5 мин.

Черная полоса Жоана Лапорты

Жоан Лапорта, похоже, впал в немилость судьбы. Помимо нашумевшего иска о незаплаченном залоге на него свалилось новое судебное дело. На этот раз претензии к Лапорте имеет футбольный агент Байрам Тутумлу. Грэхэм Хантер знакомит нас с обстоятельствами этого дела.

Поведение бывшего президента «Барселоны» Жоана Лапорты в суде в понедельник походило на фарс.  

Лапорта мне видится человеком с постоянным хитрым блеском в глазах, он эдакий милый шельмец. Он живет жизнь со страстью Эррола Флинна (знаменитый голливудский актёр австралийского происхождения, кинозвезда и секс-символ 1930-х и 1940-х годов), частенько прокладывая свой жизненный путь через самую гущу трудностей и вызовов. Однажды он сбросил с себя штаны в аэропорте Барселоны в знак протеста против того, как с ним обращалась испанская полиция, которая была в свое время тесно связана с режимом диктатора Франко, которого так ненавидят все каталонские националисты.

Стала знаменитой его фотография, сделанная в одном из ночных клубов, на которой он держит в одной руке большую сигару, а в другой – бутылку французского шампанского. Случилось это после незабываемых 2-6 на «Бернабеу»..

Он тот парень, что сделал себе прическу «под Битла», которую носил Круифф, когда переехал в «Барселону» в 74-м, и который добился победы на президентских выборах в 2003-м году с помощью «ловкости рук», объявив, что достиг договоренности с «МЮ» о переходе Дэвида Бэкхэма. Кто следил более за перипетиями этого трансфера, знали, что помимо этого предварительного соглашения «Юнайтед» также согласовали цену и с «Мадридом». В конце концов Бекс предпочел поехать именно в Мадрид, однако этот рискованный ход Лапорты принес результат в виде выигранных выборов и президентского кресла.  Надеюсь, теперь вы понимаете, почему я позволил себе назвать его шельмецом, при этом нисколько не стремясь его обидеть или задеть.

Поэтому не стал неожиданным его тон в стиле «Я все равно умнее всех вас» в суде Барселоны. На перекрестном допросе, когда его адвокат задал все вопросы и сказал все, что хотел сказать, Лапорта шутливо спросил: «Что, это всё? Серьезно – как жаль!»

Конечно, это была игра на зрителя. Лапорта, который, возможно, является самым важным президентом клуба за всю 112-летнюю историю, пробывший на том посту с 2003 по 2010 годы, непревзойденный рассказчик, который обращается со словами так же умело, как Месси со своей левой ногой. Я думаю, он видит себя не меньше чем реинкарнацией Джона Кеннеди и считает, что нет такой ситуации, из которой он мог бы выбраться с неизменной вежливой улыбкой, железобетонной уверенностью и учтивыми манерами.

Так почему же он снова был в суде?

На этот раз все гораздо проще, чем законный иск по запросу одного из сосьо. Футбольный агент Байрам Тутумлу требует через суд 10% от суммы в 10 миллионов евро, которую Лапорта получил от компании «Зеромакс», принадлежащей узбекистанскому миллиардеру Мирадилу Джалалову.  

Лапорта свободно подтверждает, что действительно работал консультантом и советником Джалалова и что его адвокатская контора действительно заработала 10 миллионов евро. Он также указывает, что в результате разных сделок между «Барселоной» и Джалаловым он заработал для клуба сумму порядка 3 миллионов евро, которая могла превратиться и в 5 миллионов, если бы состоялся тот товарищеский матч в Узбекистане.  

Кто здесь прав – Лапорта или Тутумлу, не знаю и не очень хочу знать.

Но вот мне интересно, была ли вся эта история на самом деле, или это очередные злобные завывания некоторых СМИ и «любителей» «Барселоны»?

Президент и директора, приходящие на «Камп Ноу», должны внести залог в несколько миллионов евро каждый в качестве страховки от их возможных неудачных действий. Также, по правилам, дирекция клуба не получает зарплату.

Когда Лапорта встал у руля клуба в 2003, дела «Барселоны» были плачевны. Управление велось из рук вон плохо; основное занятие, непосредственно футбол, мог внушать разве что жалость или отвращение; финансы пели романсы; в общем, клуб вползал в новый век с очень заметным скрипом, и ему необходима была хорошая встряска.

Именно Лапорта нашел Франка Райкаарда и уговорил его стать новым главным тренером «сине-гранатовых»; при его непосредственном участии на «Камп Ноу» переехал блистательный Рональдиньо, с помощью которого «Барса» восстала из пепла, как птица Феникс, и закрепилась на вершине испанского да и европейского футбола в целом.

Были неудачи. Были серьезные споры и разногласия. Наконец, были ошибки. Но затем Лапорта поддержал позицию Марка Инглы, Йохана Круиффа и Чики Бегиристайна, что необходимо пригласить Гвардиолу. Именно Лапорта был одним из самых больших камней фундамента, на котором за считанные годы был построен новый клуб, а также блестяще раскрыт игровой и коммерческий потенциал гения по имени Лионель Месси.

Также необходимо отметить, что Лапорта сделал все возможное, чтобы искоренить расистское поведение на «Камп Ноу», за что ему даже угрожали и преследовали на протяжении нескольких лет самые радикальные фаны «Барселоны» из группировки «Бойшос Ноис». А ведь он просто честно и без страха выполнял свою работу.  

Поэтому принесенная им за все эти годы польза не поддается исчислению. Теперь он политик и сам страдает от вороха исков и судебных дел. Надеюсь, справедливость так или иначе восторжествует и Лапорта сможет двигаться дальше. Я не оправдываю его и не говорю, что иски неправомерны – он должен с ними столкнуться и ответить по закону. Но нельзя, чтобы эра его правления запомнилась только этим. Я твердо убежден, что он, наверно, лучший президент клуба за всю его 112-летнюю историю.

Однако в понедельник эта шутка была скорее про него самого. Лапорта использовал фразу, которую во все времена так боятся услышать все мужчины от своих дам: «Что, и всё? Жаль…»

Эта фраза относится и к его президенству. Вместо того чтобы покинуть свой пост со всевозможными почестями и под фанфары, он вынужден теперь публично выяснять отношения со своим преемником Сандро Росселем, а также отстаивать свою честь и банковский счет в судах Барселоны.

Что, и все? В самом деле, президент Лапорта? Вы действительно хотели закончить свою блестящую эру именно так?  Язвительные шуточки и неестественная походка все же больше подходит обвинителю, адвокату, но никак не человеку, который вознес свой любимый клуб на мировой футбольный Олимп.  

Я смотрю на все это и мне остается только повторить вслед за ним: очень жаль…

Graham Hunter, espn.com