8 мин.

10 самых успешных дебютов в истории «Формулы-1»

«Хаас Рейсинг» будет очень сложно повторить достижения этих команд.

В преддверии нового сезона «Формулы-1» внимание многих болельщиков и экспертов приковано к команде «Хаас» – коллектив основательно готовится к дебюту в чемпионате мира и планирует составить конкуренцию середнякам пелотона с самой первой гонки.

Американская конюшня заключила контракт на поставку двигателей и основных узлов шасси с «Феррари», так что ее подход к делу внушает оптимизм.

В истории «Формулы-1» были случаи, когда первый старт приносил командам-новичкам прекрасные результаты. Интересно, как будет выглядеть «Хаас» на фоне дебютантов, сумевших заявить о себе в первой же гонке?

10. «Прост» – Гран-при Австралии 1997 (Оливье Панис – 5-й)

Весной 1997 года Алену Просту удалось прекрасно дебютировать в новой для себя роли руководителя команды. Четырехкратный чемпион мира выкупил долгожителя стартовой решетки – «Лижье», и уже в первой гонке сезона Оливье Панис финишировал пятым и набрал очки. Напарник Синдзи Накано занял в той гонке довольно высокое седьмое место.

На Гран-при Канады Панис попал в аварию, получил перелом обеих ног и пропустил семь гонок, однако очков, набранных французом в первой половине сезона (в том числе двух финишей на подиуме) хватило, чтобы по итогам чемпионата «Прост» оказался на шестом месте в Кубке конструкторов.

9. «БРМ» – Гран-при Великобритании 1951 (Редж Парнелл – 5-й)

Славная история команды «БРМ» берет свое начало на домашнем Гран-при Великобритании 1951 года, прошедшем на автодроме «Сильверстоун». По итогам гонки опытный Редж Парнелл сумел финишировать на пятом месте.

Парнелл вместе с напарником Питером Уокером был заявлен на стартовую решетку в последний момент. Гонщики не принимали участие в тренировках и квалификации, но сумели финишировать на пятом и седьмом местах, несмотря на то, что по ходу заезда получили ожоги рук и ног.

8. «Заубер» – Гран-при ЮАР 1993 (Юрки Ярвилехто – 5-й)

«Заубер» решился на дебют в «Формуле-1» в 1993 году, имея за спиной поддержку «Мерседеса», а также опыт успешных выступлений в гонках спортпрототипов, в том числе, победу в «24-х часах Ле-Мана» в сезоне-1989.

На дебютном для команды Гран-при ЮАР Юрки Ярвилехто и Карл Вендлингер квалифицировались в первой десятке. В гонке к финишу удалось прийти только финскому гонщику, однако он принес команде Питера Заубера пятое место.

7. «Фрейзер Нэш» – Гран-при Швейцарии 1952 (Кен Уортон – 4-й)

Возглавляемый Арчибальдом Фрейзер-Нэшем производитель спортивных автомобилей хоть и не отличался серьезным подходом к автогонкам, но не стеснялся пробовать свои силы в различных известных соревнованиях. Автомобили компании принимали участие в «12-ти часах Себринга», «Тарга Флорио» по дорогам Сицилии, а в 1949 году команда участвовала в «24-х часах Ле-Мана».

В «Формуле-1» «Фрейзер Нэш» дебютировал на Гран-при Швейцарии, открывавшем сезон-1952. До финиша тогда добралось всего 8 гонщиков, так что пилоту команды Кену Уортону удалось занять четвертое место. Помимо дебютной гонки команда выходила на старт Гран-при «Формулы-1» всего трижды – это были этапы в Бельгии, Великобритании и Нидерландах.

6. «Ред Булл» – Гран-при Австралии 2005 (Дэвид Култхард – 4-й, Кристиан Клин – 7-й)

«Ред Булл» дебютировал в «Формуле-1» в 2005 году после того, как Дитрих Матешиц выкупил у разочаровавшихся в автогонках владельцев «Форда» не приносившую ожидаемых результатов команду «Ягуар».

Благодаря неразберихе, вызванной новыми правилами проведения квалификации, вступившими в силу в 2005 году, в дебютном для команды Гран-при Австралии Дэвиду Култхарду и Кристиану Клину удалось занять пятое и шестое место на стартовой решетке. Это преимущество помогло и в гонке – на финише Култхард был четвертым, а Клин – седьмым.

На протяжении сезона «Ред Булл» выглядел довольно неплохо для новичка, и лишь в концовке уступил шестое место в командном зачете конюшне «БАР».

