18 мин.

Последние из могикан

В Монце традиционно совершаются объявления о составах команд, о переходах гонщиков и о заключении новых контрактов. В этом плане Монца’2016 не стала исключением. Более того, объявления Монцы нынешнего года по-настоящему судьбоносны. Облик пелотона’2017 претерпит большие изменения. Еще бы, ведь о завершении карьеры (в той или иной форме) в Монце объявили сразу два выдающихся гонщика-ветерана, отдавшие Формуле-1 много лет своей карьеры и долгое время бывшие ее лицом.

В четверг перед Гран-при Италии я как раз осваивался в Милане по прилету и, заглянув в какой-то момент в Интернет, увидел, что Фелипе Масса и Клэр Уильямс собрали пресс-конференцию, на которой было объявлено, что бразилец уходит из Ф1 по завершении сезона 2016 года. Сказать по правде, эта новость не вызвала большого удивления. Завершение карьеры Массой хотя и не выглядело однозначно напрашивающимся, все же было в значительной мере вероятным.

В субботу же удивиться пришлось уже сильнее. Все-таки хотя завершение карьеры Дженсоном Баттоном в какой-то мере тоже было вероятным, лично я был убежден, что Дженс захочет продлить активную карьеру в Ф1 еще на год-другой. Хотя в отличие от Фелипе Дженсон не сказал, что он уходит из Формулы-1, более того, Баттон заключил с McLaren Honda новый двухлетний контракт, в соответствие с которым его роль в команде изменится, но по факту-то все равно в следующем году англичанин не будет в числе действующих пилотов пелотона. Так что это все равно завершение карьеры…

Размышления этой статьи по большему счету оттуда, из Монцы, хотя и оформленные уже по возвращении в Москву. А когда находишься в этом потрясающем, историческом месте, рядом с паддоком «Королевы автоспорта», в кипящей гуще фанатов автогонок из разных стран, все это ощущается как-то острее, что ли… Что сказать об обоих героях? Два выдающихся, с яркой индивидуальностью гонщика, оба сделали прекрасную, успешную карьеру в Формуле-1. По личной «классификации» я их отнес бы к поколению кумиров, почему, объясню ближе к концу статьи.

Фелипе Масса… Бразилец, отдавший значительную часть карьеры Scuderia Ferrari под ее (карьеры) занавес перешел в Williams, где обрел вторую молодость уже будучи зрелым гонщиком. В составе Williams он и решил завершить карьеру, также как его старший друг Рубенс Баррикелло несколько лет тому назад. Масса вообще во многом прошел по стопам Рубиньо, те же долгие годы в Ferrari. Карьера Фелипе не стала настолько рекордно длинной, как у Баррикелло, но ему удалось надолго задержаться в Ф1. Причем, как и Рубенс, Фелипе никогда не отбывал номер, поддерживая реноме топ-пилота. Зато Масса, в отличие от Баррикелло, по-настоящему боролся за титул чемпиона мира и чуть не выиграл его, остановившись буквально на расстоянии волоска. Впрочем, Массе удалось стать чемпионом сердец, - в глазах многих, видевших Бразилию’2008 он остался чемпионом.

А ведь начало карьеры не говорило за столь блестящее продолжение. Он пришел в Sauber в 2002 году (тот, сильный Sauber, не то что сейчас), заменив в составе швейцарской команды дебютанта 2001 года Кими Райкконена. Так что сравнение двух талантливых новичков напрашивалось само собой. В отличие от сосредоточенного, предельно концентрированного и аккуратного финна, который в те времена был даже несколько скучноват, Фелипе выглядел этаким лихим бразильским раздолбаем. Он принадлежал к золотому поколению (очередному) бразильских гонщиков, тогда было полно гоночных талантов из этой большой латиноамериканской страны. Всех их по обыкновению сравнивали с великим Сенной (Бразилия ждала нового героя), большинство из них совершенно не оправдывало сравнений, хотя это не делает их бесталанными спортсменами. Просто само сравнение конечно было некорректным. Баррикелло для всей этой молодежи был этаким дядькой-наставником, он помогал и опекал бразильских гонщиков, рвущихся к вершинам в Европе. Потом, годы спустя уже сам Масса станет играть ту же роль, а в Монце он дал своеобразное напутствие своему тезке и товарищу «брату» Насру, - теперь ему нести бразильский флаг над автодромами Формулы-1. Увы, теперь в Бразилии, по прошествии прежних, богатых талантами поколений, пустота. Кто, кроме Фелипе Насра виднеется на горизонте Ф1?.

