8 мин.

«Ситуация с весом пилотов «Формулы-1» просто смехотворная»

Почему будущее «Феррари» вызывает беспокойство, из-за чего талантливый Хюлькенберг в опасности и что не так делает «Мерседес» – Гэри Андерсон размышляет о самых важных событиях в «Формуле-1».

Что нужно отрезать Нико Хюлькенбергу, чтобы похудеть и получить место в топ-команде? Фото: Fotobank/Vladimir Rys Photography via Getty Images

Надежды Фернандо Алонсо на чемпионский титул благополучно испарились после того, как испанец завершил Гран-при Кореи на шестом месте. У пилота «Феррари» все еще остаются математические шансы на титул, но в реальности все уже закончилось, и Себастьян Феттель, победивший в Корее, вероятно, станет чемпионом. Он оформит титул либо в Индии, либо в Абу-Даби, или даже на следующей неделе в Японии. 

В Корее «Феррари» провела слабую гонку, хотя для сохранения шансов на титул Алонсо нужно было побеждать или как минимум опередить Феттеля. Но алый болид был недостаточно быстр, а Фернандо не чувствовал себя комфортно, отстав от соперника сильнее, чем обычно.

За последние месяцы «Феррари» сильно потеряла в скорости по сравнению с конкурентами, но даже в такой ситуации ей удавалось прибавлять в гонках по сравнению с квалификацией. В Корее Скудерия лишилась даже этого. 

Итальянской команде нужно показать, что она знает, как добиваться прогресса после летнего перерыва в чемпионате, но пока это не удается. В течение трех лет, начиная с сезона-2011, «Феррари» не может продемонстрировать, что она способна хорошо развивать болид по ходу сезона – достаточно хорошо для того, чтобы претендовать на чемпионский титул. 

Да, по ходу сезона-2012 ей удалось добиться определенного прогресса, но дело в том, что тот чемпионат «Феррари» начала настолько плохо, что пространства для улучшения было очень много. 

В течение этих трех лет команда выступала средненько, и поэтому в преддверии смены технического регламента позиции конюшни выглядят не слишком прочными. В такой ситуации ты сам себе говоришь о том, что вот в следующем сезоне все точно наладится. Но это лишь ложь, которая помогает легче засыпать по ночам. Лично я бы в такой ситуации говорил себе, что сначала нужно улучшить тот болид, который у меня уже есть. 

Будущее «Феррари» вызывает беспокойство

Есть довольно существенная разница в регламенте относительно конструкции шасси – если сравнивать нынешние правила и тот регламент, на который команды перейдут в следующем году. Однако если вы не знаете, что именно идет не так, и за пять лет, что действует нынешний регламент, не смогли это исправить, нет причин полагать, что после изменения правил что-то кардинально изменится. 

«Феррари» ясно дала понять, что с точки зрения технологий она отстает от конкурентов – в отношении того, как выхлопные газы влияют на аэродинамику болида. В этом вопросе лучше всех разбирается «Ред Булл». 

В «Ред Булл» конструируют заднюю часть корпуса болида так, чтобы выхлопные газы направлялись именно в ту область, в которую нужно команде. 

Многие другие команды – в том числе «Феррари» – конструируют выхлопную систему таким образом, что газы просто проходят через отверстие, и в этом случае они смешиваются с общим потоком воздуха, проходящим через болид. При таком подходе направить выхлопные газы в нужную команде область намного сложнее. 

Результат Гран-при Кореи – это не совпадение. «Ред Булл», «Лотус» и «Заубер» обогнали всех своих соперников, а ведь именно эти три команды являются единственными коллективами, которые проповедуют подобную философию конструкции задней части болида. 

Особенности работы выхлопных газов и их влияние на поведение болида в следующем сезоне изменятся, потому что расположение выхлопной трубы будет регламентировано. Она должна будет располагаться достаточно высоко и при этом по центру болида. 

Однако тот факт, что «Феррари», а также «Макларен» и «Мерседес» не смогли адаптировать решение «Ред Булл» к своим болидам, дает повод предположить, что в процессе моделирования того, как работает машина в этой области, у них явно что-то идет не так. 

Команды принимают решения, касающиеся конструкции разных узлов болида, основываясь на получаемых данных – так что можно предположить, что эти данные неверны, и конюшням нужно разобраться в этом вопросе. 

Преимущество правильных решений

Гран-при Кореи стал прекрасной демонстрацией того, как работает выхлопная система. До гонки в паддоке поднялась небольшая суматоха в связи со слухами, что «Ред Булл» использует систему трэкшн-контроля, потому что в Сингапуре сцепление болида с трассой было превосходным. 

Но именно хорошее сцепление болида с трассой позволило Нико Хюлькенбергу отбивать атаки Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона по ходу Гран-при Кореи. Причиной этому стали выхлопные газы, которые обеспечивали болиду «Заубера» лучшую прижимную силу на выходе из поворотов – и как следствие улучшали сцепление машины с трассой. 

В «Заубере» стоит двигатель «Феррари», в то время как в «Лотусе» и «Ред Булл» работают с моторами «Рено», так что никакой магии в картографии двигателей французской компании нет. 

