ru en
Sports.ru
19 октября 2011 11:12
Объяснительные записки
Объяснительные записки

Блог Александра Ткача о том, что осталось непонятным

Теги Селтик Энди Уэбстер УЕФА Эссам Эль Хадари Сьон Лига Европы

«Сьон» vs. УЕФА: за что команду исключили из Лиги Европы и почему вернут обратно?

Что случилось: Швейцарский «Сьон» прошел в групповой раунд Лиги Европы, обыграв в плей-офф «Селтик» по сумме двух матчей (0:0, 3:1). Шотландцы, однако, пожаловались УЕФА на то, что несколько игроков соперника не имели права выходить на поле в этих матчах. Жалоба была удовлетворена, «Сьону» присудили технические поражения в обоих матчах, а «Селтик» попал в группу I вместо него.

Откуда взялся запрет: Началось все в 2008 году, когда «Сьону» вздумалось подписать вратаря сборной Египта и «Аль-Ахли» Эссама Эль-Хадари, который как раз выиграл со своей сборной Кубок африканских наций. Проблема была в том, что у египтянина с его тогдашним клубом был действующий контракт, до конца которого оставалось еще два года. «Сьон» же решил пойти обходным путем, воспользовавшись прецедентом по «делу Уэбстера».

Что такое «дело Уэбстера»: В 2006 году игрок шотландского «Хартса» Энди Уэбстер успешно отстоял в судах свое право расторгнуть в одностороннем порядке действующий контракт и подписать новый с «Уиганом». 

Сделать это ему позволили новые трансферные правила, которые ФИФА была вынуждена принять под нажимом Евросоюза. Чиновники потребовали обеспечить футболистам такую же свободу трудовой миграции, какой обладают любые другие европейские профессионалы, будь они хоть сантехники, хоть менеджеры по продажам. Ради этого в Регламент по статусу и трансферам игроков был включен пункт, позволяющий футболисту выкупить свой контракт, если он уже отработал по нему больше двух или трех лет (в зависимости от возраста игрока на момент подписания). При этом стоимость выкупа зависит в первую очередь от суммы зарплаты, которая причитается игроку до конца контракта, – и, как нетрудно предположить, получается гораздо ниже того, что рассчитывает получить клуб.

Уэбстер к тому моменту впал в немилость к владельцу «Хартс» Владимиру Романову и, призываясь в сборную, одновременно просиживал штаны на лавке клуба. В конце концов он по совету адвокатов расторг контракт в одностороннем порядке, подписал соглашение с «Уиганом», семь месяцев судился с прежним клубом во всех инстанциях, включая Спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS), и в итоге все-таки стал первым, кто воспользовался этой лазейкой в правилах. В качестве компенсации «Хартс» получил издевательские 150 тысяч фунтов вместо желаемых 4,5 миллионов.

«Дело Уэбстера» сразу же стало прецедентом: после него этим же пунктом 17-м воспользовались сенегальский вратарь Тони Силва (из «Лилля» в «Трабзонспор») и аргентинец Хонас Гутьеррес (из «Мальорки» в «Ньюкасл»).

Как связаны «Сьон» и «дело Уэбстера» и откуда взялся запрет: «Сьон» с египетским кипером решили пойти тем же путем. Проблема заключалась в том, что буквально предыдущий, 16-й, пункт тех же самых Правил запрещает игрокам самостоятельно расторгать контракты по ходу сезона. Из-за этого трансфер Эль-Хадари был признан недействительным, египтянин вернулся в родной клуб, публично каясь и посыпая голову пеплом, а CAS дисквалифицировал его на 4 месяца и обязал нарушителей выплатить «Аль-Ахли» $800 тысяч. Ну и главное для нашей истории: «Сьону» за такие проделки было запрещено подписывать новых игроков в течение двух трансферных окон. Поскольку судебные тяжбы и апелляции длились несколько лет, приговор вступил в силу буквально недавно, и «запретными» стали окна 2011 года – зимнее и летнее.

