10 мин.

Нити судьбы. 5 пилотов для «Хааса» в 2016 году

Александр Моисеенко рассказывает о кандидатах на место в новой команде «Формулы-1».

В следующем сезоне в «Формуле-1» вновь будет одиннадцать команд – к «дружному коллективу» присоединится американская конюшня «Хаас-Рейсинг».

Скажем прямо – статистика пока явно не в пользу новичков: «Катерхэм» с треском провалился, а затем обанкротился, в то время как многострадальная «Маруся» прошла через все круги ада и чуть не прекратила существование, сумев выжить в самый последний момент. Впрочем, спасением переименование в «Манор» и смену владельцев на данный момент назвать сложно – пока команда влачит жалкое существование в подвалах пелотона без каких-либо вразумительных шансов на достижение хоть сколько-нибудь существенного прогресса.

Тем не менее, что-то подсказывает, что у «Хааса» есть неплохие шансы избежать столь плачевной участи. В данный момент прогнозы можно назвать осторожно оптимистичными – учитывая активное техническое сотрудничество с «Феррари», – и предположить, что «Хаас» сможет достаточно быстро выйти на один уровень с такими середняками пелотона, как «Заубер», «Форс-Индия» и «Торо Россо».

От состава пилотов команды, как известно, зависит далеко не все. Но, тем не менее, совсем не учитывать важность данного фактора глупо. Ведь именно гонщик может своими действиями спасти всю команду – а в отношении аутсайдеров, учитывая хитрую систему распределения призовых по итогам Кубка конструкторов, это правило актуально как никогда. Тот же «Манор» был спасен ни кем иным, как Жюлем Бьянки – выдающееся девятое место на Гран-при Монако навсегда останется ярчайшим выступлением так рано покинувшего нас талантливейшего гонщика.

Разумеется, идеальный вариант – это получить пилота, который и результат даст, и приведет в команду богатых спонсоров. Но Фернандо Алонсо еще не клонировали… а раз испанец занят, то руководству «Хааса» придется искать кого-то еще.

Вариант разумный: Жан-Эрик Вернь

Учитывая уже упомянутое плотное техническое (и не только) сотрудничество «Хааса» с «Феррари», приглашение француза кажется чуть ли не идеальным вариантом. Вернь провел в «Формуле-1» несколько сезонов, не понаслышке знаком с современной техникой и способен дать результат, что называется, «здесь и сейчас».

В бытность выступлений за «Торо Россо» ЖЭВ, в общем-то, мало уступал сверкающему сейчас в составе «Ред Булл» всеми цветами радуги Даниэлю Риккардо. Единственный аспект, в котором у австралийца имелось существенное преимущество над напарником – это квалификации. В то же время Верня всегда отличали более стабильные выступления в гоночных условиях, что и находило отражение в количестве заработанных очков. Да и сезоном позже на фоне Квята француз, будем честны, смотрелся очень недурственно, и когда в паддоке громыхнула новость об уходе Себастьяна Феттеля в «Феррари», именно Вернь казался наиболее разумным кандидатом, чтобы заполнить вакансию и воссоединиться с Риккардо в «Ред Булл». Но боссы австрийской команды сделали другой выбор (за что мы им безмерно благодарны), а вот француз неожиданно остался у разбитого корыта.

Немаловажным является факт, что Вернь год отработал на симуляторе «Феррари». Так что в вопросе технической подготовки француз более чем хорош, а его (возможно) команде будет проще ориентироваться в вопросах настройки болида.

Что у Верня с «финансовым вопросом» – понятно не до конца, но некоторым конкурентам (речь о которых пойдет ниже) француз определенно уступает. Однако если взвесить все за и против, кандидатура Верня кажется наиболее подходящей для «Хааса». К тому же, для человека с солидной спонсорской поддержкой всегда есть место в кокпите второго болида.

Вердикт: подписывать в обязательном порядке

Вариант коммерческий: Эстебан Гутьеррес

Прямым конкурентом Верня на место в «Хаасе» является еще один запасной пилот «Феррари». По большому счету, про Гутьерреса можно сказать все то же самое, что и про Верня, но с некоторыми поправками.

Эстебан – если судить по выступлениям в «Формуле-1», – все-таки не является ровней французу в вопросе «гоночных возможностей». Карьеру Гутьерреса в «Заубере» вообще очень сложно назвать выдающейся. Да, в прошлом сезоне у хинвильцев было все очень плохо с техникой и в таких условиях команду не спасли бы даже Хэмилтон с Феттелем. Настораживает, что годом ранее Гутьеррес практически в одну калитку проиграл никогда не хватавшему звезд с неба Адриану Сутилю. Хорошо, для мексиканца сезон-2013 был дебютным в «Формуле-1», на это действительно стоит сделать поправку, но какого-то «вау-впечатления» гонщик не оставил.