5. «Коннаут» – Гран-при Великобритании 1952 (Деннис Пур – 4-й, Эрик Томпсон – 5-й)

Команда, которой так и не удалось провести в «Формуле-1» ни одного полноценного сезона, дебютировала на домашнем Гран-при Великобритании, выставив на старт сразу четыре автомобиля.

Трем гонщикам «Коннаута» удалось финишировать в первой десятке, причем Деннис Пур занял четвертое место, а Эрик Томпсон – пятое. Дебют мог даже закончиться подиумом, если бы на машине еще одного пилота команды, Кен Даунинга, не возникли механические проблемы.

«Коннаут» принял участие в 18 гонках по ходу восьми сезонов, однажды финишировав в первой тройке – это произошло на Гран-при Италии 1956 года.

4. «Марч» – Гран-при ЮАР 1970 (Джеки Стюарт – 3-й)

По ходу дебютного для «Марч» сезона болид 701 использовался как заводской командой, которой не удалось добиться немедленного успеха в «Формуле-1», так и рядом клиентских конюшен.

Среди них был «Тиррелл», за который выступал Джеки Стюарт. На Гран-при ЮАР, открывавшем сезон, действующий чемпион мира агрессивно стартовал и лидировал на протяжении четверти дистанции, но на финише был вынужден довольствоваться третьим местом.

В том сезоне в международном Кубке производителей «Марч» занял третью строчку, остановившись в одиннадцати очках от титула.

3. «Вольф» – Гран-при Аргентины 1977 (Джоди Шектер – 1-й)

В конце 1976 года сотрудничество Фрэнка Уильямса и предпринимателя Уолтера Вольфа закончилось, и канадский бизнесмен решил реструктуризовать принадлежавшую ему команду «Формулы-1» и назвать ее собственным именем.

В сезоне-1977 видоизмененная команда удивила всех, одержав победу в первой же гонке. Стартовав на Гран-при Аргентины одиннадцатым, Джоди Шектер, на тот момент только что подписавший контракт с «Вольфом», воспользовался драматической чередой неудач у соперников и вышел на первое место (по ходу гонки у Джеймса Ханта и Джона Уотсона сломалась подвеска, Ники Лауда сошел из-за проблем с топливной системой, у Патрика Депайе перегрелся двигатель, Йохена Масса развернуло, у Марио Андретти сломался подшипник, а Карлус Пасе вынужден был замедлиться из-за истощения).

По ходу сезона Шектер одержал еще одну победу, четыре раза поднимался на подиум и занял в чемпионате второе место, отстав от Ники Лауды на 17 очков.

2. «Браун» – Гран-при Австралии 2009 (Дженсон Баттон – первый, Рубенс Барикелло – второй)

«Хонда» выступала в «Формуле-1» 16 лет подряд (с 2005 года – в роли заводской команды), но по окончании сезона-2008 объявила об уходе из гонок, оставив будущее коллектива неопределенным. Росс Браун выкупил команду перед самым стартом сезона, по ходу которого команду ждало значительное сокращение бюджета.

Болид, проектировавшийся под двигатели «Хонда», был наспех переделан под моторы «Мерседес», однако с первой гонки стал быстрейшим в пелотоне. Дженсон Баттон одержал сенсационную победу в квалификации и гонке на Гран-при Австралии, его напарник Рубенс Барикелло в обоих случаях был вторым.

В сезоне-2009 «Браун» выиграл восемь гонок, четыре из которых закончились победным дублем. Команда выиграла Кубок конструкторов, а Дженсон Баттон стал чемпионом мира.

1. «Мерседес» – Гран-при Франции 1954 (Хуан-Мануэль Фанхио — 1-й, Карл Клинг — 2-й)

(Смотреть с 0:53)

Первое появление «Мерседеса» в «Формуле-1» принесло результаты сравнимые с теми, что мы видим на протяжении последних двух сезонов. И все-таки в 1954 году успех пришел к немецкой команде немедленно. Ее выступление повергло в шок конкурентов (главным образом лидеров того времени – «Феррари» и «Мазерати»).

В середине сезона Хуан-Мануэль Фанхио сменил «Мазерати» на «Мерседес», чтобы выступить за немецкую команду в дебютной для нее гонке на автодроме «Реймс-Гу» во Франции. Вместе с напарником Карлом Клингом Фанхио просто уничтожил всех соперников, на финише гонщики «Мерседеса» опередили всех остальных минимум на один круг.

Источник – Formula Spy

Фото: Gettyimages.ru/Pascal Rondeau, Ryan Pierse, Mark Thompson; Global Look Press/Sutton Motorsport Images/Imagestate (4)