Лично я помню Массу еще до Ф1, по выступлениям в европейской Ф3000, а также попыткам в европейском же Туринге. Что ждать от этого парня в Ф1, было совершенно не ясно. Первые годы его выступлений за Sauber запомнились как отдельными успехами, так и немалым количеством импульсивных действий, приводивших к ошибкам и инцидентам. Импульсивных действий импульсивного бразильца. Порой казалось, что в довольно строгой атмосфере Ф1 он полностью так и не раскроет свой талант, и ему следовало бы отправиться в Индикар.

Впрочем, в те годы в Ф1 была настоящая латиноамериканская суперзвезда, ничуть не менее импульсивная. Великий колумбиец Хуан Пабло Монтойя пришел в Формулу-1 уже суперзвездой. С ним было связано много ожиданий, и он их в основном оправдывал. Ну а Масса, не менее импульсивный, смотрелся на таком фоне этаким «младшеньким братом». Он явно находился в тени, в то время как латиноамериканской страсти одного Монтойи было достаточно на всю Ф1. Собственно и кроме Массы находились другие бразильцы, которые тоже порой выделывали некоторые эмоциональные поступки. Забегая вперед, можно сказать что впоследствии эта роль перешла к Пастору Мальдонадо. У Мальдонадо даже был один сезон, когда казалось, что он войдет в число топ-пилотов, при этом сохранив яркую латиноамериканскую индивидуальность. Но ни победа в Гран-при Испании, в некоторой степени свалившаяся на него, ни в целом ряд неплохих выступлений за Williams в 2012 году не спасли его карьеру. Далее Пастор не смог прогрессировать, лишь только его импульсивные поступки, часто приводившие к дурацким последствиям, выделяли его в пелотоне. В итоге карьера «Легенды №13» оказалась не слишком продолжительной. Венесуэлец Мальдонадо не сумел стать полноправным наследником славы Монтойи. Но это другая тема, не этой статьи.

Тогда, в начале 2000-х сложно было представить, что звезда Монтойи в Ф1 вскоре закатится, также как и представить что Масса станет звездой первого плана. Впрочем, несмотря на то что роман Хуана Пабло с «Королевой автоспорта» завершился также быстро и стремительно, как и начинался, это не заслоняет того факта, что его карьера в Ф1 была выдающейся, пусть и достаточно короткой. Долгие годы Монтойя не мог окончательно определиться, где ему лучше продолжать карьеру, в Америке или Европе. Он вырос одновременно и на американской, и на европейской школе гонок, неоднократно пересекая океан в начальные годы карьеры. Но в итоге все-таки американские гонки оказались ему ближе, также как и жизнь в Штатах.

А Масса остепенился. В этом ему помогли связи с Ferrari, ведь проведя всего год в Ф1 за Sauber, он следующий год был уже тест-пилотом Ferrari. Сначала пропустил год в гонках, а потом совмещал тестовые заезды в Ferrari и выступления в гонках за Sauber. А также дружба с Михаэлем Шумахером.

В 2006 году Масса дебютировал в качестве уже призового пилота Ferrari, сменив в этой роли Рубенса Баррикелло. В том же году пришла первая победа – в Турции. Оказалось что Фелипе имеет все задатки топ-пилота.

В Монце Михаэль Шумахер объявил о завершении карьеры. Теперь Масса вспоминал тот момент и сказал, что это также стало причиной ему самому объявить о своей грядущей отставке тоже в Монце. То решение Михаэля позволило Массе остаться в составе «Скудерии» и на 2007 год.

Так Фелипе Масса стал одним из лидеров Формулы-1, пилотом Ferrari. Он выигрывал гонки, вносил свой вклад в завоевание Ferrari Кубка конструкторов. В 2008 году он уже сам боролся за титул, с Льюисом Хэмилтоном, вплоть до памятного финала на Интерлагосе.

Кстати, импульсивность Массы все же никуда не делась, и впоследствии он неоднократно становился участником стычек на трассе как раз с Льюисом Хэмилтоном. В 2011 году это была просто «горячая парочка».

