8 мин.

Как менялся самый захватывающий поворот «Формулы-1»

Эволюция эффектного виража «О руж».

1950-е

alt

Особенность повороту «О руж» придает ручей, протекающий под трассой в самом начале подъема. Вода в ручье богата железом, которое и придает характерный красный оттенок. Отсюда название -«Красная Вода».

Почти 100 лет назад, в 20-х годах, когда первые гоночные болиды мчались по трассе, «О Руж» был крутым левым поворотом, который отправлял водителей к шпильке, закрученной в сторону немецкой границы. Стараясь увеличить среднюю скорость на трассе, организаторы решили изменить поворот и перенаправили трассу в гору, стараясь тем самым обойти медленную секцию. Если вы внимательно всмотритесь в фото 1950-х, вы увидите старый левый поворот у основания холма сразу за кирпичной стеной, обозначающей край мостика через ручей.

Как видите, изначально не было никаких металлических ограждений, хотя барьер «Армко» все же появился во внутренней части поворота при подъеме на гору в середине 50-х. На фотографиях можно рассмотреть масштабы подъема и постараться приблизительно понять, что он из себя представляет. Однажды Михаэль Шумахер так отзывался о «Красной воде»: «Приближаясь к повороту, ты как будто летишь с горы и в один момент понимаешь, что другая гора прямо перед тобой».

1960-е

alt

В 60-е не было существенных изменений в форме поворота, однако в глаза бросается избыток рекламных щитов. Меры безопасности в вираже остались без изменений: лишь одинокая каменная стена, выравнивающая изгиб за пределами трассы от основания холма к «Радийону» (финальному левому на гребне вершины).

Такая раскладка не раз доставляла неприятности гонщикам. Джим Кларк рассказывал об инциденте, случившимся с ним во время свободной практики в 1966 году: «Я поднялся по склону от «О руж» на скорости 130 миль/час и, двигаясь по намеченной траектории, наткнулся на автомобиль, который ехал приблизительно в четыре раза медленнее. Все, что я смог сделать – это держаться подальше от деревьев».

1970-е

alt

В 70-е между «Формулой-1» и Ассоциацией Пилотов Гран-при разразились серьезные споры. Возросшие скорости, опасное дорожное покрытие и несоответствие барьеров стандартам безопасности привели к тому, что гонку в Спа в 1969 году отменили. Гран-при вернулся в Бельгию в 1970 году, с «Красной водой» обрамленной металлическими барьерами «Армко». Это ограждение было очень популярно в то время, может быть поэтому подобный барьер был установлен и в основании поворота. К сожалению, этого оказалось мало, и «Формула-1» на целых 13 лет переехала сначала в Нивель-Болер, а затем в Зольдер. Стоит отметить, что в то время Спа состояла полностью из общественных дорог. Отсюда и следы разметки и граффити, которые видны на фото. В 1979 году трассу укоротили с 14,1 км до текущей длины, но стационарным автодром стал только в 2000-х.

1980-е

alt

Целых восемь лет пилоты выступали в Зольдере, который не пользовался такой популярностью, как Спа-Франкоршам. Но в 1983 году «Формула-1» вернулась в Спа. Этому были рады как болельщики, так и пилоты. Тем не менее, возвращение произошло не сразу – на постоянной основе «Спа-Франкоршам» вернулся в календарь только в 1985 году.

Хорошей новостью был тот факт, что «Красная вода» подверглась незначительным модификациям – улучшились барберы, добавились стены из отработанных покрышек, – но поворот по-прежнему доставлял пилотам проблемы. В 1985 году произошла трагедия: в гонках на спорткарах погибла восходящая звезда «Формулы-1» Штефан Беллоф.

Годы шли, трасса модернизировалась. Произошли и визуальные перемены с болидами – в 80-х можно было заметить огромное количество искр, вылетающих из-под болидов. Сейчас мы вновь видим такой эффект, поскольку болиды оснащены специальными титановыми вставками.

