9 мин.

«Хэмилтону вредит собственная агрессивность»

Льюис Хэмилтон не слишком рад выступлению в Абу-Даби. Фото: REUTERS/Adnan Abidi

Ошибки «Лотуса»

По итогам Гран-при Абу-Даби «Лотусу» удалось добиться неплохого результата – благодаря четвертому месту Ромена Грожана, – но в целом это был для команды не лучший гоночный уик-энд, учитывая, что конюшня сражается с «Мерседесом» и «Феррари» за второе место в Кубке конструкторов.

«Лотус» оказался в центре внимания из-за спора с Кими Райкконеном по поводу его зарплаты, да и результата можно было добиться совсем другого. В Индии Энстоун сделал ставку на стратегию с одним пит-стопом, и в итоге это позволило Грожану финишировать на подиуме после старта с семнадцатого места.

В Абу-Даби у «Лотуса» было даже больше возможностей для того, чтобы реализовать стратегию с одним пит-стопом, потому что шины изнашивались слабее, чем в Индии, но коллектив не решился попробовать этот вариант, и в итоге Грожан уступил Феттелю, Уэбберу и Росбергу. С самого старта в «Лотусе» настраивались на гонку с двумя пит-стопами, и Грожан очень рано отправился в боксы – уже на восьмом круге.

Я ожидал, что они подождут проводить пит-стоп до 15 или 16 круга, как сделали в «Феррари». Но даже при столь ранней остановке они могли реализовать стратегию с одним посещением боксов – Грожану потребовалось бы проехать 47 кругов на одном комплекте шин «медиум». К примеру, на этапе в Индии он проехал 46 кругов, и это при том, что на индийской трассе шины подвергаются большим нагрузкам.

Грожан выбрался на второе место после 33 круга, когда вторые для себя пит-стопы провели Уэббер и Росберг. В тот момент до финиша оставалось еще 22 круга. Когда Уэббер вернулся на трассу, его отставание от Грожана составляло 13 секунд, и Марк не так уж быстро это отставание сокращал – отыгрывая всего по 0,2 секунды на круге. Так что в тот момент Грожан был достаточно быстр для того, чтобы в итоге сдержать Уэббера и Росберга в конце гонки.

Преимущество Ромена над «Феррари», чьи пилоты ехали позади Уэббера и Росберга, было столь велико, что «Лотус» в любом случае мог позволить себе проехать гонку с одним пит-стопом.  Грожан все равно мог бы финишировать на четвертом месте, даже если бы шины к концу заезда окончательно умерли, и «Лотусу» бы все-таки пришлось бы еще раз заехать в боксы. Другими словами, команда бы все равно ничего не потеряла, попытавшись проехать гонку с одной остановкой, она могла только выиграть от этого хода – так почему же она его не сделала?

В нынешнем сезоне «Лотус» добивался наибольших для себя успехов в тех случаях, когда действовал нестандартно, работал не по той же стратегии, что и конкуренты, но в Абу-Даби команда просто решила действовать точно так же, как и все остальные.

На мой взгляд, в «Лотусе» так же ошиблись, когда решили дать Райкконену стартовать с последнего ряда решетки, а не с пит-лейн. Они могли поступить гораздо мудрее, изменив настройки болида и облегчив Райкконену обгоны по ходу гонки. Со своими стандартными настройками болиду «Лотуса» не хватает скорости, чтобы опережать соперников на прямых – эти настройки позволяют получить хорошее итоговое время на круге, но действуют не лучшим образом в тех случаях, когда нужно обогнать соперника.

На первом круге, когда пелотон еще плотно сбит, обгонять соперников в конце пелотона очень легко. В особенности, если твой болид намного быстрее. Но в итоге Райкконен стал жертвой обстоятельств, неудачно столкнувшись с болидом «Катерхэма» в первом же повороте, и был вынужден сойти с дистанции из-за сломанной подвески.

Если бы Райкконен стартовал с пит-лейн, то был бы избавлен от раздражения из-за раннего схода, и при этом почти наверняка обогнал бы всех аутсайдеров по ходу первого же круга. Конечно, старт с пит-лейн – это всегда не слишком здорово, но иногда вам нужно просто стиснуть зубы и сделать это.

Дисквалификация «Лотуса»

Райкконен оказался на последнем ряду стартовой решетки из-за того, что после квалификации его болид провалил тест ФИА на гибкость днища. Днище болида тестируют на гибкость, потому что если показатели гибкости слишком высокие, это может дать вам существенное аэродинамическое преимущество.

В «Лотусе» упирали на то, что провал теста был обусловлен повреждениями, которые болид Райкконена получил в самом начале квалификации, когда Кими слишком сильно атаковал поребрик – аналогичный аргумент команда с успехом использовала в прошлый раз, когда такая же проблема возникла на болиде Грожана в Венгрии.

Если днище болида так рано ломается, это значит, что машина может получить потенциальное преимущество в решающие моменты квалификации.

В ФИА отклонили аргументы «Лотуса». В ФИА видели, что другие болиды получали даже более сильные удары, однако это не привело к подобным повреждениям. Таким образом, в ФИА посчитали, что в «Лотусе» должны были сделать днище болида более прочным.

Тест на гибкость делается для того, чтобы не дать командам конструировать днище болида таким образом, чтобы то сильно прогибалось под давлением и серьезно увеличивало прижимную силу.

Никто не говорит, что в «Лотусе» пытались сделать именно это, но как раз поэтому команды и дальше будут получать штрафы, если днище на их болидах будет прогибаться. В конце концов, правила говорят о том, что конструкция машины должна всегда соответствовать регламенту, а команде нужно убедиться в том, что их болиды будут этому регламенту соответствовать.

