5 мин.

Don’t show me the money. Почему премьер-лига не прогрессирует

Колумнист The Guardian Шон Ингл, вооружившись фактами, разбирается в простых истинах, порождающих главные проблемы английского футбола.

Прошлые выходные стали уикэндом футбольных гадких утенков – каждая сказка становилась былью. Камбэк «Брэдфорда» на «Стэмфорд Бридж» стал одним из лучших в Кубке Англии в последние годы, неожиданный, но уверенный триумф «Мидлсбро» над «Манчестер Сити» также надолго останется в памяти. А на «Эбби Стэдиум» и «Энфилде» «Манчестер Юнайтед» и «Ливерпуль» соответственно не смогли взломать обороны «Кэмбридж Юнайтед» и «Болтона».

Все это случилось через считанные дни после публикации свежего отчета Deloitte, в котором впервые в истории все клубы премьер-лиги оказались в числе 40 самых доходных в мире. Футбол будто бы решил взять на себя работу СМИ, сначала написав восклицательное «Посмотрите на все эти богатства нашего чемпионата!», после добавив риторическое: «И это все, на что вы с такими ресурсами способны?»

Конечно, такая комбинация результатов дико случайна: это футбольный эквивалент выигрыша джек-пота в игровом автомате казино со всего одним фунтом на руках. Тем не менее, учитывая такое финансовое превосходство премьер-лиги над остальной Европой, тяжело не задаться вопросом: почему английские топ-клубы не становятся лучше – особенно учитывая, что золотая эра между 2004/05 и 2007/08, когда «Ливерпуль» и «Манчестер Юнайтед» выигрывали Лигу чемпионов, а «Арсенал», «Ливерпуль» и «Челси» проигрывали в ее финалах и даже «Мидлсбро» добирался до финала Лиги Европы, давно закончилась.

С тех пор доминирует Ла Лига: испанские команды выиграли 6 еврокубков против двух у АПЛ и одного у Бундеслиги. С сезона 2008/09 клубы Ла Лиги выигрывают 52% матчей в еврокубках, команды из премьер-лиги и Бундеслиги по 49%. Конечно, весомый вклад в это вносит доминирование «Реала» и «Барселоны» – как на поле, так и в экономическом плане. Но статистика матчей команд АПЛ против всех испанских команд за этот период тоже не впечатляет: сыграно 47, выиграно 12, завершились ничьей 16, проиграно 19.

Конечно, с такой информацией нужно обращаться осторожно, учитывая, что большинство английских команд недооценивает Лигу Европы до стадии плей-офф. Но даже так, внутри нашего футбола совсем нетрудно найти людей, считающих, что команды премьер-лиги должны работать усердней и добиваться большего прогресса.

Один представитель руководства клуба премьер-лиги предостерег меня от того, чтобы придавать слишком большое значение результатам английских клубов в Европе – он считает, что более равномерное распределение телевизионных доходов в премьер-лиге в сравнении с Ла Лигой усложняет ситуацию для английских команд, которым приходится сталкиваться с большей внутренней конкуренцией. Однако, когда речь пошла о том, как английские команды тратят деньги, даже он высказался очень резко.

Слишком многие команды, по его мнению, «транжирят» деньги на трансферы и зарплаты игроков вместо того, чтобы улучшать свою академию. Один английский тренер поделился похожими опасениями. «Наш футбол слишком сильно завязан на старых системах подготовки и модных словах – последнее из них, например, «футбольное ДНК». Недостаточно внимания уделяется поиску наилучших методов подготовки, – рассказывает он. – Мы вынуждены тратить много на трансферы, потому что игроки, которых мы готовим не способны и не готовы играть на должном уровне».

Он также указал на пример «Баварии», которая каждый год устанавливает себе цели и по количеству воспитанников, внедренных в собственный состав, и по количеству их игроков, закрепившихся в других клубах Бундеслиги. Этот тренер считает, что английским клубам следует действовать похожим образом. Занятно, что он также назвал английский футбол слишком расслабленным и прощающим: «Почему мы должны принимать тот факт, что «Манчестер Сити» нужно время для того, чтобы добиться прогресса в Европе, учитывая, сколько вложено в клуб? И с чего это вдруг «Манчестер Юнайтед» находится в переходном периоде после затрат в 150 млн фунтов?».

Мой коллега Сид Лоу поведал мне о разговорах с тренерами испанских клубов, очень многие из которых совсем не впечатлены тем, как в Англии ставят игру в атаке. Сразу несколько из них заявили, что не прочь переехать в премьер-лигу, причем не только за новым опытом, но и потому что уверены, что будут очень ярко выглядеть на фоне английских коллег, которые в плане тактики и тренерских методов ниже уровнем.

Один испанский агент недавно рассказал Лоу, что даже после успехов Сеска Фабрегаса, Санти Касорлы и Давида Сильвы, самый частый вопрос к нему от английских клубов о потенциальных новичках из Ла Лиги: «Какого он роста?».

Может ли изобилие денег сдерживать инновации? Блэйк Вудстер, ранее работавший в Prozone, а после основавший свою аналитическую кампанию 21st Club, которая сотрудничает с командами по всей Европе, считает, что может. «Я глубоко убежден, что ограничения стимулируют креативность. Многие зарубежные команды достигают результатов, которые выше ожидаемых, потому что вынуждены думать в более инновационной манере. Это дает им преимущество, – объясняет Вудстер. – На примере «Саутгемптона», «Эвертона» и «Вест Хэма» в последние сезоны мы убедились, что подобное возможно и в премьер-лиге – относительно бедные клубы могут получать преимущество за счет инновационного мышления».

По мнению Вустера, причина отсутствия прямой связи между ростом доходов и игровым прогрессом – неэффективное управление клубами премьер-лиги. В Англии, как он подчеркивает, процветает культура траты доходов на новых игроков, в то время как зарубежные клубы больше внимания уделяют развитию академий – быть может, потому что вынуждены, а, быть может, достаточно умны для того, чтобы понять, что такая стратегия ведет к долгосрочному успеху.

Сколько команд премьер-лиги идет по аналогичному пути? А сколько из них использует каждое малейшее преимущество в тренировочном процессе, спортивном анализе и диетах футболистов? Вместо этого очередное трансферное окно близится к концу, и все говорят лишь о том, каких игроков нужно купить. Команды таким образом пытаются отыскать панацею, но в большинстве случаев не получают даже эффекта плацебо.

Шон Ингл, The Guardian