1990-е

alt

В 90-е в повороте «О руж» произошло несколько крупных аварий. Так, в 1993 году пилот «Лотуса» Алессандро Дзанарди из-за механических проблем вылетел с трассы в середине подъема, и к счастью, избежал тяжелых травм. Инцидент дал повод слухам о необходимости переделать поворот в шикану, однако Айртон Сенна, пятикратный победитель Гран-при Бельгии, возмутился:«Если вы уберете «О руж», то у меня не будет причины для выступлений».

Усмешка судьбы в том, что именно из-за смерти Сенны в 1994 году организаторы все же переделали поворот. Но уже в следующем году вернули виражу прежние очертания. Впрочем, появились дополнительные заграждения из шин, а также гравийные ловушки.

В 1999 году стену от внутренней правой части отодвинули назад, дав повод высказаться Жаку Вильневу: «Поворот теперь выглядит гораздо проще, и теперь он не столь впечатляющий как раньше. Он стал плоским». Трасса ответила канадцу – во время квалификации Жак и его напарник по команде «БАР» Рикардо Зонта осмелились вдвоем войти в поворот – и попали в аварию.

Тем не менее, благодаря прогрессу в области аэродинамики преодолевать»О руж» стало комфортнее – пилоты стали проходить поворот на повышенной передаче с меньшим потреблением топлива. Выходная обочина на вершине холма была сглажена – это изменение позволило пилотам штурмовать выход из поворота на максимально захватывающих скоростях.

2000-е

alt

Начало десятилетия ознаменовано асфальтированием гравийной подушки в повороте, очередной шаг к увеличению безопасности. Выезд с пит-лейна был перемещен на внутреннюю часть виража. Выходная обочина на вершине холма стала еще более гладкой, что в свою очередь оставило возможность пилотам действовать агрессивнее на вершине холма в прохождении изгиба.

Однако не все были рады новым изменениям.

«Я всегда люблю приезжать в Спа, но в этот раз атака «Красной воды» не составила для меня никаких трудностей», – заявил в 2002 году Вильнев. – «С регулировкой тягового усилия и высокой мощностью теперь это слишком простой элемент для любого пилота».

Но только в 2006 году, когда «Формула-1» отказалась от 3-х литровых V10 и перешла к 2.4-х литровым V8, большинство пилотов отметили, что прохождение «О руж» стало проще. Хотя поворот все еще оставался очень неудобным в дождевых условиях или с полными баками.

В 2008 году Марк Уэббер сказал, что одобряет подобные изменения в профиле поворота: «Теперь задача иная. Раньше, когда у нас были V10, мы вылетали на самую вершину сразу на край поворота. Однако в пылу борьбы шины быстро стирались. Теперь автомобили стабильнее. Конечно, вы хотите, чтобы автомобиль оставался на траектории, но если в повороте будет столкновение, избежать его будет трудно. На самом деле организаторы пришли к компромиссу, но если у вас ненормированное давление в шинах или вы неправильно вошли в поворот, то вам все еще предстоит испытать определенные проблемы при прохождении виража».

Наши дни

alt

По сути, с начала десятилетия поворот особенно не изменился, хотя развитие технологий оставило прохождение виража сложным для гонщиков. Появление F-канала в конструкции автомобиля привело к диалогам об изменении поворота таким образом, чтобы сделать его односторонним – это помогло бы машинам стать эффективнее с точки зрения аэродинамики. А после введения системы DRS в 2011 году пилотам и вовсе было запрещено использовать эту систему в «Красной воде» из соображений безопасности. Последние изменения энергоблоков, которые вступили в силу в 2014 году, вновь изменили правила игры. В настоящий момент все пилоты сходятся во мнении, что «О руж» – это по-прежнему вызов профессионализму и смелости.

«Красная вода» всегда будет оставаться одним из самых захватывающих мест автодрома», – говорит Льюис Хэмилтон. – «Когда вы атакуете этот поворот, вся жидкость в вашем организме прижимается к земле, а затем, когда вы добираетесь до вершины, вам кажется, что сейчас она пойдет обратно и хлынет через край. Что крайне захватывающе, учитывая скорость в 200 миль в час!». 

Фото: globallookpress.com/Sutton Motorsport Images/Heritage-Images (2); Gettyimages.ru/Mikel King (4), Michael Cooper/Allsport (5), Clive Mason (6), Dan Istitene (7)