Как «Сьон» нарушил запрет: Новых игроков швейцарцы все равно подписали – аж шестерых. Среди них, между прочим, экс-барселонец и экс-аяксид Габри, гвинеец Паскаль Фейндуно и люди с именами Жозе Гонсалвеш, Штефан Гларнер, Марио Мутш и Вилайпхон Кеткеопхомпхон. После этого клуб еще и подал иск в обычный, гражданский суд (что вообще-то правилами ФИФА строжайше запрещено), и тот признал запрет на трансферы незаконным. Швейцарская федерация с этим решением смирилась и разрешила новичкам играть в домашнем чемпионате. Кульминацией стало появление пятерых из них в матчах против «Селтика», причем Фейндуно по сути решил судьбу противостояния, забив клубу, в который незадолго до этого безуспешно ездил на просмотр, два гола из трех.

Что было потом: «Селтик» подал жалобы после каждого из матчей, а потом и общую по итогам вылета из Лиги Европы. УЕФА дисквалифицировала «Сьон», «Селтик» занял его место в группе I и уже сыграл там с мадридским «Атлетико» и «Удинезе». «Сьон» подал апелляцию в УЕФА – и получил отказ. Следующей инстанцией должен был стать CAS, но «Сьон» пошел по уже проторенной дорожке, в обычный швейцарский суд – и там опять выиграл дело.

Что будет дальше: УЕФА готов пустить «Сьон» пятым участником в группу I вслед за «Селтиком» и уже даже придумал несколько вариантов того, как это может выглядеть на практике. Но это все только в том случае, если «Сьон» выиграет дело в CAS. Швейцарцы же упорно не желают туда обращаться – сомневаемся, мол, в том, что CAS достаточно независим от УЕФА. Кстати, кажется, что боятся они зря: именно лозаннский суд принял крайне неприятное для УЕФА положительное решение по «делу Уэбстера».

Почему это важно: В очередной раз внутренние законы футбольного мира сталкиваются с государственными законами и решениями гражданских судов – но, кажется, на этот раз все может быть куда серьезнее, чем обычно. В конце концов, не зря же перед вызовом в швейцарский суд Мишель Платини заявил, что возможное положительное решение по этому делу можеть означать ни много ни мало «конец футбола».

Автор 
РЕЙТИНГ +71

Комментарии

+2
16 января 16:45

Прошу прощения за размещение ссылки без предварительного разрешения. Но ссылка касается именно развития темы Сьона и УЕФА:
http://www.sports.ru/tribuna/b...

Ответить
1 декабря 2011 02:26

28.11.2011 СЭ (CAS)
В течение семи часов Спортивный арбитражный суд в Лозанне рассматривал тяжбу между УЕФА и швейцарским клубом «Сьон», оспаривающим свое исключение из Лиги Европы. Вердикта три судьи так и не вынесли. В коммюнике по итогам заседания сообщается, что какая-либо дополнительная информация появится, видимо, примерно через десять дней.

Ответить
5 ноября 2011 04:16
Ответ на комментарий пользователя ivankatz14@gmail.com

Пока ничем. Ждём

Ответить
5 ноября 2011 04:01
Ответ на комментарий пользователя Александр Ткач

чем дело-то окнчилось

Ответить
29 октября 2011 11:54
Ответ на комментарий пользователя Romanista

Насколько я понимаю, всё гораздо сложнее, чем кажется. Система не отработана, а клубы с потерей игрока задёшево мириться не хотят. Так что это гарантированная судебная тяжба на годы, скандал в прессе и - если ты вдруг чего-то не учёл, как Сьон - санкции. Ну и в целом, мне кажется, не в интересах клубов выпускать этого джинна из бутылки. Не исключено, что есть ещё какие-то сдерживающие механизмы, о которых не говорят открыто.

Ответить
29 октября 2011 03:13
Ответ на комментарий пользователя Александр Ткач

Привет! Что-то, действительно, не очень понятно с трансферами по Уэбстеру. К примеру, есть футболист, стоимостью 30 млн с з/п 2 млн в год, у него остался год конракта, 3 уже отыграл. Зачем кому-то платить за него 30, если можно заплатить 2 плюс накинуть зарплату до 5, переманив игрока? Наверняка, не всё так просто, раз этим никто не пользуется.

Странно, что дело еще только через месяц всплывет.

Ответить
21 октября 2011 17:59

Снова этот сьон всплывает.В матче со Спартаком ворота мерил.ВОН СЬОН!!!

Ответить
20 октября 2011 19:49

Бред одним словом...

Ответить
20 октября 2011 00:10

Спасибо автору за хорошую статью!