С другой стороны, у мексиканца есть козырь, причем – учитывая в целом непростую финансовую ситуацию, в которой находятся команды «Формулы-1», – козырь весьма существенный. Речь, разумеется, идет о спонсорской поддержке со стороны ряда мексиканских компаний. Учитывая, что в первом сезоне «Хаас» вряд ли сможет бороться за очки на регулярной основе, гоночное мастерство не будет играть действительно определяющей роли, а вот гарантированные выплаты спонсоров точно помогут команде сформировать бюджет, практически вне зависимости от итоговых выступлений.

Немаловажно и то, что в США проживает достаточно много выходцев из Мексики, а значит и интерес у местной публике к фигуре Гутьерреса будет нешуточным. Так что с точки зрения маркетинговой составляющей кандидатура Эстебана кажется практически идеальной.

Вердикт: подписывать, желательно вместе с Вернем

Вариант патриотический: Александр Росси

Американский гонщик в составе американской же команды – прямо таки пресловутая американская мечта (извините за тавтологию).

Было бы неразумно не упомянуть, что популярность «Формулы-1» в США в последние годы растет стремительными темпами. Начало данному «феномену» дал Гран-при в Остине, который выдался крайне удачным и пользуется у местных большой популярностью. Теперь же в «Формуле-1» появляется еще и американская команда, за которую, волей-неволей, все равно будут болеть. В такой ситуации решение посадить в кокпит одного из болидов «своего» гонщика кажется чуть ли не самым логичным и разумным шагом.

Другое дело, что кандидатов, соответствующих требованиям, можно пересчитать по пальцам одной руки. Пытаться заманить в «Формулу-1» кого-то из звезд NASCAR или «Индикара» – занятие бесполезное: ребят и дома неплохо кормят. Интересным вариантом считалось приглашение Даники Патрик – особенно учитывая, что Берни Экклстоун грезит о женщине, выступающей в «Формуле-1», – но американка отказалась, продлив свой контракт. Также ходили разговоры о том, что в составе «Хааса» может обнаружиться Марко Андретти, но это опять же кажется чем-то несбыточным. Монтойя? Жаль, но не в этой жизни. Монти наелся «Формулой» до отвала.

Вот и получается, что Александр Росси остается единственным человеком, соответствующим большинству критериев отбора. Недостает спортсмену лишь опыта выступлений в «Формуле-1» – и это может стать очень большой проблемой. Руководитель «Хааса» Гюнтер Штайнер и вовсе открещивается от подобного варианта, чуть ли не в каждом интервью заявляя о том, что конюшня рассматривает кандидатуры только пилотов, уже имеющих опыт выступлений в «Формуле-1», и, желательно, работы с современными двигателями V6. Лукавит? Вряд ли.

При этом Росси стоит отдать должное. Почуяв возможность осуществить вожделенную мечту и оказаться-таки в «Формуле-1», американец вцепился в шанс всеми конечностями и явно не собирается его отпускать. Прямо сейчас Росси смотрится одним из сильнейших гонщиков в GP2, и уже почти не уступает Стоффелю Вандорну. Если у «Хааса» не выгорит с кем-то из пары Вернь-Гутьеррес, руководству коллектива определенно стоит дать парню шанс.

Вердикт: третий в списке претендентов

Вариант малореальный: Дженсон Баттон

Будем честны, шансы на то, что в следующем сезоне Дженсон обнаружится в кокпите одного из болидов «Хааса», стремятся к абсолютному нулю. Но порассуждать все-таки надо.

Британец – как и Фернандо Алонсо – не слишком доволен текущим положением дел в «Макларене». Возможности – а точнее их полное отсутствие – нынешнего болида британской конюшни с двигателем «Хонды» как минимум удручают, и предпосылок к тому, что ситуация кардинальным образом изменится в лучшую сторону в самом ближайшем будущем на горизонте пока не наблюдается. К тому же сейчас у Баттона нет контракта на следующий сезон, и далеко не факт, что новое соглашение будет подписано.