«Феррари»

По ходу всего гоночного уик-энда у «Феррари» возникали проблемы со скоростью, но в итоге Фернандо Алонсо удалось финишировать на хорошем пятом месте после старта с десятой позиции. Алонсо, как кажется, в последнее время немного утратил свою форму в квалификациях, но в гонках по-прежнему выступает очень сильно.

Скудерия начинает Гран-при готовой к любому варианту развития событий, и к тому, чтобы пойти как на тактику как с одним, так и с двумя пит-стопами. Первый отрезок получился для пилотов «Феррари» столь же длинным, сколь и у соперников – Алонсо остановился на 16 круге, а Фелипе Масса на 18-м. Этого было достаточно для того, чтобы задуматься о стратегии с одной остановкой, однако по ходу отрезка, смотря на уровень износа шин, команда поняла, что ей нужно вернуться на тактику с двумя пит-стопами.

Комплект шин «медиум» на болиде Массы стал разрушаться, и команда позвала его в боксы на 38 круге. В тот момент до финиша оставалось 17 кругов, и в «Феррари» посчитали, что такой отрезок будет слишком длинным для «софта», и в результате Масса получил еще один комплект шин «медиум».

Алонсо продержался на трассе до 44 круга, и за 11 кругов до финиша вариант с переходом на «софт» был оправдан. Чем быстрее шины, тем быстрее они изнашиваются, даже если на последние пару кругов их не хватит.

Такая стратегия, на мой взгляд, была бы оптимальной для Ромена Грожана – если бы шины на его болиде износились за 10 или менее кругов до финиша, то команда перевела бы его на «софт». Если бы шины разрушились на несколько кругов раньше, то Грожан получил бы новый комплект шин «медиум».

Алонсо удалось извлечь хороший результат из выбранной стратегии. Его выезд с пит-лейн получился эффектным, но я думаю, что действия Алонсо были оправданными. В таких ситуациях всегда сложно решить, что именно тебе делать – отступать или сильнее давить на педаль газа. Все могло закончиться тем, что обломки «Феррари» были бы разбросаны по всей трассе – и этого чуть не случилось, – или же Алонсо мог получить штраф. В итоге не произошло ни того ни другого.

Алонсо получил сильный удар, подскочив на поребрике, из-за чего испанцу потребовалось пройти медицинское обследование, но все обошлось. И в итоге уик-энд, который, как казалось, должен был получиться ужасным, сложился хорошо – «Ферарри» добилась неплохого результата, завоевав пятое и восьмое места.

«Форс-Индия»

Вторая половина сезона получается для «Форс-Индии» очень сложной. Команда свернула работу над развитием болида-2013, очень рано сосредоточившись на подготовке к 2014 году – еще до Гран-при Великобритании. К тому же, не лучшим образом на форме «Форс-Индии» сказалось возвращение к шинам «Пирелли» образца 2012 года.

После этого команда немного потерялась, и инженерам пришлось пересмотреть работу нынешней машины, стараясь извлечь из нее максимум скорости в новых условиях, потому что «Зауберу» удалось добиться серьезного прогресса и сильно приблизиться к шестому месту «Форс-Индии» в Кубке конструкторов.

Одно это место стоит в районе 9 млн фунтов призовых денег, так что определенно стоит того, чтобы затратить на его завоевание некоторое количество сил. Сейчас, судя по всему, «Форс-Индии» удалось вернуться в игру, в особенности говоря о гоночном темпе.

Команде удалось провести пару хороших гонок: в Абу-Даби оба пилота проехали дистанцию гонки с одним пит-стопом, а пилоты использовали отличные друг от друга типы шин. Результатом стало шестое место Пола ди Ресты и десятая позиция Адриана Сутиля.

Проблемы Хэмилтона продолжаются

Льюис Хэмилтон нацеливался квалифицироваться на первом ряду стартовой решетки, но допустил ошибку на последнем быстром круге. Льюис даже мог бы завоевать поул. В итоге Хэмитон оказался четвертым, но затем, в гонке, немного скатился вниз и в итоге занял седьмое место. В то же время напарник Льюиса Нико Росберг как стартовал третьим, так и финишировал.

Я внимательно следил за Хэмилтоном по ходу Гран-при Абу-Даби, и по ходу гонки Льюис провел просто огромное количество времени за спиной кого-то из соперников.

Льюис действует очень агрессивно, когда догоняет другой болид. Он залезает буквально на коробку передач противника, ныряет в аэродинамический мешок, пытается найти любой способ обойти соперника, и все это очень сильно нагружает шины на его болиде. В результате болид теряет примерно 20 процентов прижимной силы, а также серьезно перегревает покрышки, да и саму машину.

Росберг, возможно, наоборот, действует совсем иначе, и иногда Нико можно обвинить в чрезмерной осторожности, но он определенно хорош в том, что не забирается на коробку передач противника.

Эти шины «Пирелли» очень легко перегреть, и когда это происходит, покрышки очень быстро теряют свою эффективность. Хэмилтону вредит собственная агрессивность.

Иногда ты должен уметь думать об общей картине. Если тебе сразу не удалось обогнать соперника, ты должен немного отстать, чтобы дать шинам немного остыть и остаться уверенным в том, что еще можешь добиться прогресса. Если ты застреваешь, то делаешь это из-за слишком низкой скорости болида, который едет впереди тебя. В таких случаях лучше немного отстать, перегруппироваться, обдумать дальнейшие действия, и уже затем переиграть соперника, если у тебя, конечно, это получится.

Источник: BBC