Ответить
19 октября 2011 21:47

очень странно - УЕФА принимает постановления гражданских судов...а что мешает отклонять-то? Сами борются за это, и потом же сами склоняются к их принятию

Ответить
19 октября 2011 20:42
Ответ на комментарий пользователя Dima-Dima

Так ты их сначала собери, а потом можно пытаться вякать, если согласен с ценой, которую готов заплатить за «свободу». Сколько трупов тебя устроит и каким по очереди трупом готов стать ты сам ради само-отделения?

Ответить
19 октября 2011 20:08

Огромное спасибо за инфо!!!

Ответить
19 октября 2011 19:57

Почему Швейцарский суд дважды удовлетворил иск Сьона? Это главный, принципиальный вопрос. Остальное либо и так было понятно, в смысле можно было понять, если просто прочитать новости по этой теме на этом сайте, либо не имеет значения.

Ответить
19 октября 2011 18:59
Ответ на комментарий пользователя АСтигматизьм

ну, как что? если у меня есть столько сторонников, что есть возможность все это создать - я буду управлять ))))) это называется сепаратизм ))))) ничто не ново под луной. квебек, баски, курды ))))) пойми, я не оспариваю, что в футболе сейчас все четко отстроено, просто считаю, что разрушить всю эту структуру очень просто. это только с виду фифа и уефа кажутся нерушимыми скалами, а на самом деле они, имхо, колосс на глинянных ногах. дело босмана пошатнуло эту структуру, и это дело вобьет еще один гвоздик. сьон, наверняка, используют. просто посмотреть что будет и как поведут себя чиновники. поскольку сам сьон никому не жалко, то никого и не беспокоит чем все закончится.

Ответить
19 октября 2011 18:07

Спасибо, Жень. За важную поправку про Фейндуно в Селтике - отдельно. Картина с ней получается ещё веселее.

Насчёт мотивации «Сьона», у меня нет однозначной версии. Как вариант: президент «Сьона» такой законник, для которого законодательство родной страны - главный и единственный ориентир (и ограничитель) по жизни. Вот он и добивается, чтоб всё было по закону и отказывается признавать ограничения, которых в Административном/Уголовном/Жилищном кодексе нет.

Насчёт Кеткео*ом*она, тут такая же тонкая коллизия, как в сабже. Но мне кажется, чуть правильнее писать так, как это задумано (по-лаосски, «пх»), а не так как получается у французов («ф», http://www.youtube.com/watch?v...). Сам он решил эту проблему просто - сократил до никнейма «Билли Кеткео» и всё.

Ответить
+1
19 октября 2011 18:03
Ответ на комментарий пользователя Dima-Dima

А если ты объявишь себя независимым госдуарством, то тогда сможешь установить свои законы, набрать свою армию, полицию, выбрать президента, назначить чиновников. Вобщем сделать для себя все по правильному. Вот только вопрос - что со всем этим дальше делать?

Ответить
19 октября 2011 17:59
Ответ на комментарий пользователя Dima-Dima

Здесь определяющее слово - пытались. Даже очень богатые и достаточно независимые клубы не могут с кондачка упрыгать от УЕФА и ФИФА. А уж о всяких третьесортных клубах, типа Сьона, и говорить не приходится. Им после выхода из УЕФА одна дорога - в дворовый футбол, играть вечеком после работы под пиво и воблу. Для здоровья футболистов, это кстати, даже полезнее. Нагрузки меньше, правда и денег не заплатят.

Ответить
19 октября 2011 17:40
Ответ на комментарий пользователя drwvlad

Да не совсем применимы обычные законы в футбольном мире.Там все немного по другому.Можно вполне легально(по всеобщим законам),оспорить какой нибудь результат матча,например,создать прецедент и напрочь убить спортивную составляющую.Нет,в футболе свои условности,к которым нежелательно подходить с обычными мерками.

Ответить
19 октября 2011 17:27
Ответ на комментарий пользователя Достойный член

прости, с другим челом тебя перепутал. но ты моз все равно включай, пригодится.