Ситуация осложняется также тем, что «Макларену» нужно что-то делать со Стоффелем Вандорном, причем быстро. Пока бельгиец успешно покоряет младшие гоночные серии, но процесс его «взросления» подходит к концу. Если Эрик Булье и компания не хотят упустить молодое дарование, в следующем сезоне им кровь из носу нужно будет пристроить Вандорна в «Формулу-1».

Проблема в том, что количество вариантов сильно ограничено. Многие команды уже утвердили свои составы на следующий сезон. Теоретически, у «Макларена» есть шанс договориться с «Форс-Индией» (если Перес, допустим, вдруг перейдет в «Лотус/Рено»), но вероятность этого достаточно мала – Виджай Маллья подтвердил, что на этот случай его услугами готовы воспользоваться в «Мерседесе», тем самым предоставив гоночную практику Паскалю Верляйну, а в ответ, например, устроить «Форсам» скидку на двигатели.

Еще одним гипотетическим вариантом остается «Манор», но это станет возможным только в том случае, если конюшня перейдет на моторы «Хонды» – удовольствие, прямо скажем, сомнительного характера.

Учитывая все исходные параметры, можно сказать, что шансы Вандорна оказаться в кокпите болида «Макларена» уже в следующем сезоне достаточно высоки, что оставляет Баттона в интересной ситуации. Ведь команд, в которых чемпион 2009 года мог бы погонять еще год-другой до ухода на заслуженный отдых, осталось мало. Тем не менее, пока кажется, что Баттон скорее повесит руль на гвоздь, чем согласится снова бодаться в стане аутсайдеров, иногда получая шанс на попадание в очковую зону. Скорее уж Дженсон пойдет по стопам Уэббера и сбежит в менее напряженные с точки зрения графика гонки на выносливость (или ралли-кросс), а также попробует свои силы в Ле-Мане.

Вердикт: «Не верю!»

Вариант неожиданный: Ромен Грожан или Пастор Мальдонадо

Существует и вероятность, которую мало кто мог предположить – а именно, что в составе «Хааса» может обнаружиться один из гонщиков «Лотуса».

Как совсем недавно сообщалось, Ромен Грожан, уставший от неопределенности в отношении будущего своей нынешней команды, решил подготовить «запасной аэродром» и провел переговоры с руководством «Хааса». Честно говоря, такой вариант для американской команды стал бы весьма разумным.

Да, все мы помним, как на заре карьеры в «Формуле-1» француз чудил направо и налево, раз за разом выбивая соперников с трассы как кегли в боулинге. Особенно часто доставалось Марку Уэбберу, и однажды у австралийца даже возникло крайне сильное желание «начистить» молодому французу «репу». Но обошлось. Не собирается никто забывать и о феерическом полете Грожана в Бельгии, когда Ромен чуть не лишил Фернандо Алонсо головы в прямом смысле этого слова.

Но с тех пор Грожан заметно исправился, перестал выбивать конкурентов с трека и начал показывать очень даже достойные результаты. В табеле о рангах «Формулы-1» Грожан сейчас котируется приблизительно на одном уровне с Нико Хюлькенбергом (которого «Хаас» очень желал заполучить в следующем сезоне), а это, согласитесь, весьма неплохо. Если «Рено» все-таки возьмет под контроль «Лотус» и создаст заводскую команду, одним из пилотов нового коллектива совершенно точно станет именно Грожан. Если же сделка сорвется, то у «Хаас» появятся варианты.

Что до Мальдонадо, то тут ситуация обстоит прямо противоположным образом. Фокусы венесуэльца уже давным-давно всем известны, а свое место в «Лотусе» Пастор удерживает за счет колоссальных вложений спонсоров. Однако если команду выкупит «Рено», позиции Мальдонадо перестанут быть незыблемыми. Боссам французского концерна в первую очередь потребуются результаты, а без финансовой помощи PDVSA они как-нибудь справятся. В том случае, если Пастор внезапно останется без места в «Формуле-1», вариант с «Хаасом» будет выгоден для обеих сторон. Венесуэлец получит шанс перезапустить собственную карьеру, а Хаас и Штайнер – пилота, способного добиться вменяемых результатов и обеспечить команде существенную финансовую поддержку. Рискованно? Конечно. Но денежный вопрос для американцев, дебютирующих в «Формуле-1», в данном случае может перевесить разумные сомнения относительно целесообразности риска связаться с бомбой замедленного действия.

Вердикт: можно, только осторожно

Фото: instagram.com/jeanericvergne; instagram.com/estebangtz; instagram.com/alexrossi16; instagram.com/jenson_ichiban; instagram.com/lotusf1team