11 мин.

10 лучших битв за титул в «Формуле-1» в последней гонке сезона

Видео самых эпичных битв за чемпионские титулы в «Формуле-1» – в блоге «F1 – королева автоспорта».

Классическая битва за титул – Италия, 1950

Пилоты: Нино Фарина (чемпион), Хуан-Мануэль Фанхио и Луиджи Фаджиоли

В последнем Гран-при первого в истории чемпионата «Формулы-1» на титул претендовали три гонщика «Альфа Ромео»: Хуан-Мануэль Фанхио, Нино Фарина и Луиджи Фаджиоли. Фанхио, набравший 26 очков, опережал Фаджиоли на два зачетных балла, а Фарину – на четыре. У Фарины и Фанхио был более мощный болид, чем у Фаджиоли.

Со старта гонки лидирство захватил Фарина, а Фанхио сошел из-за проблем с коробкой передач. Аргентинца сменил Пьеро Таруффи, который также затем сошел. В итоге Фарина смог одержать победу и стать первым чемпионом «Формулы-1», поскольку Фаджиоли финишировал только третьим.

Брэбэм становится чемпионом – США, 1959

Пилоты: Джек Брэбэм (чемпион), Стирлинг Мосс и Тони Брукс

Спустя девять лет три пилота снова борются за титул. Джон Артур Брэбэм возглавлял турнирную таблицу, но Мосс, одержав победы в двух предыдущих Гран-при, сократил отрыв от австралийца до 5,5 очков.

Мосс стартовал с поула, но вскоре сошел из-за механических проблем, а Брукс совершил пит-стоп на первом круге. Казалось, что титул у Брэбэма в кармане, но на последнем круге на его машине закончилось топливо. И все же Джек дотолкал машину до финиша и занял четвертое место – этого оказалось достаточно, чтобы стать первым австралийским чемпионом «Формулы-1».

Беспрецедентный дубль – Мексика, 1964

Пилоты: Джон Сертис (чемпион), Грэм Хилл и Джим Кларк

Грэм Хилл c 39 очками лидировал в чемпионате, Сертис с 34 был вторым, а Кларк одержал больше побед, чем соперники, но чтобы стать чемпионом, ему нужно было выиграть еще разок.

Шотландец стартовал с поула и возглавил гонку. Сертис вначале терял позиции, но затем смог вернуться в группу лидеров. В какой-то момент могло показаться, что второй титул завоюет Кларк – он долго лидировал, но за семь кругов до финиша на его машине произошла утечка масла, вынудившая уступить лидерство, а затем сойти с дистанции.

Сертис же прорвался на третье место, а затем и вовсе стал вторым – после того, как его пропустил Лоренцо Бандини. Так гонщик «Феррари» стал единственным в мире человеком, ставшим чемпионом и в «Формуле-1», и в мотогонках.

Буря после шторма – Япония, 1976

Пилоты: Джеймс Хант (чемпион) и Ники Лауда

Уже в начале года все поняли, что это будет драматический, бурный и напряженный сезон. Ники Лауда в первых шести гонках одержал четыре победы и шесть раз попал на подиум. Он сохранил преимущество в личном зачете даже после споров и наказаний на «Хараме» и «Сильверстоуне». На «Нюрбургринге» австриец попал в аварию и чуть не сгорел, но затем совершил удивительное возвращение, финишировав четвертым в Монце. Всего лишь спустя три месяца после драматического происшествия.

Лауда пропустил три гонки, и за это время две победы одержал Хант, однако к заключительному Гран-при гонщик «Феррари» все равно лидировал в чемпионате с преимуществом в три очка. В Японии были ужасные погодные условия, так что Лауда, Эмерсон Фиттипальди и Карлус Пасе предлагали отменить заезд, но их инициативу не поддержали. После второго круга Ники вернулся в боксы, но, даже сойдя с дистанции, он все еще мог стать чемпионом – Ханту требовалось финишировать третьим. Однако незадолго до финиша англичанин проколол колесо и откатился на пятое место.  И все же за два круга до финиша Джеймс прошел Алана Джонса и Клея Регаццони и финишировал на подиуме.

Самое маленькое преимущество в личном зачете в «Формуле-1» – Португалия, 1984

Пилоты: Ники Лауда (чемпион) и Ален Прост

На этот раз Лауде удалось победить в эпической схватке с напарником по команде Аленом Простом и опередить француза в личном зачете на пол-очка.

Прост в середине сезона стал лидером чемпионата, но затем Лауда смог дважды финишировать вторым и три раза выиграть. Финальный Гран-при проходил на Эшториле. Прост стартовал с первого ряда и одержал седьмую победу в сезоне – это был рекорд «Формулы-1», который в 1963 году установил Джим Кларк. Лауда смог финишировать вторым и стать трехкратным чемпионом мира. К пилотам «Макларена» на подиуме присоединился Айртон Сенна, который в будущему устроит свои разборки с Простом...