Ответить
19 октября 2011 17:27
Ответ на комментарий пользователя Достойный член

слушай, сынок, ты меня притомил уже своей тупизной. ты просто квадрат. мозг включи. я тебе про фому, ты мне про ерему. я не говорю, хорошо это уефа или плохо. я говорю, что как только кончится монополия уефа на проведение соревнований, так ей и придет каюк. да, ты прав, такой хаос и будет. и что дальше? думаешь, кому-то это не все равно? все упирается в деньги, а уефа - это всего лишь кучка старичков в домике у женевского озера. их единственный реальный рычаг - исключить клубы и сборные из своих соревнований. но, если допусти условные реал, бавария, ювентус и барса создадут свою лигу и будут играть между собой, то им будет глубоко все равно, что там думает уефа по этому воводу.

Ответить
19 октября 2011 17:19
Ответ на комментарий пользователя BrooksLaich

как только какое то решение по вопросам из мира футбола принимают в гражданском суде,это ничем особо хорошим не заканчивается.
----------
это говорит об огромной степени условности так называемого футбольного бизнеса.

иными словами мирок футбольных воротил можно разрушить любым адекватным судебным решением, а существующая футбольная парадигма вообще держится на воздухе

Ответить
19 октября 2011 15:58
Ответ на комментарий пользователя Carajo

и сколько ключевых революционных для спорта решений принято в гражданских судах? большинство обращений в гражданские суды - дележка с ФИФА денег и прочие далекие от футбола вещи, по внутрифутбольным делам таких обращений мизер

Ответить
19 октября 2011 15:38
Ответ на комментарий пользователя amra73

Россия идеальный вариант. Менталитет чиновников схож.

Ответить
19 октября 2011 15:28
Ответ на комментарий пользователя Александр Ткач

Ну так и станут все теперь заключать более короткие контракты - 3 года максимум.До нового сенсационного решения какого нибудь суда)

Ответить
19 октября 2011 15:25
Ответ на комментарий пользователя zeppelin

для новой штабквартиры я предлагал Россию))

Ответить
19 октября 2011 15:24
Ответ на комментарий пользователя Александр Ткач

Греция в евросоюзе, однако их федерация едва не была исключена.
Прецедент же похоже уже создан: проявление слабости не останется незамеченным.

Ответить
19 октября 2011 15:20
Ответ на комментарий пользователя BrooksLaich

::: А там действительно 2 или 3 года надо по контракту отработать,для расторжения?Или какую то часть контракта?

Если на момент подписания контракта игроку ещё не исполнилось 28 лет, то «защищённый период» составляет три года. Если ему 28 лет и больше - то всего два года. По истечении «защищённого периода» игрок имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке без уважительной причины - и не понести за это наказания, а только выплатить компенсацию клубу.

Ответить
19 октября 2011 15:09
Ответ на комментарий пользователя малыш Африка

Дело в том, что национальные суды плюют на спортивные НПА и все ключевые революционные решения для спорта принимались судами общей юрисдикции. Более того этот запрет на обращения в суды общей юрисдикции абсурден. Клубы и игроки, как обращались в гражданские суды (в том числе с исками против решений ФИФА,УЕФА и САС), так и будут обращаться

Ответить
19 октября 2011 14:57
Ответ на комментарий пользователя white@kiD

насколько я понял, оспаривался сам факт нарушения при покупке Эль-Хадари

Ответить
19 октября 2011 14:54

Англия может оспорить в суде результат матча с Германией в суде на основании видео с не засчитанным голом Лемпарда. Вот когда бардак то начнется.

Ответить
19 октября 2011 14:50
Ответ на комментарий пользователя Достойный член

ППКС

Ответить
+1
19 октября 2011 14:48

И кстати, спасибо автору за хороший разбор проблемы. +

Ответить
+1
19 октября 2011 14:47

Решение проблемы простое - ФИФА и УЕФА переезжают в другую страну, желательно не из ЕС. А Швейцарию исключают из этих организаций. Другим наука.
Противоположное решение - УЕФА прогинается под решение суда и восстанавливает Сьон. Это действительно близко к концу футбола, поскольку теперь любую санкцию (дисквалификацию), а также результаты матчей можно будет оспорить в гражданском суде. Это будет анархия.

Ответить
19 октября 2011 14:44
Ответ на комментарий пользователя малыш Африка

Разве речь в гражданском суде шла об этом?
вроде как из текста следует, что в суде оспаривался имеено
запрет на регистрацию новых игроков

Ответить
19 октября 2011 14:43
Ответ на комментарий пользователя Александр Ткач

Спасибо.Параллели между случаими есть,а различий не заметил.Вот и спросил.
Спасибо.

