8 мин.

Шесть самых драматических исходов борьбы за титул в «Формуле-1»

Кими Райкконен, 2007

Отставание в 18 очков от Льюиса Хэмилтона в середине сезона

Iceman прошел очень длинный путь, чтобы вырвать титул из-под носа у пилотов McLaren Льюиса Хэмилтона и Фернандо Алонсо в 2007 году. Финн отставал от Хэмилтона в середине сезона на 18 очков (тогда очки еще же начислялись так: 10-8-6-5-4-3-2-1), а если учитывать то, что британец финишировал в первой половине сезона всегда на подиуме, то перед Кими стояла очень сложная задача. После Гран-при Венгрии отставание финна увеличилось уже до 20 очков. «Я знаю, что очень трудно выиграть шесть гонок подряд, но мы должны попытаться», говорил тогда Райкконен. «Мы не можем сдаться».

Все изменилось, когда в McLaren испортились отношения между пилотами и руководством. Кими Райкконен в пяти последних гонках сезона одержал две победы и три раза побывал на подиуме, в то время как у Алонсо был сход в Японии, а у Хэмилтона в Китае. К финальной гонке сезона финн отставал от Хэмилтона на семь очков, а от Алонсо на три, так что борьба за титул должна была развернуться между тремя пилотами. Даже победа не могла гарантировать титул Кими.

То, что произошло, писалось легендами Формулы-1. Хэмилтон из-за проблем с коробкой передач финишировал лишь седьмым. Алонсо занял третье место, а значит ему удалось сравнять по очкам только со своим напарником по команде. Фелипе Масса шел к победе, но бразилец с радостью пропустил Райкконена, чтобы тот выиграл гонку и стал чемпионом. В итоге Райкконен опередил Хэмилтона и Алонсо только на одно очко.

Себастьян Феттель, 2012

Отставание в 44 очка от Фернандо Алонсо в середине сезона

Учебники истории говорят о том, что в 2010-2013 годах Феттель доминировал, но на самом деле четыре чемпионских титула достались ему не так просто. Семи различным пилотом удалось выиграть семь первых Гран-при 2012 года. Феттель в начале сезона также был одним из главных претендентов на титул, но к середине сезона немец отставал от Фернандо Алонсо уже на 44 очка (больше, чем в этом году от Хэмилтона).

То, что произошло дальше, было потрясающе. Феттель одержал победы в Сингапуре, Японии, Кореи и Индии, а также поднялся на подиумы в Абу-Даби и США, что позволяло ему к финальной гонке сезона в Бразилии опережать испанца уже на 13 очков.

Шансы на титул у Феттеля были велики, но борьба все равно оказалась напряженной, особенно когда болид немца развернуло в 4 повороте на старте гонки. Феттель смог продолжить гонку, в то время как Алонсо уже шел к подиуму. Казалось, что у пилота Red Bull нет шансов.

Но Феттель смог вернуться в очковую зону, в то время как начавшийся дождь еще больше усилил напряжение. В итоге немец опередил испанца лишь на три очка в личном зачете. Феттель стал самым молодым трехкратным чемпионом мира.

Нельсон Пике, 1981

Отставание в 11 очков от Карлоса Ройтемана в середине сезона

В 1981 году в гонках побеждало семь различных пилотов и пять из них действительно могли выиграть титул. Этот сезон стал одним из самых драматичных в истории. Нельсон Пике все же смог выиграть титул, который для него стал первым из трех, но для этого ему пришлось пройти очень трудный путь.

Карлос Ройтеман был родом из Южной Америки. Аргентинец смог в первой половине сезона, состоящей из восьми гонок, одержать две победы и три раза побывать на подиуме. Пике уступал ему 11 очков в личном зачете, что тогда было очень много. Самый опасный момент произошел для бразильца на девятом Гран-при в Сильверстоуне, где Пике повредил себе ногу в аварии. В то время как Ройтеман финишировал вторым и увеличил свой отрыв до 17 очков. Этим преимущество он, конечно же, воспользуется.

