8 мин.

Чемпион «Индикара», победитель «500 миль Индианаполиса» Дэнни Салливан о своей неудачной попытке закрепиться в Ф1

Ему было суждено стать пилотом «Тиррелла» в «Формуле-1».

Дело было в 71-м году, когда 21-летний длинноволосый парень решил пойти против воли родителей.

Связующим звеном в этом странном трансатлантическом матче был известный педиатр и друг гоночного братства доктор Фрэнк Фолкнер.

Салливан в течение двух лет скитался от одной работы к другой в Нью-Йорке до тех пор, пока отец его лучшего друга не подыскал ему место.

«Фрэнк был особенным парнем», - говорит Дэнни. «Он взял меня на мою первую гонку – Гран-при Онтарио 1971 года на автодроме Онтарио. Там познакомил меня с Кеном Тирреллом».

«Кен сказал: "Когда ты приедешь? Когда приедешь, найди меня"».

«Он даже попросил сына забрать меня из аэропорта и отвезти в своем Мини к ним домой в Суррей».

«Я пробыл там три-четыре месяца. Потом они сказали: "Слушай, ты нам нравишься, но ты должен найти свой путь"».

Салливан устроился на работу в соседний гараж Bell & Colvill и нашел квартиру недалеко от железнодорожного вокзала в Ист-Хорсли.

Что еще более важно, он нашел свое призвание.

«Я пошел в гоночную школу Джима Рассела [в Снеттертоне] по совету Джеки Стюарта Фрэнку», - говорит Салливан. «Предостережение заключалось в том, что если у меня есть талант, то мне стоит заниматься гонками профессионально, а если нет, то мне следовало бы вернуться в университет».

«Когда Джим сказал: "Эй, он один из лучших, что у нас когда-либо были" – я действительно верю, что они это говорили всем, чтобы те возвращались».

«Меня зацепило».

Остаток 70-х был потрачен на гонки и поиски спонсоров, чтобы выступать в «Формуле-Форд», «Формуле-3» и «Формуле-2».

Однако к началу 1980-х мечта Салливана о «Формуле-1», казалось, прошла мимо него. Он вернулся в Штаты, чтобы участвовать в гонках Can-Am.

К счастью для него, спонсор «Тиррелла», «Бенеттон», внимательно следил за прибыльным американским рынком.

«Меня пригласили на тесты в Поль Рикаре в конце ноября - начале декабря 1982 года», - говорит Салливан. «Там была целая группа пилотов, я был последним».

«Когда я собирался уже уходить, то ко мне подошел мой покровитель Гарвин Браун – наследник «Вдовы Клико» и «Джека Дэниела» - сказал: "Что ты делаешь? "».

«Я ответил: "Вы видели контракт, который мне только что дал Кен? Это было что-то вроде 10 штук за первый год, плюс 40% от призовой суммы. Если бы мне Кен сказал от какой..."».

«В итоге мне пришлось самому покрывать свои расходы. Я не мог добраться даже до самих гонок».

«Он сказал мне не волноваться: "Если ты овладеешь машиной, я позабочусь об этом"».

Успешные тесты привели ко второму приглашению от "дяди Кена" - на этот раз на длительные предсезонные испытания шин в Рио.

«Я просидел там восемь дней, пока они работали с [признанным номером один] Микеле Альборето. В конце концов, я проехал несколько кругов, прежде чем мы подошли к квалификационным кругам. Это был мой тест: пять или шесть кругов».

«Я был всего на пару десятых медленнее, чем Микеле, и Кен сказал: "Ну, ты сам выбрал"».

За солидным, хотя и не впечатляющим выступлением на последовавшем за ним Гран-при Бразилии, последовала одна из ярких гонок на Лонг-Биче, где Салливан поднялся на четвертое место, опередив пилота «Макларена» Джона Уотсона, мчавшегося к победе, прежде чем вибрации резины не опустили его на восьмое место, но все-таки впереди Альборето.

