6 мин.

#SHANKLY100. Как Билл Шенкли изменил тренировки

Второй текст из цикла, посвященного революционным изменения великого Билла Шенкли в «Ливерпуле».

На календаре июль 2013 года. Палящие лучи знойного солнца нацелились на Мелвуд, где игроки «Ливерпуля» уже начали отрабатывать физические упражнения. Отовсюду доносятся глухие стуки чеканящегося мяча, но если прислушаться, то можно распознать слабые звуки шипов, соприкасающихся с газоном.

От пристального ока Брендана Роджерса не ускользнет даже малейшее телодвижение игроков, наряженных в зеленые и оранжевые манишки.

Во всей этой картине невозможно не заметить его сходства с Биллом Шенкли, когда шотландец наблюдал за тем, как напрягает каждое свое сухожилие Иэн Каллаган, как тяжело дышит Роджер Хант и как немного «сачкует» Иэн Сент-Джон.

«Я тренировался вместе с футболистами, – написал Шенкли в своей автобиографической книге «Моя история». – У меня было четкое представление о том, кто действительно хотел тренироваться, а кто нет. Каждый игрок находился под моим пристальным наблюдением».

«К примеру, Каллагана частенько приходилось просить умерить свой пыл. По субботам он работал настолько усердно, что однажды мне пришлось сказать ему: «Послушай, сынок, тебе нужно немного сбавить обороты. Занимайся без фанатизма».

«Некоторых приходилось периодически призывать к более активным действиям. Как-то раз мы упражнялись с тренировочными стойками, и я заметил, что Сент-Джон не выкладывается на все сто процентов. Я сказал ему: «Эти упражнения для того, чтобы работать над скоростью, а ты медлишь».

До прихода Билла Шенкли футболисты «Ливерпуля» тренировались за пределами «Энфилда» – на автомобильной парковке около главной трибуны.

Они упражнялись на бетоне и асфальте, терли свои колени о гравий – а когда приходило время силовых тренировок, перебирались в небольшой гимнастический зал, который располагался внутри главной трибуны.

После этого игроки, в числе которых были Ронни Моран, Джимми Мелиа и Алан А’Курт, переобувались в кроссовки на резиновой платформе и отправлялись на пробежку по улицам Ливерпуля.

Беспощадная бетонная поверхность не оставляла шансов на то, что Томми Лоуренс и Роджер Хант сумеют сохранить свои колени, бедра и голеностопы в целости и сохранности. Впоследствии, восхождение по лестнице или обычная посадка на поезд превращалась для Лоуренса в самую настоящую пытку из-за постоянных и утомительных пробежек по асфальту.

Но с того момента, как Шенкли возглавил «Ливерпуль», тренировки в Мелвуде планировались очень скрупулезно – бесконечные дорожные бега больше не стояли на повестке дня. Каждое упражнение подвергалось тщательному анализу, и результаты заносились в специальные таблицы, которые распространялись между членами тренерского штаба.

«Мы ничего не делаем бесцельно, – предупреждал Шенкли своих игроков. – Мы используем проверенные методы, которые очень просты для понимания. Но если вы считаете, что эти методы слишком легкие, чтобы тратить на них время, то ошибаетесь. Все гениальное – просто».

Медленно, но верно Шенкли внедрял свои методики в команду. За полчаса перед каждой тренировочной сессией специалист по физической подготовке Рубен Беннет обязательно проводил разминку. По этому поводу ясно и лаконично выразился Шенкли: «Если вы с утра сядете за руль автомобиля, который простоял целую ночь, вы не станете сразу выжимать педаль газа до упора, потому что в противном случае испортите прокладку двигателя».

По окончании разминки, игроки делились на шесть групп, которым давали буквенные обозначения от А до F. Перед каждой группой ставили разные задачи. Так, группа А могла сфокусироваться на упражнениях по набору мышечной массы или заданиях со скакалкой, в то время как игроки из группы С работали над прыжками, а футболисты из группы Е – над тренировкой брюшных мышц.

Циклический метод тренировок в Мелвуде представлял из себя несколько хаотичный, но в то же время грамотно координируемый процесс – Шенкли обращал внимание на каждую деталь. Звук его свистка означал, что можно переходить к следующему заданию. Поговаривали, что игроки оказывались в полном недоумении, когда Шенкли давал им указание продолжить тренировку с мячом в ногах.

В это трудно поверить, но упражнения с мячом, которые на сегодняшний день являются одним из фундаментов любой тренировки, в те времена использовались крайне редко. Но Шенкли стал учить своих футболистов технике ведения и контроля мяча, и даже дриблингу в воздухе.

«Мы стали использовать специальные тренировочные стойки, – рассказывал тренер. – Они устанавливались на расстоянии тринадцати метров друг от друга и сохраняли мяч в игре. Таким образом, игроки находились в постоянном движении. Когда мяч пролетал мимо голкипера, он ударялся о стойку и снова возвращался в игру».

«Мы также использовали стойки в качестве своеобразной стены. Я видел, как в похожем стиле упражнялся Том Финни в бытность игроком «Престона». Мяч после удара игрока отскакивал от стойки, после чего футболист подхватывал его, разворачивался и повторял это действие раз за разом».

Шенкли постоянно видоизменял и совершенствовал тренировочный процесс, но ему было необходимо убедиться, что его упражнения способны привести к желаемому результату. И вот однажды он решил протестировать свои методы, и попросил Ханта – одного из самых физически подготовленных игроков в составе – исполнить роль «морской свинки».

Стойки расположили на расстоянии тринадцати метров, а Ханту дали указание ударить мяч в одну из тренировочных подпорок, подобрать его, развернуться и с помощью дриблинга пройти мимо другой стойки, используя всего лишь десять касаний. Он повторил это упражнение несколько раз.

«Мы хотели выяснить самую оптимальную продолжительность данного упражнения, – вспоминал Шенкли. – Мы проводили анализ. Через 45 секунд Роджер, который обладал силой быка, выглядел чрезвычайно уставшим, и я сказал: «Достаточно, сынок». Спустя некоторое время Роджер мог выполнять это задание в течение двух минут».

Впоследствии данную методику стали применять повсеместно. Вместо тренировочных игр пять-на-пять, Шенкли организовал матчи три-на-три на поле, размером 40 метров длиной, 22 метра шириной. Футболисты играли два пятиминутных тайма, и уставали настолько, что тренировку приходилось прекращать.

Но упражнения продолжались с военной точностью и вскоре игроки могли играть подобные матчи на протяжении получаса, и не уставать. В завершении тренировочного дня Шенкли лично принимал участие в матчах пять-на-пять. Он играл вместе со своими подопечными, и выступал так, будто боролся за место в основном составе. Были случаи, когда матч продолжался до тех пор, пока его команда не добивалась победы – настолько в нем был развит дух соперничества.

«Развлекайтесь, ребята», – любил повторять великий тренер.

Перевод текста на русский язык: LiverpoolFC.ru

Другие материалы блога:

«Англия, Англия» рекомендует: