14 мин.

Чего ожидать от Гвардиолы в «Ман Сити»

Вадим Лукомский предвкушает работу самого интересного тренера мира в АПЛ.

В какой футбол будет играть «Сити» Пепа

Дежурное предупреждение о том, что еще слишком рано строить конкретные теории. Изложенное ниже по большей части общие принципы Гвардиолы с прицелом на реалии АПЛ и «Ман Сити».

Владение мячом на невиданном в АПЛ уровне

За сезоны, по которым доступна статистика (они почти совпадают с карьерой Пепа на высоком уровне), владение мячом команд Гвардиолы всегда оказывалось значительно лучше, чем у любой из английских команд. Сам факт едва ли способен кого-то удивить, а вот, насколько велика была пропасть даже между английскими командами, которые критиковали за лишнее владение (в первые сезоны графика «Арсенал», два последних – «МЮ»), и клубами Пепа, занимательно.

 

Пожалуй, самые важные отметки на графике – это текущий сезон. Разрыв больше, чем когда-либо, что отражает более глубокий тренд АПЛ – невероятные успехи контратакующего футбола. Дело не только в том, что показатель больших команд АПЛ значительно меньше, чем в любой из упомянутых сезонов – более того, ни в одном другом топ-чемпионате нет лидера по владению с показателем меньшим, чем 59,8% (что в контексте среднего процента владения огромная разница с 55,8% из АПЛ). Но, пожалуй, самое удивительное – ранее ни разу команда с владением меньше 50% не попадала в шестерку по итогам сезона: сейчас «Лестер» лидирует, «Вест Хэм» 6-й с ближайшим преследователем в лице «Саутгемптона», который тоже владеет мячом меньше 50%.

При прочих равных теория о корреляции владения с победами подтверждается фактами, но в АПЛ она работает хуже, чем в любой другой лиге. Учитывая, что этот тезис основополагающий для футбола Гвардиолы, можно предположить, что грядущий вызов будет его самым трудным – причем не только потому что «Сити» банально слабее его прошлых команд, но и в стилистическом плане. Цифры показывают, что гранды лиги готовы проявлять гибкость и играть от обороны сильнее, чем где-либо еще, а небольшие контратакующие команды предельно хороши в своем деле.

Что касается «Ман Сити» в контексте владения – их текущий показатель 55,4% незначительно отличается от лидерского (55,8% у «Юнайтед»). Нет ни единого сомнения, что эта цифра сильно возрастет в следующем сезоне. При этом прямого скачка к типичным гвардиоловским стандартам, возможно, ждать не следует (хотя очень многое будет зависеть от трансферов – в частности, выбора игрока на позицию опорника). «Сити» в текущем состоянии находится в худшей стартовой позиции, чем «Бавария» или «Барселона», а Арьен Роббен два года назад рассказывал, что работу Пеп в первую очередь начинает с отладки прессинга, а не дикого упора на перепасовки: «Самое значительное изменение в нашей игре в сравнении с прошлым сезоном (при Хайнкесе) – в том, что мы стали прессинговать еще выше и чаще. Класс нашей команды очень высок, а выйти на следующий уровень нам помогает именно постоянное давление на соперника».

Но, в итоге, даже немецкий опыт Гвардиолы настраивает на качественный рывок (возможно, даже пример всей лиге «как владеть мячом и быть успешным») в этом направлении. По завершении первого сезона Пепа в Германии Frankfurter Allgemeine Zeitung резюмировал его стиль: «Такого футбола бундеслига за 50 лет существования еще не видела: настолько тонкого и точного, одновременно зрелищного и заряженного на достижение целей, такого умного и улучшенного, вдохновляющего и захватывающего. В наших краях по части превращения футбола в искусство еще не было равных Пепу Гвардиоле». Примерно к этому следует готовиться Англии – конечно же, за исключением того факта, что мы ждать до конца сезона не будем и напишем такую оду уже после третьего его матча.

Но владение не будет главной «фишкой»

Несмотря на плотную ассоциацию стиля Пепа с владением мячом, тренер никогда не забывал, что перепасовки это «инструмент», а не самоцель: «Я ненавижу тики-таку. Владение – лишь инструмент, который помогает организовать команду и дезорганизовать соперника. Но без минимум 15 передач качественный переход из обороны в позиционную атаку просто-напросто невозможен».

В концовке прошлого сезона Пеп лаконично и просто изложил суть своего видения футбола: «Футбол – это сочетание контроля с хаосом. Игроки делятся на тех, кто больше думает о нуждах команды и ищет лучшее решение, и тех, кто порождает хаос. Первые – это умные футболисты с отличным пониманием тактики. Они способны контролировать матчи и четко следовать инструкциям. Вторые играют на инстинктах и природном таланте. Последнюю категорию я хотел бы видеть в пределах 20-50 метров от ворота соперника. Они способны созидать и творить вещи, вне контроля тренера. Их нельзя ограничивать. Команды, которые сочетают оба типа игроков, получают огромное преимущество».

Похожим образом концепцию изложил в эфире Sky Sports Тьерри Анри, на видеопримерах показавший, как игроки «Барселоны» четко знали роли при выходе из обороны в атаку и не имели права от них отходить, но получали право на импровизацию на трети поля соперника. Он также заметил, что однажды Пеп заменил его в перерыве матча со «Спортингом» за не соблюдение этих инструкций, несмотря на то, что его самовольные действия позволили ему отличиться.

Итого: перепасовки для Пепа – инструмент создания удобной ситуации в атаке, где многое строится на импровизации звезд. Настоящий фишка – принципиальное отличие между командами Гвардиолы – в том, как именно мяч доставляется в атаку. Что приводит нас к:

Гвардиола адаптирует свою систему к лиге

Испания – естественная среда для изначального стиля Пепа. У него в составе были Бускетс, Хави и Месси, от чьих сильных сторон он отталкивался. «Барса» доставляла мяч вперед короткими передачами, игравший ложную девятку Месси пользовался пространством, которое ему создавали дисциплинированные фланговые нападающие.

В бундеслиге все изменилось. Вместо дисциплинированных фланговых игроков у него в качестве, возможно, главной звезды был Франк Рибери (который, как быстро понял и даже признавал Гвардиола, не способен усваивать тактические концепции). Также в Германии Пеп быстро распознал «контратакующую страну, где предотвращение быстрых переходов из обороны в атаку становится самой важной вещью». Контратакующий футбол также предполагает больший упор на компактность, следовательно, меньше простора для ложной девятки между линиями обороны и полузащиты, что вылилось в относительную неудачу экспериментов с Марио Гетце (не только по причине разницы в классе с Месси).

Поэтому Гвардиола разработал новую концепцию для того, чтобы оголять компактных соперников: «Секрет успеха во всех командных видах спорта в том, чтобы создать численное преимущество в одной части поля, чтобы соперник вынужден был приспособиться и переместить свою оборону туда, следовательно, другой фланг окажется ослабленным. Когда это случается, нужно атаковать и забивать после перевода мяча на этот фланг. Именно для этого нужны долгие перепасовки, они приносят пользу, только если в них есть четкий замысел. В нашем случае он заключается в том, чтобы нагрузить соперника на одном фланге – и отправить его в нокаут на другом». В действии это выглядит примерно так.

Еще одним вызовом для испанца стал высокий прессинг практически всех команд в бундеслиге. Преодоление этого препятствия сделало его еще более гибким – например, нередко его реакцией на агрессивное давление соперников был переход на 3 центральных защитника или даже использование Хави Мартинеса в роли десятки-столба для прохождения прессинга дальним пасом в его сторону.

Каким будет английский замысел Гвардиолы? При прочих равных английские команды хуже континентальных защищают опорную зону – это одна из причин открытости матчей. «Еще до переезда в Англию мне нравилось играть против английских команд, так как они предпочитают обороняться двумя линиями, между которыми можно находить свободное пространство. Если партнеры тебя замечают и отдают правильный пас, можно создать сопернику очень серьезные проблемы», – здорово систематизировал ситуацию Кристиан Эриксен. Как следствие, не таким уж большим сюрпризом станет схема Пепа с двумя десятками, но способы оголения этой проблемы будут постоянно меняться, потому что:

Вы ни за что не угадаете схему Пепа на следующий матч

«Он футбольный псих в хорошем смысле слова. Он фанат, эксперт и тренер в одном. Он изучает каждого оппонента поминутно и показывает нам их слабости: каким пространством можно пользоваться, где могут возникать моменты, как мы должны играть. Он вносит изменения перед каждым матчем и иногда во время игр с целью адаптировать тактику к сопернику. Например, он может сказать нападающему изменить характер открываний или на несколько метров передвинуть игроков полузащиты. Верю, что, благодаря этому, мы стали намного более гибкими, непредсказуемыми для соперников и получили еще больше контроля», – восхитился тренером Филипп Лам.

Эти качества Гвардиолы поразили и Роббена: «С ним можно обсуждать все что угодно. Если позвонить ему в 3 часа ночи, он с радостью поговорит с тобой про футбол и тактику». Сам Пеп однажды ночью позвонил Лионелю Месси и попросил его подъехать на базу «Барселоны», так как хотел ему что-то рассказать. Тренер показал Месси несколько видео, на которых заметил слишком большой разрыв между полузащитой и защитой «Реала», и сказал, что Месси будет играть по центру и использовать это пространство – позже роль стали называть «ложной девяткой».

Близкий друг и помощник Пепа, Мане Эстиарте называет маниакальную зависимость товарища от футбола «правилом 32 минут»: «Я много раз пытался пригласить его вместе пообедать в надежде отвлечь его от футбола, но максимум через 32 минуты он мысленно переносился в другое место. Хотя он кивает и делает вид, что слушает, он перестает на тебя смотреть и, наверняка, на самом деле уже думает о левом защитнике следующего соперника, схеме опеки в полузащите и уровне поддержки вингерами центральных игроков».

Одна традиция Гвардиолы хорошо передает уровень этой самой маниакальности – в дни матчей он ничего не ест до стартового свистка, так как считает, что это помогает ему поддерживать концентрацию и остроту мышления. Сказать, что Пеп непредсказуем в выборе формаций – преуменьшение. Даже после оглашения составов предсказать его замысел дико трудно – Боатенг в центре полузащиты, Хаби Алонсо в роли либеро и возвращение схемы времен Герберта Чэпмена не дадут соврать.

Аналогичная ситуация наблюдается и во время матчей. Вы могли в этом убедиться даже, если смотрите на работу Пепа только в еврокубках (вот, например, два английских примера – «Манчестер Сити» и «Арсенал»). Но, пожалуй, классический Пеп – это его перестановка в игре этого сезона с «Дортмундом». Заметив, как прессингует соперник, Гвардиола по ходу первого тайма поменял местами центральных защитников, что сыграло прямую роль в забитых мячах. В этом весь Пеп: если невнимательно смотреть игру, рокировку можно было даже не заметить, но такие тонкие решения регулярно дают его командам преимущество в ключевые моменты.

Позиция опорника-плеймейкера станет ключевой

«Цель соперников, когда мы с мячом, заставить нас передавать его друг другу в форме латинской буквы U – то есть, переводить его с фланга на фланг через центр, не создавая реальной остроты. Преодолеть это непросто. В мире очень немного футболистов, способных разбивать первую линию прессинга соперника пасом вперед в центральную зону», – считает Гвардиола.

В «Барсе» Пеп нашел такого игрока в лице Бускетса, в «Баварии» на роль пробовались Хейбьерг и Лам перед тем, как ее окончательно закрыл Алонсо. В «Сити» на данный момент не видно игрока с нужными качествами, а перепасовки буквой U одна из проблем этого сезона. Выбор исполнителя на эту роль – пожалуй, главное решение первого сезона Гвардиолы в Англии. А свежее заявление Бускетса делает ситуацию совсем интересной.

Потенциальные мини-тренды:

Больше шансов молодым. Академия «Ман Сити» уже давно стала одной из лучших в Англии – в плане инвестиций и вовсе лучшей. Несмотря на это, прошлый сезон «Сити» завершил в статусе с отрывом самой возрастной команды лиги. В текущей кампании немногое изменилось – реальный шанс получил лишь Келечи Ихеаначо, да и тот не может считаться именно воспитанником академии. Гвардиола никогда не игнорирует матчи молодежных команд и дает шансы юниорам.

Ротация. «Моя жена Кристина порой жалуется на мою тактику. Она говорит мне, что я должен всегда выставлять тот же состав, что принес мне победу в прошлой игре. Объяснить ей мои принципы ротации даже труднее, чем сказать Арьену Роббену: «Сегодня ты сидишь на скамейке», – пошутил как-то Гвардиола. Он предпочитает работать с относительно небольшим составом, но очень активно ротировать.

Закупка центральных полузащитников. «Невозможно играть хорошо без классных центральных полузащитников», – Гвардиола. Сколько таковых «Сити»? Сколько полностью подходит под типаж Пепа?

Пресс-конференции Гвардиолы будут интересны тем, кто любит футбол. Дело не только в том, что Пеп один из немногих тренеров, способных прийти на встречу с болельщиками и открыто поговорить о тактике. Глотком свежего воздуха может стать его объективность и честность при оценке игр. В прошлом сезоне он умудрился конструктивно покритиковать команду после разгрома «Хоффенхайма». В этом – после 5:1 в матче с «Арсеналом». Большинство действующих тренеров АПЛ либо играют в майнд-гэймс, либо без оглядки на игру нахваливают команду после побед и слишком резко критикуют после неудач. Пепу не интересно ни то, ни другое. Приятную взвешенность показывает, пожалуй, лишь Славен Билич. Пополнение в этом полку всегда приветствуется.

Кому стоит опасаться за место в составе

Попытаемся предсказать, кто перестанет соответствовать требованиям после прихода Гвардиолы. Игроков, чье понижение в статусе или уход практически неизбежен, вне зависимости от смены тренера, не рассматриваем. Например, Мартин Демичелис при любом тренере с 99-процентной вероятностью не получил бы столько игрового времени (форма, возраст, давние попытки клуба подыскать игрока лучше на его позицию).

Гвардиола намного менее догматичен, чем его принято изображать (здравствуйте, слухи о продаже Роббена после прихода Пепа в «Баварию»). Это касается и работы с игроками. Практически все, кто изъявляет подлинное желание пахать, минимум получают шанс в его командах. Но 3 футболиста рискуют оказаться несовместимыми с Пепом.

Яя Туре. Даже в лучшие годы ивуариец не до конца устраивал Гвардиолу. С тех пор он стал еще менее трудолюбивым. Проблема много раз поднималась в текстах блога (последний раз тут). Недавнее заявление Дмитрия Селюка – хороший индикатор того, что с уходом Туре, похоже, уже смирились все заинтересованные стороны.

Фернандо. Очень узко профильный игрок, как раз той самой ключевой для Пепа позиции опорника. Проблема в том, что ему катастрофически не хватает скорости в принятии решений и техники, не говоря уже о редком даре «паса в следующую линию». А новую роль для Фернандо может помешать отыскать его ограниченность.

Вильфрид Бони. В составах команд Гвардиолы не получится обнаружить много чистых нападающих, особенно без потенциала использования на фланге. Одна такая привилегированная позиция закреплена за Серхио Агуэро. На вторую претендуют Ихеаначо и Бони. Ихеаначо моложе, пожалуй, сильнее показывает себя в текущем сезоне и кажется более подходящим в плане стиля. Места для Бони даже в обойме может не найтись.

Кто из действующих игроков «Сити» выиграет от рокировки

Снова-таки, не рассматриваем игроков, чей прогресс выглядит естественным, вне зависимости от смены тренера (Рахим Стерлинг). Акцент на тех, кто способен совершить большой рывок по сравнению с текущим статусом.

Самир Насри. Гвардиола может найти родственную душу в лице француза, который, как и он, одержим просмотром футбола и задолго до новостей о назначении Пепа хвалил стиль его команд в интервью, причем делая акцент не на перепасовках, а на игре без мяча – прессинге. У француза не должно возникнуть проблем с желанием пахать под руководством тренера, которым он искренне восхищается, он хорошо подходит стилю, а его текущие позиции в клубе настолько плачевны, что тяжело будет не прибавить.

Гаэль Клиши. Очень надежный в обороне, принимающий простые решения в атаке – Пеллегрини в итоге предпочел ему более атакующего Александара Коларова, но опыт Гвардиолы с Рафиньей показывает, что он ценит, умеет использовать и даже улучшать таких футболистов.

Фернандиньо. Бразильцу, вероятно, больше не придется исполнять роль самого глубокого полузащитника команды и страдать от неравного распределения объемов работы в паре с Туре. Фернандиньо может обрести себя по-новому (или вспомнить, кем он был до «Сити») в образе Артуро Видаля.

Фото: Gettyimages.ru/Alex Grimm/Bongarts, Alexander Hassenstein/Bongarts (2,3); globallookpress.com/imago/Ulmer; Gettyimages.ru/David Ramos