Пике смог восстановиться, одержав одну победу и два раза побывав на подиуме. Бразилец также смог отыграть очки, в то время как Ройтеман допустил несколько ошибок. К предпоследней гонке Пике уступал аргентинцу только одно очко. Все должно было решиться в финальной гонке в Лас-Вегасе, где Ройтеману удалось квалифицировать на поуле. В гонке у аргентинца начались проблемы с коробкой передач, в то время как Пике шел пока на седьмом месте, но этого было недостаточно. В итоге бразилец смог подняться на два места повыше и этого оказалось достаточно, чтобы завоевать титул с отрывом в одно очко.

Ники Лауда, 1984

Отставание в 11.5 очков от Алена Проста в середине сезона

С самого начала всем было понятно, что McLaren станет чемпионом, но вот кто из пилотов этой команды выиграет титул было не совсем понятно. В сезоне, состоящем из 16-ти Гран-при, Алену Просту удалось выиграть семь гонок. В середине сезона француз опережал Ники Лауду на 11.5 очков. В конце концов, в борьбе за титул победил австриец, который лишь на 0.5 очка опередил Проста в личном зачете – самый маленький отрыв в истории.

На 10-м и 12-м этапах, которые проходили в Великобритании и Австрии соответственно, выиграл Лауда, в то время как Прост два раза сошел, подарив 18 очков австрийцу. В последующих гонках Лауда был впереди в личном зачете, но к финальной гонке их разделяло лишь 3.5 очка.

Прост квалифицировался на первом ряду, в то время как Лауда лишь на 11-м месте. В начале гонки Прост шел в лидерах, но Лауда не собирался сдаваться. К середине дистанции австриец перешел на третье место, где пробыл почти 20 кругов, но затем сошел Найджел Мэнселл, который шел вторым. Так Лауда финишировал вторым, а Прост одержал победу. Хотя чемпионом в итоге стал Лауда. Это был один из двух сезонов, где чемпион ни разу не бывал на поуле.

Джеймс Хант, 1976

Отставание в 38 очков от Лауды в середине сезона

Восемь лет назад титул проиграл уже Лауда, хотя в том сезоне он попал в опасную для жизни аварию, но смог вернуться в гонки и сражаться за титул до самого конца. Об легендарном противостоянии Джеймса Ханта и Лауды даже снимут фильм.

Чемпион мира Лауда проводил за Ferrari уже третий сезон, в котором ему удалось выиграть четыре из восьми первых гонок сезона. К середине сезона австриец набрал 52 очка – это было в два раза больше, чем у Ханта, который одержал лишь две победы.

Все изменилось на Гран-при Германии. Лауда попал в аварию и получил сильнейшие ожоги. Многие с ним уже даже попрощались, но он смог восстановиться всего через шесть недель. В Италии ему удалось финишировать четвертым. В отсутствии Лауды Хант выиграл две гонки. Перед финальной гонкой в Японии британец по-прежнему отставал, но лишь на три очка. Погода была отвратительная и поэтому Лауда решил сойти. Хант финишировал третьим и выиграл титул.

Джон Сёртис, 1964

Отставание в 20 очков от Джима Кларка в середине сезона

Этот сезон стал легендарном во многом потому, что титул выиграл Джон Сёртис – единственный в мире гонщик, становившийся чемпионом мира в Формуле-1 и мотогонках.

Этот сезон состоял лишь из десяти Гран-при. В первой половине сезона Джим Кларк одержал три победы и одни раз финишировал четвертым, что в итоге принесло ему 30 очков и лидерство в чемпионате (тогда очки начислялись так: 9-6-4-3-2-1). Грэм Хилл с 26 очками шел вторым в чемпионате. Сёртис пока очень серьезно уступал.

В следующих четырех Гран-при Кларк из-за проблем с надежностью не смог набрать очков, а значит все должно было решиться на финальном этапе в Мексике. Тем временем, Сёртис во второй половине сезона одержал две победы и побывал один раз на подиуме. Так Хилл с 39 очками стал лидером чемпионата, опережая Сёртиса с 34 очками и Кларка с 30 очками.

Кларк уверенно лидировал почти всю гонку, в то время как Сёртиса от второго места отделяли партнер Лоренцо Бандини и Дэн Герни. Тем временем, Хилл из-за аварии был далек от титула. На последних кругах у Кларка начались проблемы с двигателем, и ему пришлось сначала уступить лидерство Герни, а потом вовсе сойти с дистанции. Благодаря этому Сёртис переместился на третье место за спиной своего напарника, который его любезно пропустил. Британец финишировал вторым и стал чемпионом.