Любопытно, что Масса в итоге выиграл гонок в Ф1 больше, чем вышеупоминавшийся Монтойя. Больше, чем Марк Уэббер, с которым они дебютировали одновременно в Мельбурне в 2002 году. Уж не говоря о Нике Хайдфельде, вместе с которым он выступал в свой первый год в Sauber. А ведь какие авансы выдавались «Квик Нику» в годы его перед Формулой-1, в бытность тест-пилотом McLaren и в первые годы в самой Ф1! Так что вопроса о том, была ли карьера Массы успешной, просто не может быть.

Все же главную гонку своей жизни Фелипе Масса выиграл в Венгрии в 2009 году. Фелипе оказался просто счастливчиком. В квалификации Ferrari Массы шла по трассе позади Brawn «старого доброго» Рубенса, в тот момент, когда из болида друга внезапно невероятным образом выпала пружина, - и пошла скакать по трассе, самым неудачным образом взлетев прямо на высоту шлема Фелипе. Невероятный случай! Масса получил тяжелое ранение головы и потеряв сознание влетел в стенку. Тогда многие просто не понимали что случилось, почему гонщик не покидает машину и не шевелится. Ferrari просто вылетела по прямой. Страшный случай. Но Массе невероятным образом повезло. На моей памяти больше не было случаев, когда после попадания каких-либо обломков или деталей в голову гонщик оставался жив. В последние годы было немало таких трагичных инцидентов. Во-первых, попади пружина чуть-чуть в сторону, Фелипе не удалось бы спасти. Во-вторых, все равно его зрение было под угрозой. Опять же, попади пружина миллиметром в сторону, Масса мог бы лишиться левого глаза. Пружина чуть-чуть не задела глазной нерв. Но невероятным образом все обошлось, и бригады врачей Ф1 совместно с венгерскими специалистами спасли Фелипе Массе и жизнь, и здоровье. Фелипе Масса, полностью восстановившись, смог вернуться в Ф1 в начале 2010 года. Я могу вспомнить лишь другой подобный счастливый пример. Мика Хаккинен после страшной аварии в Аделаиде в 1995 году также сумел восстановиться и вернуться в Ф1. Еще один счастливчик.

В финальной стадии карьеры Массы в Ferrari, когда его отношения с командой переживали период охлаждения после приказа пропустить Алонсо в Германии в 2010-м, и после того как Фернандо стал явным фаворитом команды, Фелипе требовался новый вызов. Он его нашел в Williams. Команда как раз после нескольких провальных лет возвращалась в число лидеров. Три сезона Масса провел будучи напарником талантливого финна Валттери Боттаса.

В 2016 году Фелипе все-таки стал заметно проигрывать Боттасу, чего не было прежде. На самом деле, это нормально и естественно. Боттас находится в «горячей» фазе карьеры, когда он прогрессирует с каждым годом. Фелипе просто уже некуда прогрессировать, он своих вершин достиг. Опыт также уже не столь помогает добиваться преимущества, так как у Валттери прибавляется собственного опыта.

Конечно, Масса хотел бы продлить контракт с Williams еще на год. Команда также была все эти годы довольна своими гонщиками, благодарна Фелипе за его вклад в развитие, и отношения Массы с коллективом были по-настоящему хорошие. Но видимо после трех лет в Williams тоже хотели какого-то дальнейшего развития, что-то поменять. В итоге с Массой решили контракт не продлевать. Были варианты с другими командами. Достаточно вероятным был приход Фелипе в Renault, где требовался гонщик с именем и с опытом, чтобы помочь команде вернуться на топ-уровень. Но видимо сам Масса уже не чувствовал в себе энергии с нуля браться за дело, которое он уже однажды делал в Williams. Даже ожидание интригующих болидов 2017 года не вдохновляло его. Он хотел бы продолжить только с Williams. Но эта история благополучно подошла к концу.

