11 мин.

8 взлетов и падений на зимних тестах в «Формуле-1»

Прорыв «Рено», сенсационный «Браун» и другие яркие события на предсезонных испытаниях в «Формуле-1» за последние 10 лет – в материале Sports.ru.

2004 год. «БАР»

Как сложились тесты

Зимой 2004 года крепкий середняк «БАР» поразил публику высокой скоростью новой машины 006. Дженсон Баттон и Такума Сато уверенно показывали лучшие времена в Барселоне, Хересе, Сильверстоуне, иногда опережая ближайших преследователей на секунду и более. Одни посчитали это открытием, другие считали, что коллектив из Бракли пускает «пыль в глаза», обосновав тем, что конюшня работает без весового балласта в болиде.

«Уже на Гран-при Австралии все встанет на свои места и «БАР» будет бороться в конце первой десятки», – предрекали некоторые эксперты.

Как сложился сезон

Прогнозы скептиков воплотились в реальность лишь в первой гонке cезона. В Мельбурне Дженсон Баттон финишировал шестым с минутным отставанием от победителя Михаэля Шумахера, а Такума Сато проиграл круг. Но та гонка стала одной из низших точек для команды – уже на следующем этапе в Малайзии Баттон впервые в карьере поднялся на подиум, а еще через два Гран-при, в Имоле, стоял на поул-позиции. В общей сложности за год «БАР» 11 раз финишировал в первой тройке, а призовое шампанское удалось вкусить даже безбашенному самураю Такуме Сато, крушившему болиды не хуже Пастора Мальдонадо.

Естественно, бороться с непобедимой тогда «Феррари» было нереально, но второе место в Кубке конструкторов и третье в личном зачете для Дженсона Баттона стали настоящим прорывом и сенсацией сезона-2004.

2005 год. «Рено»

Как сложились тесты

Заводская команда французского концерна уверенно провела подготовку к сезону. Фернандо Алонсо и Джанкарло Физикелла регулярно оказывались на верхних строчках протокола коллективных тестов в Валенсии и Барселоне, и поспорить с ними удавалось лишь гонщикам «Макларена», да и то не всегда. Остальные, включая даже прошлогодних доминаторов «Феррари», смотрелись несколько неубедительно. Да и с точки зрения надежности машина R25 выглядела безукоризненно.

Как сложился сезон

Можно сказать, что результат превзошел все ожидания. Да, «Рено» занимала не последнее место в списке фаворитов перед началом чемпионата, но такого гигантского шага вперед по сравнению с прошлым сезоном едва ли могли представить даже в самой команде – четыре победы на старте сезона и еще четыре после. Там, где не удавалось брать скоростью, они брали надежностью, в то время как у основных соперников из «Макларена» машина сыпалась как китайская подделка. Поэтому досрочная победа Фернандо Алонсо в чемпионате стала вполне закономерной, а на заключительном этапе «Рено» завоевала Кубок конструкторов. Команде из Энстоуна и юной испанской звезде удалось прервать пятилетнею гегемонию «Феррари».

2008 год. «БМВ-Заубер»

Как сложились тесты

Заводская команда баварского концерна выглядела на предсезонных тестах 2008 года довольно блекло на фоне основных конкурентов и ожиданий после прогресса предыдущего сезона. К слову, на презентации машины F1.08 была озвучена такая цель – первая победа. Но результаты испытаний несколько поумерили пыл болельщиков «БМВ» – в большинстве случае Роберт Кубица и Ник Хайдфельд оказывались в конце первой десятки, нередко возникали технические проблемы.

Как сложился сезон

Сезон-2008 стал лучшим в короткой истории «БМВ-Заубера», длившейся всего четыре года. Была не просто достигнута поставленная цель – вместе с первой победой, добытой Кубицей в Монреале, был завоеван сразу дубль. Кроме того, по ходу чемпионата польский гонщик смог даже полидировать в личном зачете и до предпоследнего этапа в Китае сохранял математические шансы на титул. Могло быть даже и лучше, если команда чуть побыстрее развивала машину и не бросила доработку в конце года, сосредоточившись на проекте 2009 года.