Ранее в нынешнем сезоне у «Заубера» были проблемы со сцеплением задних колес с трассой при прохождении поворотов. Однако как только команда изменила конструкцию задней части болида – примерно на Гран-при Бельгии, – проблемы исчезли, и скорость болида улучшилась просто невероятным образом. Это стало возможно именно благодаря измененной работе выхлопной системы.  В итоге Нико Хюлькенберг мог раньше нажимать на педаль газа и хорошо выходить из первого поворота, а Алонсо с Хэмилтоном даже с помощью DRS не смогли приблизиться к нему на дистанцию атаки при входе в третий поворот. 

Проблемы веса

В Корее Нико провел фантастическую гонку. «Заубер» был неплох в квалификации, Хюлькенберг и Гутьеррес оккупировали восьмое и девятое место на стартовой решетке, а затем немцу удался прекрасный старт. На первом круге он вырвался на пятую позицию, после чего провел безошибочную гонку. 

Именно этим так хорош Хюлькенберг – поместите его в ситуацию, в которой он сможет сражаться за большие очки, и он покажет свой лучший пилотаж. 

Но, несмотря на это, некоторые команды – например «Макларен» – отказались от идеи приглашения Хюлькенберга, потому что Нико слишком много весит. 

Все дело в увеличенном весе новых турбированных двигателей, из-за чего командам будет сложнее сконструировать болид таким образом, чтобы его вес соответствовал минимальным требованиям регламента. Более тяжелый гонщик означает более тяжелую машину и, как следствие, ухудшение времени прохождения круга. 

С одной стороны, такая ситуация играет Хюлькенбергу на руку, потому что «Макларен», возможно, – последнее место, где ему хотелось бы оказаться, учитывая то, как команда выступает в данный момент. 

Но с другой стороны, ситуация просто смехотворная.

Да, дополнительный вес – это небольшая проблема, но чтобы попасть в «Формулу-1» пилоты проходят через множество других гоночных серий, где вес гонщика обеспечивает еще большую разницу – например в картинге и в «Формуле-3». Это позволяет предположить, что таланта у Хюлькенберга больше, чем у некоторых других менее рослых ребят. 

Ходят слухи, что в итоге в следующем сезоне Хюлькенберг окажется в «Лотусе», и я очень надеюсь именно на такое развитие событий. 

Но если по какой-то причине переход Хюлькенберга сорвется – сейчас, когда он вышел на пик формы и доказал, как хорош на самом деле, ситуация будет глупой. И если к такому развитию событий приводят правила, их нужно немедленно изменить. 

Если бы я руководил командой, перед которой стоял бы выбор между более медленным но легким пилотом и более тяжелым гонщиком, то, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы более тяжелого. 

Вы можете справиться с проблемой лишнего веса тем или иным способом, пойти на компромисс в каких-то областях, но вы никогда не сможете сделать медленного гонщика быстрым. 

«Мерседес» вошел в штопор?

В Корее «Мерседес» провел не лучшую гонку, что меня немного смущает. Руководит командой Росс Браун, за карьеру он побывал на многих командных мостиках и принял несколько очень хороших решений. Но вот в Корее мы не увидели признаков того, что Росс на это способен. Команда слишком долго продержала на трассе Хэмилтона, который пилотировал на сильно разрушенных шинах.

Причина, по которой они решили это сделать, заключалась в нежелании переводить Льюиса на тактику трех пит-стопов, поскольку лишняя остановка привела бы к потере большего количества времени. К тому же в «Мерседесе» не могли знать того, что на трассе появится машина безопасности и спасет команду от необходимости проведения третьего пит-стопа. 

Однако к тому моменту в большинстве команд смирились с тем фактом, что шины держались не так долго, как ожидали в конюшнях, и в любом случае собирались принять решение о переходе на тактику трех пит-стопов. В качестве примера можно привести «Заубер» – команда позвала Хюлькенберга на пит-стоп на 26 круге, тремя кругами ранее Хэмилтона. 

Так что Льюис бы оказался в одной лодке с Нико – а в тот момент «Мерседес» имел над «Заубером» весьма комфортное преимущество на трассе. 

Это решение практически наверняка стоило Хэмилтону третьего места – потому что в тот момент у Льюиса было вполне достаточное преимущество для того, чтобы после пит-стопа выехать на трассу впереди и «Заубера», и «Лотуса» Кими Райкконена. 

Если бы команда позвала Хэмилтона на пит-стоп, как и планировала, на 28-м круге, то это стоило бы британцу потери 12 секунд. В результате же вышло так, что Хэмилтону пришлось проехать еще один лишний круг, потому что в момент обгона Льюиса на болиде Росберга сломалось переднее антикрыло. 

В тот момент мостик «Мерседеса» запаниковал. Им было нужно проводить пит-стоп Хэмилтона, а вместо этого в боксы для замены носового обтекателя поехал Нико Росберг. В результате Хэмилтон потерял еще две секунды. Они могли пропустить Хэмилтона вперед, сначала обслужить его, а когда до боксов бы добрался Росберг, Льюис бы уже успел вернуться на трассу. 

Так что очень многие вещи были сделаны неправильно, начиная с того, что команда не среагировала на сообщения гонщиков о состоянии шин. 

В данный момент многие люди сами себе все портят, а «Ред Булл» продолжает отрываться. Если бы другие команды действовали столь же организованно, как «Ред Булл», то Феттель не смог бы выигрывать так легко.

Источник: BBC

7 главных событий Гран-при Кореи