Ответить
19 октября 2011 14:42
Ответ на комментарий пользователя Александр Ткач

Возможно, это покажется придиркой
но когда речь идет о юридических баталиях
смешивать эти 2 организации - это моветон
либо то либо другое
иначе текст теряет свою разъясняющую интонацию
а больше напоминает компот из несвязанных между собой вещей

Ответить
19 октября 2011 14:38
Ответ на комментарий пользователя Александр Ткач

Ну так он уже выпущен из бутылки,его назад не загонишь.Вообще,такое ощущение,что как только какое то решение по вопросам из мира футбола принимают в гражданском суде,это ничем особо хорошим не заканчивается.
А там действительно 2 или 3 года надо по контракту отработать,для расторжения?Или какую то часть контракта?Контракты то могут быть и трех-,двух- и однолетними...

Ответить
19 октября 2011 14:32
Ответ на комментарий пользователя white@kiD

>почему в тексте упоминаются две организации ФИФА и УЕФА?

раз УЕФА один из субъектов (конфедерация) в составе ФИФА, судьбоносные решения принимаются на уровне ФИФА

>Почему Сьен смог выиграть в гражданском суде дело о запрете регистрации игроков у УЕФА

потому что суд общей юрисдикции вообще слабо соотносится с футбольными правилами, и руководствуется только ТК или что у них там есть. а с точки зрения стороннего наблюдателя, если благородный дон захотел расторгнуть контракт с клубом в разгар сезона, почему бы ему этого не сделать?

Ответить
19 октября 2011 14:31
Ответ на комментарий пользователя BrooksLaich

Позволяет, но это слишком уж страшный джинн, выгодный игрокам, но никак не клубам.
Клубы, кажется, понимают это, и не спешат выпускать его из бутылки.

Ответить
+1
19 октября 2011 14:30
Ответ на комментарий пользователя Достойный член

Пожалуй соглашусь. В футболе на данный момент один чемпион мира - Испания, и нет других чемпионов по другим версиям как в боксе. Мне такая более менее чёткая иерархия по душе.

Ответить
19 октября 2011 14:25

Очень интересно,почему какой нибудь Манчестер Сити или еще какой то клуб с большими трансферными амбициями,еще платит за переходы игроков.Правило Уэбстера позволяет сильно сбавить цены,как я понимаю.

Ответить
+2
19 октября 2011 14:24
Ответ на комментарий пользователя Dima-Dima

«уефа - это ничто, поскольку ее чиновники совей коррупцией и диктаторством уже все клубы достали просто» - это вообще бред сумасшедшего.

Футбол - это один из немногих видов спорта, где существует четкая иерархия, ясная система организации соревнований и единые правила. Всё это благодаря ФИФА и ее континентальным конфедерациям.
Если эта система будет разрушена - получим такую же байду, как в каком-нибудь боксе, хоккее или регби и пр. С кучей лиг, отсутствием спортивного принципа, разбродом в правилах и пр.
Эффективность нынешних организаций доказана десятилетиями успешного развития футбола. Как с коммерческой, так и со спортивной точек зрения.

Ответить
19 октября 2011 14:23
Ответ на комментарий пользователя white@kiD

::: почему в тексте упоминаются две организации, ФИФА и УЕФА? Против кого из них борется Сьен

УЕФА, по сути, не более чем региональный филиал ФИФА в Европе. Так что борется против обеих, а судится с УЕФА - «по месту жительства», как говорится.

Ответить
19 октября 2011 14:19
Ответ на комментарий пользователя ivankatz14@gmail.com

Мне кажется, УЕФА/ФИФА тоже не хотят «лезть в бутылку» и понимают, что не всесильны. Они ведь и правило, которое привело к «поправке Уэбстера», приняли неохотно и вынужденно - но пришлось.
Их власть и защищённость от невмешательства государственных органов всегда основывались на том, что футбол нужен всем. Как секс :) Распустил какой-нибудь иракский суд местную футбольную федерацию - получите бан и сидите без международно признанного футбола до тех пор, пока не одумаетесь. С Евросоюзом всё гораздо сложнее, поэтому и УЕФА/ФИФА осторожнее.

Ответить
19 октября 2011 14:15

На самом деле Сьон создает заварушку, при помощи которой ТОП-клубы Европы смогут осуществить ту идею, о которой долго говорят - создать независимую от УЕФА лигу. Шаг за шагом и это может осуществиться...

