4 мин.

Перемотка

В ожидании футбольного сезона блог «ФК» набирается сил и вдохновения не совсем обычными способами. Тимур Журавель находит повод в одном тексте рассказать о дерзости Марка Мессье, звучности Олега Жолобова и резкости Павла Буре. А также – проанансировать будущие свершения «Футбольного клуба».

Кевин Лоу бросает от синей линии, Дуг Лидстер бьется у бортика, Эса Тикканен цепляет кого-то сзади... Чтобы вспомнить этих людей и эпизоды с их участием мне не нужно рыться в википедии или в ютьюбе. Они крепко сидят в памяти, будто все произошло на прошлой неделе.

Вспомните свои первые болельщицкие переживания. Они же, как правило, из далекого детства. И команда, к которой вы почему-то прикипаете, – как первая любовь. Детали этой любви будут жить с вами долго. Может, всегда.

В начале 90-х не было ни интернета, ни спутникового телевидения. Были редкие спортивные новости, где по 30 секунд рассказывали о странном заморском хоккее с орущими комментаторами и чудо-голами какого-то Марио Лемье.

И еще, только-только появившийся «Спорт-экспресс»! Оттуда сутки спустя я узнавал, что «Миннесота Норф Старс» повергла «Квебек Нордикс». Скупые строчки – будто радиограмма с далекой планеты. Сегодня, попадись эти новости вам на глаза, вы бы, наверное, решили, что это было во времена динозавров.

Конечно, все за кого-то болели. Обязательно. Почему я выбрал «Нью-Йорк Рейнджерс», не помню. Возможно, чьи-то обрывочные рассказы о великом «Эдмонтоне», осколки которого массово приземлились в «Рейнджерс», произвели магических эффект.

Крэйг Мактавиш, катающийся с непокрытой головой. Марк Мессье с терминаторовским взглядом из-под шлема, Алексей Ковалев, которого одновременно и любит и ненавидит деспотичный тренер Майк Кинэн.

По обрывкам информации я собирал и додумывал большую историю. Утром бежал к почтовому ящику, хватал «Спорт-экспресс» и, не двигаясь с места, долистывал до НХЛ... Ух, выиграли!

Так, с опозданием в сутки от реального времени я продвигался вместе с «Рейнджерами» по сетке плей-офф. Громил «Вашингтон», растирал в пыль «Айлендерс»... В предыдущие годы мои «Рейнждеры» сходили с дистанции очень быстро, поэтому такая легкость даже пугала.

Когда в полуфинале «Нью-Йорк» уступал в серии «Нью-Джерси» 2:3, я попрощался с мечтами о Кубке до следующего года. Но тут Евгений Рубин, писавший для «Спорт-экспресса» прямо оттуда, из-за океана, обнадежил меня рассказом о крутизне нашего капитана. Как раз при счете 2:3 Марк Мессье прогремел в интервью: «мы пройдем «Нью-Джерси»!». Ничего себе, самонадеянность!

И «Нью-Йорк» действительно выиграл серию! Откатав в седьмом матче два овертайма. Я по традиции узнал об этом из новостей, с опозданием в сутки. И, слава богу. Видеть такое вживую я, наверное, был еще не готов.

Так Нью-Йорк, как некое далекое пространство, стал для меня чем-то очень желанным и мифическим. Понятно, что попасть туда, если и смогу, то нескоро. Предпосылок никаких.

Параллельным курсом я погружался в мифологию этого города. Вы ведь все это тоже видели. Кинг Конг, ползущий по небоскребу, Холли Голлайтли, поедающая булочку перед витриной «Тиффани»... Кажется, действия половины американских фильмов происходит в Нью-Йорке. Ну и Холден Колфилд, конечно! С главным вопросом бытия: куда же деваются зимой утки из Центрального парка?.. Я бы все отдал за Центральный парк – без уток или с ними – неважно. Оттуда и до «Мэдисона», где катаются «Рейнджерс», кажется, рукой падать.

94-й год. Заря спортивного телевидения. Финал Кубка Стэнли показывали на второй кнопке. Каждый матч с суточным опозданием. О, мой бог, сейчас страшно подумать! Олег Жолобов комментирует такие матчи. Главный посыл – во главе «Ванкувера» «Русская ракета» Павел Буре. Четверо русских нью-йоркцев как бы не в счет. Ну, ничего, побьемся.

Важно было прожить сутки без новостей, чтобы в ночи усесться к телевизору в полном неведении. Иллюзия прямой трансляции. Хотя не так уж это и странно. Сейчас многие зрители «Плюса», записывая матчи, смотрят их потом вроде как впрямую. И если комментатор сообщит результат, тут же разорвут его в комментах.

Но до интернета тогда было еще далеко. Голос Жолобова с места событий звучал как кодовый сигнал. Я ловил каждое слово. И до сих пор назову тот «Рейнждерс» по тройкам, пятеркам, вдоль и поперек. Они были как литературные герои, с которыми я проживал выдуманную жизнь. Все, от Майка Рихтера до Эда Ольчика. От Ахиллеса до Патрокла.

Та финальная серия, наверное, была лучшей в НХЛовском десятилетии. Настоящий эпос. 52 сейва вратаря Кирка Маклина в первом матче довели меня до слез. Ну и последующие события тоже стоили немало нервов. Когда Мессье поднимал над головой Кубок, мне казалось, что я чувствую холодок этого металла. Среди ушедших в прошлое ВХСных кассет валяется запись седьмой игры.

Шло время. И взрослея, я расставался с этой детской любовью. Джо и Чендлер, идущие на «Рейнджерс», вызывали улыбку умиления. Сердечко екало едва-едва. В Нью-Йорке за все это время я так и ни разу и не был. И вот, когда «Рейнджерс» стали историей, а сам город еще больше оброс легендами, я вдруг аккредитовался через «Плюс» на два матча «Рейнджерс» и взял билет на самолет... Теперь Нью-Йорк и его команда в одном уже оплаченном перелете.

P.S. В ближайшее время читайте заметки из Нью-Йорка. Да, и не забывайте подписываться на наш блог. Футбольный сезон совсем близко, репортеры «ФК» приступают к активной деятельности. Хоккеем и Нью-Йорком мы здесь, естественно, не ограничимся. Следите за обновлениями.