11 мин.

Гран-при Бельгии: Разбор полетов

В обзоре Гран При Бельгии я намеренно ни разу не обмолвился о стартовой аварии. Конкретных эпизодах перипетий борьбы, инцидентах и штрафных санкциях. Данная тема уготована Разбору полетов. И сегодня этот момент настал.

Авария в La Source

Ответственный

Я не буду возлагать всю ответственность за серьезный инцидент на пути к первому повороту только на Романа Грожана. Конечно, франко-швейцарец действовал, по меньшей мере, агрессивно и неуважительно относительно Льюиса Хэмильтона. Однако чемпион мира имел шанс уйти от неминуемого столкновения и предпринять попытку избежать контакта колесами. Но Льюис не сдвинулся ни на миллиметр в сторону, хотя справа было целых полметра дорожного полотна…Дальнейшие выводы прошу сделать Вам самим.

Что до наказания действующего чемпиона GP2, то, на мой взгляд, оно сенсационно. Почему не последовал штраф в 10 позиций на следующей гонке? Мальдонадо уже по совокупности имел возможность нарваться на дисквалификацию в таком случае однозначно. Да что там, Михаэль Шумахер за то что намеренно «чуть не убил» Баррикелло в Венгрии два года назад получил лишь пенализацию в 10 позиций на следующую гонку.

Роман же намеренных действий, причинявших потенциальную возможность вреда жизни пилота не совершал. А за все свои 7 аварий в нынешнем сезоне его вина была лишь в столкновении с Шумахером на Сепанге. Не знаю, возможно, на стюардов так повлияло, что жертвой стал Алонсо? Если же говорить о «претендентах на титул», которых Грожан устранил, то, смело замечу, что француз сам им являлся. И является до сих пор. При всем невезении в последних гонках Роман имел равное количество очков с действующим победителем Гран При Баттоном. Более того, до последней череды неудач на финише ГП Канады молодой гонщик отставал от титулованного напарника лишь на два балла и опережал чемпиона мира 2009…

Так или иначе, действующий чемпион GP2 оштрафован на 50 тысяч евро (столько заплатила Renault, чтобы избежать дисквалификации на ГП Европы’09) и, вдобавок, должен пропустить ГП Италии. Ситуация, которой не было с момента исключения возможности старта Мики Хаккинена на ГП Венгрии в 1994 году. Тогда финн в Хоккенхайме устроил массовый завал, при котором, помимо него самого, в первом повороте осталось 8 пилотов! Роман же выбил «лишь» Хэмильтона, Алонсо и Переса.

Потерпевшие

Главной жертвой стартового мини-завала стал Алонсо. После контакта с McLaren Хэмильтона Lotus Грожана бросило на целившегося на апекс La Source двукратного чемпиона, предварительно закрутившись от удара в корму Sauber Переса.Фернандо, к счастью, избежал физических последствий, однако морально лидер чемпионата, должно быть, просто разбит. Он не только лишился 40% своего преимущества, но и прервал блестящую серию из 23 результативных гонок. До повторения абсолютного рекорда Шумахера конца 2001- начала 2003 не хватило этой самой гонки. Гонки, которая, кстати, была 50 за Ferrari. Действительно, с юбилеями пилотам не слишком везет. Сравнявшись по количеству гонок с Менселлом в Венгрии, по количеству побед с неудачником-британцем великий испанец сравняться не смог.

Стоит заметить, что Фернандо в Ferrari обрел такую стабильность, что предыдущий сход у него был в памятном Монреале’11, когда будущий победитель Баттон не поделил вторую шикану с Алонсо. Кроме этих двух сходов, современный лидер команды из Маранелло не попал в классификацию лишь раз – здесь же, в Бельгии, два года назад ошибся и расколотил свой болид в Malmedy.

Осиротевшая в гонке Ferrari и без того потерявшая две позиции в Кубке Конструкторов после ГП Венгрии продолжает постепенно отставать от тройки лидеров. Однако 19 очков между командами из Уокинга и Маранелло – сущая ерунда, а вот стабильный отрыв Red Bull от вышеназванного трио McLaren-Lotus-Ferrari все более настораживает…

Еще одним пострадавшим стал участник академии Ferrari 22-летний Серхио Перес, который, показал в квалификации лучший в карьере 5 результат и вследствие штрафа своего соперника в борьбе за титул GP2 2010 стартовал 4. Однако мексиканец лишился заднего антикрыла уже на торможении в La Source.

Это был крах команды Sauber после лучшей квалификации в истории швейцарской конюшни. Ибо и второй подопечный Кальтенборн выдал лучший результат в карьере, уходя в бой со 2 позиции на стартовой решетке. Примечательно, что подвеска болида Кобаяши после двух ударов по переднему правому колесу со стороны приземлявшихся Ferrari и McLaren выдержала, и японец, как ни в чем не бывало продолжил борьбу. Но, как и в случае Алонсо, чья F10 выдержала мощнейший удар Баррикелло два года назад в Bus Stop на первом круге, красивую гонку провести не удалось. Едва вырвавшись из завала, Камуи получил медленный прокол на обломках от минувшей аварии. Плюс к этому на его Sauber оказался пробит правый понтон. Поистине геройское продолжение гонки и финиш впереди всех аутсайдеров на 13 месте и даже не проиграв лидерам круг. Нечто подобное сделал Хайдфельд в своей первой гонке за Lotus. А вот Ральф Шумахер, будучи виновником аварии в Хоккенхайме, повлекшей, кстати, также сход претендентов на титул, после поврежденного бокового понтона продолжать гонку отказался. Тогда, кстати, штраф в 10 позиций показался излишне суровым немцу и он с менеджментом смог добиться смягчения в виде перевода на штраф в 50 тысяч долларов. Как видим, для Грожана все оказалось вдвое жестче со стороны стюардов. А ведь правила не изменились с 2003 года в плане спортивного регламента по данной части…