Ответить
+1
19 октября 2011 14:13

Между вседозволенностью, допускаемой гражданскими судами, и бредом, иногда вызходящим из под пера чиновников УЕФА/ФИФА предпочитаю второе (имхо).

Ответить
19 октября 2011 14:10
Ответ на комментарий пользователя SAFVLAD

Да, Уэбстер расторг контракт после окончания сезона.

Ответить
19 октября 2011 14:00

Непонятно 2 вещи
почему в тексте упоминаются две организации
ФИФА и УЕФА?
Против кого из них борется Сьен
и второе
Почему Сьен смог выиграть в гражданском суде дело о запрете регистрации игроков у УЕФА
имхо это ключевой момент истории

Ответить
19 октября 2011 13:54
Ответ на комментарий пользователя karandash86

И когда правила какого-то сообщества вступают в противоречие с законами страны, главенство остается за законом страны.
===============
Наоборот. Если страну законы сообщества, необходимые для его -- сообщества-- нормального функционирования не enchfbdf.n? она не обязана в нем состоять, вот и всё.

То, что УЕФА так странно повел себя лишь демонстрирует, что в этом деле не все так просто.сли бы так поступил какой-ибудь Локомотив -- лишился бы права играль даже в РПЛ за подобные проделки, а если бы федерация отказалась подчиняться -- была бы дисквалифицирована

Ответить
19 октября 2011 13:53
Ответ на комментарий пользователя АСтигматизьм

какие проблемы? очень простые. уефа более не сможет диктовать свою волю, в диктаторском ключе, как делает это сейчас, угрожая исключить клуб из своих соревнований. ты не можешь выйти из плоскости. имхо, ты считаешь, что. если сейчас уефа единственная организация, которая проводит соревнования по футболу, и так было всегда с твоего рождения, то так будет и дальше. это далеко не факт. уефа - это ничто, в принципе. фикция. как только появится любая альтернатива, имхо, уефа просто сдохнет, поскольку ее чиновники совей коррупцией и диктаторством уже все клубы достали просто.

Ответить

Свежие записи в блоге

22 мая 23:40
Кулаками после драки. Зачем нужен плей-офф в национальных чемпионатах?

3 мая 15:56
Украина и Евро-2012: почему политика влияет на футбол?

16 апреля 22:50
Кому заказать стадион к ЧМ-2018

29 марта 23:52
Судейство hi-tech: в чем суть и когда ждать?

21 марта 22:25
ЧМ-2014 в Бразилии: быть или не быть?

2 февраля 18:51
Трагедия в Египте. Как и почему

19 января 18:28
Индийское лето

13 января 10:35
Черное яблоко раздора

7 декабря 2011 18:15
Турецкие сумерки. Сага. Затмение

10 ноября 2011 11:34
Булат Чагаев: миллионер-благодетель или диктатор-авантюрист?

Новости по теме

ЛУЧШИЕ МАТЕРИАЛЫ

Футбол
Самые красивые спортивные телеведущие России

Секс-символ «России 2», медалистка Афин, муза российского хоккея и многие другие – фотогалерея Sports.ru представляет главных красавиц российского спортивного ТВ|0

Футбол
Сергей Семак: «ЦСКА не стал меня покупать – гораздо проще было призвать в армию»

Сергей Семак – о том, как дважды порывался уйти из ЦСКА в середине девяностых, ходил на скачки в Париже и выводил из кризиса ростовский банк.|85

Теннис
Вне игры. Мария Кириленко

Фото русской теннисной красавицы в небрежных футболках и вечерних платьях|10

Футбол
Каждому свой Карпин

Василий Уткин подводит итоги пребывания Валерия Карпина на посту главного тренера «Спартака»|149

Футбол
Гид по Евро-2012

Sports.ru и Carlsberg представляют совместный проект-путеводитель по Евро-2012

Документы
Пользовательское соглашение
Как пользоваться сайтом
Информация об ограничениях Reuters
Sports.ru повсюду
Новости и материалы Sports.ru можно читать:
• с помощью Twitter
• подписавшись на RSS-потоки по интересующим вас темам
• на персональной странице iGoogle, добавив Google Gadget
• на вашем телефоне с помощью мобильной версии
Rambler's Top100
0