стоял выбор между хоккеем и футболом. Но я решил выбрать именно футбол, о чем не жалею. Хотя хоккеем я занимался очень серьезно. Мы и областные соревнования выигрывали, и на всероссийские выезжали. Был даже просмотр в хоккейном «Торпедо», где мне предлагали остаться.

Ваганов

 

Ваш родной город больше футбольный или хоккейный?

– С приходом Валерия Павлиновича Шанцева (губернатор Нижегородской области – прим. авт.) окончательно стал хоккейным. Очень много уделяется внимание именно «Торпедо». С каждым годом у команды все лучше дела. Два последних сезона подряд в плей-офф попадают. Жаль, что дальше продвинуться не могут. А вот футбольных клубов в городе было два – это «Волга» и «Нижний Новгород». Один из них даже в РФПЛ выходил, но сейчас там все плохо и большие долги. Народу мало ходит. А вот на хоккее всегда арена забита, и билет достать – проблема. Еще у нас там развивается баскетбол и волейбол, но с хоккеем, конечно, не сравнить.

 

Вы ведь до сих пор болеете за хоккеистов из своего города?

– Да, как только просыпаюсь утром, то сразу смотрю, как сыграли, в Интернете. Тем более сейчас, когда «Торпедо» идет на четвертом-пятом месте. Местным тут даже в шутку говорю: «Смотрите, как наши выступают. Не то, что ваш «Амур».

 

Бывая дома, выбираетесь на матчи?

– Конечно. Я же живу в двух-трех минутах от Дворца спорта. Правда, в последнее время сложновато выбираться. Только если в отпуске на одну-две игры. В Хабаровске тоже сходил на игру «Амура» со СКА. Всей командой выбрались. Но игра не понравилась. «Амур» выглядел слабо, проиграл без борьбы почти. Болеют в Хабаровске не так, как в Нижнем Новгороде. Здесь только во время острых моментов шумят, а там болельщики не замолкают вообще. Хотя арена в нашем городе поменьше.

 

Любимые игроки есть в хоккее?

– У меня? Михаил Варнаков.

 

Сын бывшего тренера «Амура».

– Я с ним учился в одной школе, в параллельных классах. Сейчас он за «АК Барс» выступает. А еще там учился Михаил Тюляпкин – нынешний игрок «Амура». Не то чтобы друзья… В лицо знаем друг друга, но лично не знакомы. Здесь не удалось пересечься пока, хотя я уже просил через общих знакомых, чтобы мне дали его номер. Тем более что сейчас Тюляпкин травмирован. Но думаю, что сезон длинный, и мы еще успеем увидеться.

 

Знаю, что начинали Вы в нижегородском «Локомотиве». Эта команда пошумела в 90-е годы. А сейчас что-то о ней напоминает?

– Ее расформировали в 2005 году. Раньше держалась за счет железнодорожников, сейчас они отказались от клуба. Я пришел туда в 2002 году, когда клуб начинал с Третьей Лиги. Потом мы попали во Вторую Лигу и три года выживали там, пусть и с трудом. Хотя нас все равно решили закрыть. Болельщики в основном после «Локомотива» стали болеть за «Нижний Новгород». Некоторые – за «Волгу». И такая вражда началась! Драки чуть ли не на каждом матче. Я не понимал и не понимаю, почему у них так случается. В Краснодаре ведь, например, тоже два клуба, но там вражды такой не видно.  

семья

 

А противостояние между Хабаровском и Владивостоком, играя за «Луч-Энергию и «СКА-Энергию», Вы успели прочувствовать?

– Конечно. Слышал, что такие бойни идут, противостояние... Вживую не удалось посмотреть на это. Но накал игры между Хабаровском и Владивостоком очень даже ощущался в первом матче тура. Бились там.

 

Вы тоже ведь как-то были на фан-секторе.

– Когда я играл за «Нижний Новгород», то во время стыковых матчей с «Волгой» нас попросили прийти и поддержать. Мы это сделали с Максимом Зюзиным. Он пару раз даже что-то крикнул в рупор. Мы почувствовали весь этот жар, накал. И через пару минут уже ушли.

 

По торсу не шизили?

– Нет конечно. Ребята же просто попросили прийти. А у меня с ними хорошие отношения были, да и сейчас есть.

 

Фанаты в Нижнем Новгороде Вас настолько любили, что даже признали как-то лучшим футболистом года.