«Я тогда жил в Брентвуде в Лос-Анджелесе, потому что европейский сезон еще не начался», - говорит Дэнни. «Но Кен позвонил мне во вторник: "Микеле не может участвовать в «Гонке чемпионов» [он был занят вместе с Риккардо Патрезе на решающем первом этапе чемпионата мира по гонкам на выносливость в Монце]. Садись на самолет и приезжай"».

«Практика прошла хорошо», - говорит Салливан.

Старт с третьего ряда был хорош. «У меня была отличная идея нырнуть снаружи. Меня ударили сзади, и мне пришлось объехать впереди идущую машину ».

Таким образом Салливан не только обогнал «Эрроуз» бывшего чемпиона мира Алана Джонса, но и сравнялся с Уотсоном.

«Движение, постигнутое за годы гонок в Формуле-Форд», - говорит Салливан. «Я многому там научился. Было полезно».

Зеленый Tyrrell 011 был теперь третьим. Лидировали Рене Арну за рулем Ferrari 126C и Кеке Росберг за рулем Williams FW08C. Причем финн был действующего чемпиона мира.

Вскоре у «Феррари» возникли проблемы с резиной. На седьмом круге Росберг вышел в лидеры. Салливан поднялся на второе место на том же круге, но не раньше, чем лидер установил полезное преимущество.

«Я участвовал во многих соревнованиях», - говорит Салливан. «Ясно, что Кеке был очень талантливым парнем, но я никогда не чувствовал себя настолько медленным, что мне приходилось беспокоиться об этом».

«В конечном счете, с точки зрения скорости, Уильямс и Макларен были немного лучше, чем Тиррелл».

Однако в этом случае разрыв между ними сокращался. К 40-му кругу Салливан будет в зоне атаки.

Более того, на болиде Росберга возникали проблемы с шинами. Комментирующий Джеймс Хант был непреклонен в том, что финну придется поехать на пит-стоп.

«Это не сильно замедлило [Кеке]», - говорит Салливан. «Он действительно торопился, но резина на удивление держалась хорошо».

«Росберг был мастером такого рода вещей. Кеке очень хорошо управлял педалью газа. Разве его мать не была раллийным пилотом?».

В итоге Росберг выиграл последнюю неофициальную гонку «Формулы-1» с отрывом в 0.49 секунды.

Второе место Салливана останется лучшим результатом его единственного сезона «Формулы-1». Хотя пятое место в Монако выглядит более впечатляющим.

«В свой первый сезон я и не мог мечтать о месте лучше, чем Тиррелл», - говорит он. «Кен был отличным менеджером. Роджер [Хилл] и Роланд [Лоу], все механики были супер. А Морис [Филипп] был действительно хорошим дизайнером».

«Если бы я выступал за чемпионскую команду, то не смог бы раскрыть ее потенциал».

«У меня было несколько хороших выступлений, и Кен выглядел довольным. Просто, когда Бенеттон ушел, моя карьера тоже закончилась».

«Очевидно, я сделал недостаточно, чтобы Кен почувствовал, что он может меня удержать. Он запросил у Гарвина больший чек, а тот просто отказался. Я понял это».

Вместо этого Салливан начал с трех побед в 1984 году в «Индикаре» за команду Дуга Ширсона. В 85-м Дэнни выиграет легендарные «500 миль Индианаполиса», а 88-м и весь чемпионат. Оба достижения он завоюет за команду Роджера Пенске.

«После моей победы в Инди у меня было несколько покровителей, и при хорошей возможности я думаю, что мог бы вернуться в Формулу-1 на пару лет. Я был в отличной физической форме».

«Этого не произошло, но я чувствовал себя достаточно хорошо, чтобы продолжить в Ф1».

«Я стал настоящим еврофилом, что было очень странно для какого-то бедняка из Кентукки».

Источник.