После завершения карьеры в Ф1 Фелипе Масса хотел бы продолжать гоняться. Еще бы, ведь он, как и Рубенс Баррикелло, настоящий фанат гонок, с бензином в крови! Правда у него нет желания, в отличие от Рубиньо, пробовать дикие и опасные бразильские сток-кары или начинать в Индикар. Это был бы тот еще вызов, но Масса хочет чего-то поспокойнее. Он действительно остепенился. Может быть, DTM. Правда здесь ему будет сложно, как и всем бывшим гонщикам Ф1. Или Формула Е. Хотя здесь, мне кажется, Фелипе было бы скучновато, - все-таки после многих лет в Ф1 эти машинки покажутся ему откровенно медленными. Или WEC. Вот это, пожалуй, в самый раз. Прототипы LMP1 ни в скорости, ни в технологичности почти не уступят Формуле-1. Можно спросить об этом Марка Уэббера.

В отличие от определенности, наступившей с будущим Фелипе Массы, заявление Дженсона Баттона выглядит не таким однозначным и оставляет варианты на будущее. В ближайшие два года Баттону предстоит выступать в качестве посла брэнда, - и для McLaren, и для Honda лучшей персоны не найти, безупречный Дженсон сделал огромный вклад в историю как одной, так и другой гоночной фирмы. Дженсон будет поддерживать физическую форму и проводить тесты болида, что позволит ему помогать развиваться команде и ее молодому гонщику Стоффелю Вандорну, а в случае необходимости, заменить на каком-то этапе одного из основных гонщиков, Вандорна или Фернандо Алонсо. Баттон оставляет себе лазейку. И тем не менее, он решился на то, чтобы не выступать в 2017 году. Я ждал другого. И хотя было понятно, что продолжить гоняться в составе McLaren Honda шансов у Баттона было маловато, несмотря на действующий контракт, но были и другие варианты. Я надеялся, что он согласится на предложение Williams.

Дженсон Баттон… В составе Williams он ворвался в Формулу-1 на полном ходу, в 2000 году. Кстати, в нынешнем пелотоне Ф1 есть только два гонщика, о которых я узнал только в момент подписания ими контрактов с командами Ф1. Это Баттон и это Кими Райкконен. Забавно, но в разное время, - однако это было в первые годы карьеры Дженсона в Ф1, - двое достаточно близких мне людей называли Баттона потенциальным будущим чемпионом мира. При этом оба не были специалистами по Ф1, хотя и имели неплохое представление об этих гонках.

А ведь первые годы не были простыми для Баттона. К успеху ему пришлось идти долго. Поначалу Дженсон менял команды, у него был период звездной болезни, с которой он, тем не менее, успешно справился, иногда в его руках были тяжелые в управлении и медленные машины, - как в Benetton в 2001 году. И далеко не все были готовы раздавать ему щедрые авансы.

Баттон долго шел к своему первому подиуму, к своей первой поул-позиции, к своей первой победе, наконец. Когда эти события наконец случались, было ощущение, что уж Дженсон то это точно давно заслужил. Такое ощущение заслуженного успеха. Выстраданного. Вряд ли о чем-то подобном имеет представление, скажем, Макс Ферстапен…

У Дженсона случались и удачные сезоны, когда в руках его были быстрые машины. BAR Honda в 2004 году была именно такой. Но к своему главному успеху он подобрался, когда стало уже казаться, что карьера Баттона может и завершиться уже, преждевременно и обидно.

Конец 2008 года, мировой финансовый кризис. Корпорация Honda на фоне неудачно прошедшего для своей заводской команды недавно закончившегося гоночного сезона, решает что для них эти траты в это тяжелое время лишние. Совет директоров Honda принимает решение прекратить заводскую программу в Ф1. Хорошо что в Великобритании так тяжело закрыть предприятие! Поэтому Honda даже с чисто экономических соображений пришлось подумать, как дальше пристроить свое гоночное детище, а не просто закрыть завод, выставив всех на улицу. Это спасло карьеру многим, в том числе и Баттону. В конце концов, за символическую плату в один доллар команда была передана ее управляющему Россу Брауну и окрещена как Brawn GP. Уж Росс то с коллегами знали, какое отличное шасси они построили к новому, 2009 году, когда Ф1 перешла на новый технический регламент! Оставалось только найти подходящий двигатель. Моторы Honda больше были недоступны.