– Дело было зимой. Мне сообщили, что я признан лучшим, и это стало неожиданностью. Вручили шарфик именной с номером. Сейчас он так и остался в родном городе. У меня вообще шарфики есть из всех клубов, где я играл. Особенно среди них выделяется специальный шарфик «Мордовии», сделанный в честь выхода команды в Премьер-Лигу.

 

Знаете, с кем ассоциируется у болельщиков нижегородский «Локомотив»?

– Разумеется. С Валерием Викторовичем Овчинниковым, Борманом. Я, правда, его не застал, но наслышан хорошо, потому что все, кто были вокруг, успели с ним поработать. Сейчас, конечно, многие легенды забываются, но в городе до сих пор на слуху, что это он первым привез в Россию бразильцев. Причем бразильцы, не зная города, бродили в позднее время по районам, куда и днем-то заходить страшно. Там их, правда, так и не тронули. Только удивлялись. Тренировки Овчинникова тоже у многих в памяти. Как он заставлял людей надевать в жару болоньевые костюмы и бегать в них.

 

семья

А некоторые источники пишут, что Овчинников чуть ли не Ваш первый тренер в большом футболе.

– На самом деле, в этой роли у меня Игорь Егоров. Бывший футбольный арбитр. Он-то меня и заметил в 16 лет и рекомендовал в «Локомотив».

 

У Игоря Егорова было собственное казино.

– Да, у него их много было. А когда он закончил с судейством, то пошел спортивным директором в «Нижний Новгород» и сильно помог нашему клубу. Мы с ним впервые пересеклись на поле. У него была команда 16-летних мальчишек, а он был таким «дядькой-наставником» и играл в защите, кричал на нас. Из всей команды рекомендовал меня и Славку Быстрицкого. Хотя больше Егорова мне дал Григорян, который приехал в Нижний Новгород позже и оставил меня в команде, поставив крайним защитником, хотя раньше я на этой позиции не играл. Вообще за карьеру мы пересекались трижды – в «Нижнем Новгороде», «Луч-Энергии» и тут.

 

Он меняется?

– Все меняются. У него уже немного другой стиль тренировок. Если раньше он делал больше упор на отработку «прессинга», то сейчас на контроль мяча, комбинации. Мяч должны отбирать не мы, а у нас. Конечно, в тот год, когда он едва пришел в клуб после женского футбола, он был немного иным.

 

Многие знают про его нестандартные подходы к тренировкам. То музыку включит на самых тяжелых тренировках, то речь выдаст. Вас удивлял?

– Все время удивляет. Он как был нестандартным, так и остается. Сколько бы лет ты с ним не проработал. Помню, перед одной важной игрой команда была сильно напряжена, а Григорян рассказал стишок, и все стали хохотать. На разминку выходили совсем не загруженными. Но сам стишок я сейчас не вспомню.

 

В Хабаровске Вы с Александром Григоряном пересеклись в третий раз за карьеру. А сколько переезжать пришлось Вашей семье?

– Постоянно переезжаем. Дочке три с половиной года, а она уже успела пожить в Волгограде, Саранске, Владивостоке, Калининграде, а теперь здесь.

 

А с женой консультируетесь перед переездом?

– А как иначе? Если просто ставить перед фактом, то это уже и не семья. Но я сперва обустраиваюсь на месте, а потом они уже переезжают – Наташа и Ника.

 

Ваганов

Что становится источником информации перед переездом в другой город? Интернет?

– Обычно смотрю, есть ли знакомые в новых командах, спрашиваю у них. Звоню, интересуюсь, спрашиваю совета. О «СКА-Энергии» мне рассказывали Рома Славнов и Максим Зюзин. Что посоветовали мне перед переездом в Хабаровск? Запасаться деньгами, потому что тут высокие цены на все. В остальном здесь хорошо.

 

Григорян, по Вашим словам, меняется, а Ваш родной город?

– Развивается, конечно. У нас же в 2018 году пройдет Чемпионат Мира по футболу. Там сейчас делают инфраструктуру, аэропорт, аэроэкспресс. Что касается меня, то я, конечно, планирую посетить там матчи. Все-таки родной город. Как можно такое пропустить?

 

– Может, и сыграете?

– Может и сыграю. Почему нет? Сколько мне будет? 33. В этом возрасте люди вполне еще состоятельны в сборной. Вон Зидан и в 32 года как блистал. Может, и у меня получится. Все впереди еще!

 

Фото: Григорий Хабаров