2008 год. «Форс-Индия»

Как сложились тесты

Если «БМВ» стала главным разочарованием предсезонных тестов 2008 год, то сенсацией со знаком плюс стала «Форс-Индия». Бывшая команда Эдди Джордана, ходившая по рукам после продажи в 2005-м, получила новое название после «Мидленда» и «Спайкера» и обрела нового владельца в лице индийского бизнесмена Виджая Малльи. Речи о каких-либо ожиданиях после 1 очка за два сезона и быть не могло. Но на тестах «индийская сила» начала творить чудеса, зачастую оказываясь в середине итогового протокола. Чего стоило только хотя бы четвертое время Джанкарло Физикеллы в первый день в Барселоне.

Как сложился сезон

Чуда не произошло – команда осталась записным аутсайдером, а после банкротства «Супер Агури» оказалась в одиночестве в конце пелотона. Ни опыт Джанкарло Физикеллы, ни талант Адриана Сутиля так и не помогли разменять «баранку» в Кубке конструкторов. Выше десятого места на финише в Барселоне подняться не удалось. Был уникальный в шанс в дождевой гонке в Монако, где Сутиль претендовал на четвертое место, но таран Кими Райкконена на выходе из тоннеля перечеркнул все.

2009 год. «Браун»

Как сложились тесты

Чего ожидать от команды, брошенной на произвол судьбы предыдущим владельцем, выкупленной техническом директором за символичную сумму в 1 доллар и присоединившейся к тестам за две недели до старта сезона? Ничего. В такой ситуации получить бы хоть минимальный накат и добиться более-менее приличной надежности машины. Но «Браун», основанный на останках заводской «Хонды», в 2009 году разрушил все стереотипы. 4 время в первый день тестов в Барселоне, 3-е – во второй, 1-е – в третий и 1-е с рекордом круга – в четвертый. Надежность также была на высоте – в среднем по 100 кругов в день. Белая машина без единого спонсорского логотипа в мгновение стала главной сенсацией зимы, но это было только начало.

Как сложился сезон

Сколько раз в «Хонде» пожалели о закрытии программы в «Формуле-1», можно только догадываться, но то, что сожаление было – факт. Было вложено баснословное количество денег – вдуматься, три-четыре аэродинамические трубы, три параллельных проекта с тремя отдельными бригадами, из которых был выбран лучший. Для нынешних сторонников ограничения расходов – это просто страшный сон. Как после такого гигантского вложения средств японцы взяли и бросили все – вопрос без ответа. Успех был гарантирован. Благо нашелся хоть один понимающий человек – Росс Браун, под чьим руководством и именем команда вышла на старт сезона, увидела и победила – 8 побед, 4 дубля, 5 поулов, 15 подиумов. За два этапа до конца сезона Дженсон Баттон стал чемпионом, а «Браун» завоевал Кубок конструкторов. В конце года команда была продана «Мерседесу», но следующего успеха в Бракли пришлось ждать целых четыре года.

2011 год. «Торо Россо»

Как сложились тесты

На предсезонных тестах 2011 года неожиданную прыть продемонстрировала дочерняя команда «Ред Булл». Юниоры Себастьян Буэми и Хайме Альгерсуари выглядели достаточно уверенно в Барселоне и Хересе. Пусть ни тому, ни другому ни разу не удалось показать лучшее время, но третий-четвертый результат стал нормой. В один из дней Альгерсуари стал и вовсе вторым, оказавшись в 0,204 секунды позади Себастьяна Феттеля.

Как сложился сезон

Несмотря на многообещающие тесты, сезон-2011 не стал прорывом для «Торо Россо». Да, было набрано 41 очко, для сравнения, в 2010-м было лишь 13. Но в Кубке конструкторов это практически не отразилось – команда поднялась с девятого на восьмое место. Лучшим результатом стали два седьмых места Хайме Альгерсуари – в Италии и Японии.