Дальнейшее – это поистине голливудская история. Что касается Баттона, - лично мое мнение, что этого успеха с командой он заслужил хотя бы потому, что сохранил верность команде в самое тяжелое время, ждал, не уходил до конца. Хотя у него были варианты перебраться в другую команду, когда начались все эти сложности с Honda. Но Дженсон, как и Рубенс Баррикелло, до последнего оставался вместе со всеми этими людьми, сотрудниками бывшей команды Honda разных уровней и должностей, которые ждали дальнейшей судьбы. И до конца сохраняли надежду. Вот за это, думаю, в итоге Дженсон Баттон получил быстрейший болид на старте сезона, множество побед в гонках и чемпионство в конце года. Дженсон Баттон стал чемпионом мира в Формуле-1!

А на следующий год Баттон совершил новый крутой поворот в своей карьере. Действующий чемпион мира перешел в легендарную команду McLaren, где стал напарником Льюиса Хэмилтона. Хэмилтон стал чемпионом годом ранее Баттона и уже своим дебютом заслужил устойчивую репутацию одного из быстрейших, а также одного из наиболее агрессивных гонщиков пелотона. Несмотря на чемпионский титул Дженсона, экспертное сообщество и многие из числа болельщиков считали, что Хэмилтон просто «уничтожит» Баттона во внутрикомандном противостоянии. Ведь Баттон пришел в «команду Хэмилтона». Не тут-то было! Уже 2010 год, а потом и последующие сезоны, которые Хэмилтон и Баттон провели вместе в McLaren Mercedes, показали, что Дженсон держит удар. Борьба была в общем-то равной, с переменным успехом. Конечно, в квалификациях Льюис в основном был быстрее. В этом компоненте с ним мало кто вообще в Ф1 сравнится. Но в гонках Баттон давал бой, и еще какой! В 2010 году, когда случился один из интереснейших чемпионатов, и Хэмилтон, и Баттон до последнего сохраняли шансы на титул, участвуя в сражении пятерых гонщиков за чемпионство. Баттон пока так и остался единственным напарником, которому удавалось оставить Хэмилтона позади себя по итогам чемпионата.

Уже в поздней фазе своей карьеры Дженсон Баттон раскрыл свой талант в полной мере. Ни для одного из гонщиков он не был простым напарником, - ни для Хэмилтона, ни для Фернандо Алонсо. При этом сохранял с ними товарищеские отношения. Баттон одержал целый ряд красивых побед в гонках. А его репутация стала абсолютно безупречной, - как и его стиль. Сейчас мало кто из гонщиков имеет такое уважение и пиетет, как со стороны коллег, так и со стороны экспертов и болельщиков.

К сожалению, последние его сезоны в McLaren Honda оказались непростыми, не позволив Дженсону добиваться тех результатов, которых он заслуживал, и к которым уже привык. Переход на новый технический регламент, возвращение в Ф1 мотористов Honda, - эта глава весьма тернистая в истории McLaren. Дай Бог, чтобы это был путь к звездам. Но сезон 2015 года два чемпиона мира, Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон провели фактически в тестовом режиме.

Почему же столь заслуженный, - и при этом по-прежнему быстрый, находящийся в отличной форме, гонщик, чемпион мира, который находится на пороге своего 300 Гран-при и по количеству гонок в Ф1 уступает только Рубенсу Баррикелло и Михаэлю Шумахеру за всю историю; почему такой гонщик не получил перспектив продолжить карьеру в гонках за McLaren и в 2017 году? Всему виной наличие в программе McLaren Стоффеля Вандорна. Потрясающий бельгийский талант, прошедший за последние годы все ступени автоспорта перед Формулой-1: двухлитровую Формулу Renault, Формулу Renault 3.5, GP2. Выигравший в прошлом году чемпионство в GP2 в доминирующем стиле. Для Вандорна дебют в Ф1 уже напрашивается. И McLaren не может себе позволить его терять. И так вариант в этом году, - когда Вандорн исполняет обязанности третьего пилота McLaren, и параллельно выступает в японском чемпионате Super Formula, - выглядит компромиссным. Кстати, заодно, гоняясь на весьма быстрых болидах Super Formula Стоффель Вандорн становится своим для болельщиков в Японию, на земле Honda. И для будущей суперзвезды McLaren Honda это более чем актуально. Но еще один такой год Вандорн проводить уже не хочет. Пошли разговоры о том, что если McLaren не возьмет его в основной состав в 2017 году, Стоффель будет искать другие варианты. В такой ситуации McLaren пришлось в какой-то мере пожертвовать Баттоном, ведь несмотря на все достоинства Дженсона, понятно, что его карьера близиться к завершению, и в Ф1 он еще может остаться на год-другой. А за Вандорном будущее.

