10 мин.

«Баттону до сих пор снятся кошмары». Гэри Андерсон – об итогах Гран-при Австралии

Иногда то, что вы видите по ходу гоночного уик-энда, может вас смутить, и чтобы разобраться в происходящем, приходится тратить какое-то время на изучение цифр. Именно так я и сделал, сравнив выступления команд в Мельбурне с прошлогодними показателями. Результат преподнес несколько сюрпризов. С одной стороны, выступление почти каждой команды дает ей повод для оптимизма – например, «Феррари». С другой – если посмотреть на чистую скорость, картина для Скудерии начинает выглядеть не слишком здорово.

Но к этому вернемся позднее. Для начала, взяв лучший круг для каждой команды по ходу обоих уик-эндов, и сравнив показатели, мы получим следующую картину:

111

Если сравнить эти данные с улучшением «Мерседеса», основываясь на том, что действующие чемпионы также смогли добиться прогресса по сравнению с прошлым годом, получается, что конкурентам немецкой команды есть куда расти. Они должны были сократить отставание от «Мерседеса». Однако, по моим подсчетам, лишь трем конюшням в этом вопросе удалось преуспеть .

Кто и сколько проиграл или выиграл в сравнении с «Мерседесом»?

Всегда сложно выделить, за счет чего именно достигается прогресс, в особенности когда речь идет о лучших болидах. Смотря на «Мерседес», я думаю, что команда стала лучше во всех областях. Я бы сказал, что 60 процентов прогресса уходит силовой установке, а 40 – шасси. Очевидно, что в «Мерседесе» отработали почти на сто процентов, но я также уверен, что по ходу сезона команда еще сможет добиться чуть большего от работы с шинами.

1. «Лотус» – выиграл 2,038 секунды

«Лотус» является командой, сильнее всех прибавившей в чистой скорости, но я не думаю, что мы можем делать из этого какие-то далеко идущие выводы. Старт сезона-2014 стал настоящей катастрофой. Учитывая перегруппировку и реструктуризацию команды и переход на двигатели «Мерседес», серьезное улучшение темпа было делом практически неизбежным. Так что большая часть прогресса «Лотуса» относительно «Мерседеса» попросту обусловлена тем, что команда ужасно начала сезон-2014. К сожалению, в гонке «Лотус» не смог извлечь из этого пользу – обе машины сошли с дистанции в первые две минуты Гран-при.

2. «Заубер» – выиграл 0,507 секунды

Почти как «Лотус», «Заубер» ужасно провел сезон-2014, и команде пришлось глубоко зарыться в данные, чтобы выяснить причину. Новая машина кажется более сбалансированной, а в лице Фелипе Насра и – в какой-то степени – Маркуса Эрикссона команда располагает двумя молодыми и голодными до успехов пилотами. После отсутствия очков в 2014 году, в этом сезоне «Заубер» уже смог пополнить очковую копилку, что стало для команды облегчением.

3. «Уильямс» – выиграл 0,154 секунды

Команде удалось немного сократить отставание от «Мерседеса», но, опять же, на прошлогоднем Гран-при Австралии «Уильямс» находился не в лучшей форме, если сравнивать с выступлениями на поздней стадии сезона. Я уверен, что часть из этого улучшения испарится, если мы проведем сравнение с каким-нибудь выступлением «Уильямса» на поздней стадии прошлого сезона – когда команда адаптировалась к жизни в числе лидеров пелотона и начала выжимать максимум из болида-2014.

4. «Торо Россо» – потеряла 0,498 секунды

В «Торо Россо» немного потеряли в скорости относительно «Мерседеса», но в этих данных также сложно разобраться. За команду выступают два неопытных гонщика. Они показали себя весьма талантливыми ребятами, однако, думаю, мы сможем начать делать выводы об их будущем не ранее, чем в середине сезона.

5. «Феррари» – потеряла 0,673 секунды

С этого момента становится интересно. Мы продолжаем слышать о том, как сильно в этом году прибавила «Феррари», но факты об этом не говорят. По сравнению с «Мерседесом» Скудерия потеряла больше полусекунды. За нее выступают два топ-гонщика, так что в этом смысле оправданий быть не может, а если «Феррари» действительно собирается бороться за самые высокие места, то ей нужно заниматься улучшением болида, поскольку в данный момент «Мерседес» прогрессирует быстрее итальянской конюшни.

6. «Ред Булл» – потерял 0,996 секунды

Я становлюсь все старее, но до сих пор помню времена, когда эта команда была доминирующей силой – это было не так уж давно. Так куда все делось? Сейчас конюшня, как кажется, бросила все силы на то, чтобы обвинять в происходящем «Рено». Возможно, было бы разумнее взглянуть на соседние боксы и увидеть, что делают в «Торо Россо». Вполне возможно, что «Ред Булл» пришло время учиться у своей молодежной команды.

7. «Форс-Индия» – потеряла 1,078 секунды

Учитывая пропуск большей части предсезонных тестов машиной 2015 года, у «Форс-Индии» просто не было времени для экспериментов и работы над различными вариантами настроек, которые обычно проводят на тестах. Во время предсезонной подготовки в «Форс-Индии» в основном сосредоточились на улучшении надежности техники, так что команда будет надеяться, что данный фактор позволит ей зацепить несколько очков на ранней стадии сезона – как и получилось в прошедшие выходные, когда обе машины «Форс-Индии» смогли финишировать в топ-10. Потеря скорости позволила парочке других команд вклиниться между подопечными Виджая Малльи и лидерами пелотона. Так что коллективу будет сложно и дальше зарабатывать очки, если только соперники не продолжат страдать от проблем.