2012 год. «Заубер»

Как сложились тесты

Зимние тесты 2012 года получились довольно непредсказуемыми с точки зрения результатов. Иногда по итогам дня в целую секунду могли уместиться шесть-семь гонщиков. На первой строчке за зиму разве что ни разу не побывали только представители «Маруси», «ХРТ» и как ни странно, «Макларена». Фаворитов определить было крайне затруднительно. Но если говорить о тех, кто привлекал особое внимание, то это, в первую очередь, «Заубер». Если на тестах в Хересе Серхио Перес и Камуи Кобаяси оказывались где-то в конце итогового протокола, то вот после переезда в Барселону они буквально полетели. Два из восьми дней остались за подопечными Петера Заубера, еще дважды они были вторым и один раз третьими. Как и подобает, появились разговоры о пустых баках, погоне за лучшим временем в целях привлечения новых спонсоров. Но швейцарская команда не играла на публику.

Как сложился сезон

«Возможно, у «Заубера» лучший болид в сезоне-2012», – это слова спортивного консультанта «Ред Булл» Гельмута Марко, сказанные в середине года. Можно и не согласиться с австрийцем, но стоит признать, что машина C31 получилась невероятно эффективной. По скорости тягаться с грандами «Ред Булл», «Феррари», «Маклареном» было едва ли возможно в обычных условиях. Но вот по бережной работе с шинами «Заубер» несколько раз давал фору всем остальным – подиумы Переса в Канаде и Италии стали возможны именно благодаря этому фактору. В Малайзии под дождем мексиканец и вовсе боролся за победу с Фернандо Алонсо, и не хватило самую малость. В Японии под ликование трибун Камуи Кобаяси финишировал третьим. Для сравнения, за предыдущие 15 лет в «Формуле-1» «Заубер» завоевал всего шесть подиумов, но в 2012-м – сразу четыре за один сезон.

2014 год. «Ред Булл»

Как сложились тесты

Предсезонные тесты 2014 года стали настоящим холодным душем для чемпионов четырех прошлых лет. Проблемы в связи с переходом на V6 турбо были предсказуемы и не обошли стороной ни одну команду. Но проблема проблеме рознь, и если у «Мерседеса» возникали мелкие технические неполадки, то в «Ред Булл» наступила катастрофа. Силовая установка «Рено» оказалась не только недостаточно мощной, но и крайне ненадежной, а дополнительные сложности вызвала система охлаждения – из-за плотной компоновки узлов возникал перегрев. За четыре дня в Хересе удалось проехать 20 кругов. В Бахрейне команду продолжило лихорадить – в один день программа была завершена уже после одного установочного круга, в другой – получилось проехать 77. Поработать толком так ни разу и не удалось. Результаты на круге также не внушали оптимизма. Таким образом, к началу сезона команда подошла в ужасной форме – не было уверенности даже в том, что в первых Гран-при получится проехать всю дистанцию.

Как сложился сезон

Сезон-2014 для «Ред Булл» можно оценивать с двух полностью противоположных точек зрения, и каждая имеет право на существование. Даже проваленные тесты не стали помехой и в двух первых гонках удалось финишировать в топ-3, затем были еще 10 подиумов, три победы. Можно ли это назвать успехом, учитывая ход предсезонной подготовки? Вполне. С другой стороны, впервые с 2010 года «Ред Булл» опустился в личном зачете и Кубке конструкторов ниже первого места. Бороться с «Мерседесом» удавалось лишь в исключительных случаях – под дождем в Венгрии и при наличии проблем, как в Канаде и Бельгии. Причем, главной ударной силой команды на протяжении всего сезона был отнюдь не четырехкратный чемпион Себастьян Феттель, а новобранец Даниэль Риккардо. Именно австралиец принес все три победы и стал третьим в личном зачете, уступив только гонщикам непобедимого «Мерседеса».

Кто удивит «Формулу-1» в 2015 году?

Сюрпризов на зимних тестах-2015 было хоть отбавляй. С самого начала «Феррари» и «Заубер» показывали стабильно высокие результаты, ближе к концу подготовки продемонстрировал высокий темп «Лотус». Да и с надежностью у всех этих команд проблем не возникло. «Ред Булл» скоростью не блистал, а «Макларен» и вовсе провалил всю предсезонную подготовку из-за бесчисленных проблем с силовой установкой «Хонды». Но, как показывает история, с началом сезона все может кардинально измениться.

Фото: Fotobank/Getty Images/Clive Rose, Ryan Pierse, Mark Thompson, Mark Thompson