При этом нет сомнений, что в 2017 году Дженсон Баттон был бы в Ф1 как нельзя кстати. Машины следующего года обещают быть быстрыми, - и более требовательными к физической форме. Дженсон – один из самых физически подготовленных гонщиков Ф1. Он – один из тех, кто помнит, какими быстрыми были болиды в 2000-2005 годах, каких физических затрат они требовали. Баттон, как и Алонсо, последнее время много ностальгировали по тем временам. Молодые гонщики еще не знают, что их ждет в следующем году. Баттон как раз был к этому готов.

Жаль, что он не выбрал вариант с Williams. В команде его ждали, Клэр Уильямс неоднократно говорила об этом. Это было бы красиво, завершить карьеру в команде, в которой он начинал свой путь в Ф1. Настоящий английский джентльмен в легендарной команде, более других, на мой взгляд, сохранившей старый британский автоспортивный дух. Все же McLaren ныне – это слишком интернациональный брэнд, особенно в свете партнерства с Honda. Да и ранее с Mercedes было так. А Williams – это да, это традиции. Это флаг Святого Георга перед базой команды в Гроуве.

Но еще ранее Дженсон говорил о том, что завершит карьеру в Ф1 в McLaren.

На самом деле, его вполне можно понять. В его возрасте вполне естественно подумать о том, чтобы заработать денег. При всем уважении, в Williams не могли предложить ему столько, сколько может себе позволить Рон Деннис. К тому же видимо у самого Дженсона стали закрадываться сомнения в том, насколько он хочет продолжать. Все-таки 17 лет жизни по графику Берни Экклстоуна, как выразился сам Баттон. А ведь есть жизнь и за пределами Ф1…

2017 год даст ему возможность попробовать, проверить, что же он сейчас хочет. На тестах он попробует новую машину, и поймет, то ли это, ради чего можно еще потерпеть распорядок Берни годик-другой. Попробует жизнь, в которой нет беспрестанных перелетов и бесконечных гонок, бешеной череды аэропортов, городов, отелей и гоночных трасс. Возможно недостаток этого, недостаток гонок вызовет бешеное желание вернуться, гоняться вновь. А может быть Дженсон поймет, что уже не горит прежней страстью, и для него настал другой жизненный период. Все может быть.

Вот только сейчас Баттон уже зависит от других людей и других команд, если он захочет вернуться в гонки в 2018-м. Будет ли ему место в основном составе McLaren? Далеко не факт. И в других командах тоже, за год в Ф1 может сформироваться другой расклад, здесь слишком быстро течет время. Разные гонщики завершали карьеру, а потом возвращались. Из звезд первой величины – Ники Лауда, Ален Прост, Михаэль Шумахер, Кими Райкконен. Второй и третий в списке – в весьма зрелом возрасте возвращались и показывали отличную форму. Кто-то брал паузу, чтобы потом вернуться. И возвращался, как Найджел Мэнселл, чтобы уже после этого окончательно завершить карьеру. А кто-то уже не возвращался, как Мика Хаккинен, для которого взятый перерыв оказался окончанием карьеры в Ф1. Как будет у Дженсона? Посмотрим. Но видеть его в Ф1 конечно рады были бы многие.

Последние из могикан, поколение кумиров. Кроме Баттона и Массы, о которых шел рассказ, таких в Формуле-1 осталось только двое. Райкконен и Алонсо. Те, кто гонялся еще в юношеские годы автора. Правда карьеру всей этой четверки в Ф1 я видел от самого дебюта. Дальнейшее поколение гонщиков, к которому относятся Хэмилтон, Росберг, Феттель – это уже поколение ровесников. К тому же, пристально следя за младшими категориями, всех гонщиков этого поколения я уже «вел» задолго до Ф1. Ну а потом стала приходить и совсем молодежь!:)) Это не значит, что одни лучше, а другие хуже. Но понятно, что отношение, эмоции они вызывают разные. Все-таки это всегда субъективные ощущения…