8. «Макларен» – потерял 3,950 секунды

Даже не знаю, с чего начать. В начале сезона-2014 мы видели, как несколько команд – в особенности производители двигателей – столкнулись с проблемами, но они отходят на второй план по сравнению с тем, через что сейчас проходят «Макларен» и «Хонда».

С самого начала предсезонных тестов я говорил о том, что никто не хочет брать на себя ответственность за имеющиеся проблемы. Рону Деннису пора показать, что именно он отвечает за руководство «Макларена». Технические проблемы – это одно, но я не вижу причин, по которым, «Макларен» и «Хонда» не могли бы поджечь фитиль для одного квалификационного круга.

В «Хонде» говорят, что не могут этого сделать из-за пограничной ситуации с работой системы охлаждения.

Все говорят о том, какой компактной получилась задняя часть нового болида. Ну, что сказать – может быть, пришло время немного ее расширить? Расширение системы охлаждения двигателя может дать «Хонде» немного места для экспериментов, чтобы увидеть, какой мощностью располагает команда.

В Австралии оба «Макларена» квалифицировались на последнем ряду стартовой решетки, а Дженсон Баттон закончил гонку на последнем, одиннадцатом месте. Но он, по крайней мере, увидел клетчатый флаг, что, как мне кажется, было последним, чего ожидали в «Макларен-Хонде».

Команда должна оглянуться на события прошлого года, когда дисквалификация Риккардо позволила обоим болидам «Макларена» продвинуться на второе и третье место, и удивиться, что же случилось на указанный промежуток времени.

Как я много раз говорил по ходу зимних тестов, кажется, что никто в «Макларене» не может ухватить проблему за горло. Учитывая ситуацию, они все ведут себя слишком учтиво.

Все продолжают говорить о том, что они думали, что «Хонда» придет в «Формулу-1» с двигателем от космического корабля. Я хотел бы спросить – почему?

Мы все помним последний набег «Хонды» на «Формулу-1» – сначала в качестве партнера команды «БАР», а затем японская компания взяла на себя всю операционную деятельность. С Баттоном, в качестве ведущего пилота, «Хонда» много лет пыталась выиграть чемпионский титул.

Затем, когда дела пошли тяжело, после двух катастрофических сезонов «Хонда» сдала позиции и отступила обратно в Японию, оставив все Россу Брауну. «Браун» выиграл чемпионский титул в 2009 году, а на фундаменте той команды вырос всепобеждающий «Мерседес».

Дженсону, наверное, до сих пор снятся кошмары обо всем происходящем, и он недоумевает, почему не решил закончить карьеру в «Формуле-1» после сезона-2014. Пока Фернандо Алонсо отсутствует в паддоке, он, должно быть, спрашивает себя, что же ему нужно сделать, чтобы получить в свое распоряжение хорошую машину, прежде чем истечет его срок годности. Старая поговорка гласит: «Находясь на дне, двигаться можно только наверх». «Макларену» и «Хонде» может потребоваться какое-то время, чтобы смириться с этим.

Скучная гонка

Гран-при Австралии получился не особенно захватывающим из того, что я когда-то видел, частично потому, что на старт гонки вышло всего пятнадцать болидов. За исключением смехотворного Гран-при США 2005 года, это была самая малочисленная стартовая решетка с Гран-при Сан-Марино 1982 года, в котором выступили всего двенадцать участников.

Кому-то где-то нужно вынести из этого урок и принять меры, поскольку в противном случае телевизионная аудитория сильно сократится. Теперь, когда я, можно сказать, вышел в отставку и больше не принимаю активного участия в жизни «Формулы-1», я посмотрел смотрел Гран-при Австралии в кресле, как простой болельщик, и должен сказать, что воскресная гонка получилась менее чем впечатляющей.

Учитывая то, что из середины пелотона стартовали сразу трое новичков, я ожидал, что в первом повороте начнется настоящий фейерверк. В какой-то степени так и вышло, но после первоначального волнения и схода Ромена Грожана за машиной безопасности на трассе осталось всего тринадцать болидов.

Однако стоит отдать должное новичкам, которые очень здорово выступили по ходу первого для себя гоночного уик-энда. Возможно, пришло время вводить возрастные ограничения на участие в «Формуле-1», а не повышать минимальный возраст, как планируется со следующего сезона?

На старте гонки, когда градус борьбы был наивысшим, Фелипе Наср ехал на пятом месте, удерживая позади Даниэля Риккардо и Кими Райкконена. По ходу этого периода, когда камеры были устремлены на Насра, ожидая атаки Риккардо, бразилец пилотировал как настоящий профессионал. Пятое место сделало его лучшим новичком уик-энда. На самом деле, Наср стал одной из главных звезд всего Гран-при.

Я бы вообще особо отметил «Заубер». Команде удалось здорово прибавить после мрачного сезона-2014, и, что даже важнее, она не дала судебной тяжбе с ван дер Гарде разрушить свой уик-энд. Результатом стали 14 очков – намного больше, чем команда заработала за весь прошлый год.

До того, как задымился болид «Торо Россо», Макс Ферстаппен также демонстрировал очень хороший пилотаж. Ферстаппен будет разочарован, но для семнадцатилетнего парня, ставшего самым молодым пилотом, принявшим участие в Гран-при «Формулы-1», у Макса весьма многообещающее будущее.

Карлос Сайнс-младший до конца заезда боролся с изношенными шинами, но на своем пути к девятому месту он вполне компетентно справился со своей задачей, и эти два дебютных очка могут очень многое значить для команды в конце сезона. Его отец – двукратный чемпион мира по ралли Карлос Сайнс – будет гордиться сыном.

Источник – Autosport

Фото: Global Look Press/Patrik Lundin/ZUMAPRESS.com, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com; Fotobank/Getty Images Sport/Clive Mason