Надежды Мэнселла были разрушены взрывом покрышки – Австралия, 1986

Пилоты: Ален Прост (чемпион), Найджел Мэнселл и Нельсон Пикеи

Чтобы стать чемпионом, Найджелу Мэнселлу достаточно было финишировать лишь третьим. Британец выиграл пять гонокв сезоне, попал девять раз на подиум и пролидировал в Аделаиде до 64 круга, но затем у него взорвалось левое колесо и чемпионские надежды были разрушены в пух и прах.

Мэнселл стартовал с поула, но к концу первого круга опустился на пятое место. Британца опередили его напарник по команде Пике, Айртон Сенна, Прост и Кеке Росберг. Но Росберг сошел на 63 круге из-за прокола колеса, а Мэнселл хоть и опередил Проста и переместился на третье место, стал жертвой взрыва покрышки. Он сошел, а напарник по команде Пике финишировал вторым. Прост выиграл гонку и стал чемпионом.

Шумахер выбивает Хилла из борьбы – Австралия, 1994

Пилоты: Михаэль Шумахер (чемпион) и Дэймон Хилл

Споры, раздражительность и взаимные обвинения витали в воздухе «Формулы-1» на финальном этапе в 1994 году. На 36-м круге Шумахер серьезно зацепил отбойники, но смог вернуться на трассу впереди Хилла, который попытался пройти немца, но тот перекрыл траекторию для обгона, тем самым, не оставив Хиллу места на трассе, и болиды столкнулись. Немец сошел сразу, а британец поехал в боксы, но так и не смог обратно вернуться на трассу. По поводу этого печального инцидента развернулись жаркие споры. Три года спустя история повторится, но споры только усугубят положение.

Спорная гонка в Испании – Европа, 1997

Пилоты: Жак Вильнев (чемпион) и Михаэль Шумахер

Шумахер, перешедший в «Феррари», к финальному этапу опережал Вильнева на одно очко в чемпионате. В предпоследней гонке Жак финишировал пятым, но получил штраф за превышение скорости под желтым флагом. «Уильямс» не подал апелляцию и поэтому Шумахер в личном зачете остался впереди.

Вильнев стартовал с поула, впереди Шумахера и Хайнца-Харальда Френтцена, но уступил лидерство  Шумахеру. Когда же канадец догнал немца, тот попытался выбить «Уильямс», но с позором вылетел в гравий. Вильнев смог финишировать третьим и стать чемпионом мира, а Шумахер был дисквалифицирован.

Последний круг Хэмилтона портит возвращение Массы на родину – Бразилия, 2008

Пилоты: Льюис Хэмилтон (чемпион) и Фелипе Масса

Фелипе Масса направлялся в Бразилию понимая, что только первое или вторе место даст ему шанс на титул. Он сделал все, что мог, стартовав с поула и выиграв гонку. Его семья вместе с командой радовалась победе до того момента, как Хэмилтон смог финишировать пятым, а этого было достаточно, чтобы стать чемпионом мира.

Феттель становится чемпионом с четырьмя очками преимущества – Абу-Даби, 2010

Пилоты: Себастьян Феттель (чемпион), Марк Уэббер, Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон

Впервые в «Формуле-1» в последней гонке сезона на титул претендовали четыре пилота: Фернандо Алонсо лидировал в чемпионате с 246 очками и опережал Марка Уэббера, который набрал 238 баллов, у Себастьяна Феттеля было 231 очко, а у Льюиса Хэмилтона – 222, и шансы англичанина были очень небольшими.

Феттель стартовал с поула, в то время как Хэмилтон – вторым, Алонсо – четвертым, а Уэббер – пятым. На трассе очень рано появилась машина безопасности, что позволило, в том числе и Виталию Петрову, нырнуть в боксы на пит-стоп. Уэббер последовал той же стратегии, в то время как Алонсо пошел на пит-стоп четыре круга спустя. Алонсо удалось опередить Уэббера, но испанец оказался позади Петрова, который и определил исход гонки и чемпионата. Хэмилтон и Феттель очень долго оставались на трассе.

Алонсо так и не смог пройти Петрова. Феттель выиграл гонку, но даже после клетчатого флага немца посещали тревожные мысли – если Алонсо финишировал бы четвертым, то испанец мог стать чемпионом. Алонсо финишировал только седьмым и поэтому Феттель впервые стал чемпионом мира.

Фото: globallookpress.com/Jens Büttner/dpa