Ну и, наконец, Льюис Хэмильтон стал первым пострадавшим-зачинщиком всего страшного эпизода. Накануне в квалификации темнокожий англичанин лишь второй раз в сезоне уступил своему напарнику и впервые со времен Хейкки в Сильверстоуне’08 позволил кому-то другому взять поул за McLaren. Сход стал достойным концом Гран При после ошибочного отказа от нового заднего антикрыла, проигрыша напарнику 0,821 секунды в квалификации и безответственного твита с выкладыванием сравнительной телеметрии решающих кругов с Баттоном.

Неудачи Пастора Мальдонадо

 

Горячий венесуэлец удостоился 9 штрафов в 7 последних гонках! При этом он не набрал ни одного очка… Квинтэссенцией провалов после победы в Барселоне стал бельгийский Гран При. Пастор удостоился сразу трех штрафов! Сначала его наказали 3 позициями после окончания квалификации и вместо 3 места Мальдонадо вынужден был стартовать с 6. Затем с этой самой позиции пилот допустил серьезный фальстарт, за что постфактум его наказали 5 позициями в следующем Гран При. Вдобавок, Пастор столкнулся с Тимо Глоком, и за этот инцидент получил еще 5! Латиноамериканца не дисквалифицировали, как Грожана, судя по всему, для того, чтобы гонщик отбыл каждое наказание в отдельности. Уж, простите за злую иронию, но штрафовать за фальстарт, который не имел уже никакого смысла, ибо пилот сошел – верх нелепости! Алонсо стартовал раньше в Китае’10 – получил проезд по пит-лейну. Баррикелло фальстартовал в Мельбурне’03, но после этого сошел – никаких санкций. Где логика сейчас?

 

Более того, фальстарт только сыграл с южноамериканцем злую шутку, ведь не окажись он на 3 месте в La Source тогда, Перес не отправил бы его в разворот. А далее, возможно, не последовало бы столкновения с аутсайдером, через которого пришлось прорываться наверх. Плюс к этому, в результате контакта с Глоком сошел именно Мальдонадо! Зачем наказывать пилота, если он уже не смог финишировать?

Лучший круг Бруно Сенны

Если Мальдонадо лишился честно заработанного 3 места на старте ввиду блокировки Хюлькенберга, которая вовсе не помешала немцу пройти в суперпоул, то Сенна без всяких штрафов показал лишь 17 время. Однако блестящий первый круг, на котором бразилец поднялся на 9 место и последующий обгон Уэббера на прямой Kemmel едва не сделали Бруно обладателем больших очков. К сожалению, прокол за 6 кругов до финиша перечеркнул все старания племянника бразильского Волшебника. Зато свежий hard позволил Сенне, как и Петрову в Турции’10 оформить лучший круг. Притом что на трассе были и другие обладатели свежих комплектов и на более быстрых шасси. Бруно не показал ни одного рекордного сектора, поскольку на первом лучшим был Вернь, на втором – Райкконен, а на финальном – Росберг, но, тем не менее, 12 место с абсолютно быстрейшим кругом, который стал первым в карьере младшего Сенны, дорогого стоит.

Атаки Феттеля

Действующий двукратный чемпион предпринял 3 подряд обгона по внешнему радиусу в Bus Stop! После обгона Массы по внутренней траектории пресловутой шиканы он совершил три успешные атаки по внешней. И Сенна, и Уэббер, и в очередной раз Фелипе были повержены. Примечательно, что подобный маневр никак не проходил у напарника Себа, пилотировавшего точно такой же болид. Марк не мог даже поравняться с Бруно. Что до Феттеля, то юный гонщик на своем печальном опыте 2010 в борьбе с Баттоном и Льюцци смог заставить конкурентов позволять ему первым нырять на последний апекс Bus Stop.

Борьба Marussia

Как мало телекамеры показывают аутсайдеров, и как сравнительно много времени дали российской команде на победителя Гран При в Спа. Виной тому блестящее сражение партнеров по команде из Сильверстоуна. Оба пилота потеряли немало времени в начале: Шарль из-за неудачного старта застрял за HRT, а Тимо был неудачно атакован Мальдонадо на рестарте. Но Пик был на тактике единственного пит-стопа, а Глок – двух, потому напарники встретились в очной дуэли на последнем отрезке. Имевший на 7 кругов более свежий hard немец все же смог опередить неуступчивого француза. Однако этот эпизод, на котором гонщики потеряли 5 секунд за круг еще более отдалил их рабочие взаимоотношения. Причем, со стороны Глока. И если юный Шарль посчитал сражение интересным, то возрастной Тимо стал еще более зол и холоден к партнеру по команде. Хотя, на мой взгляд, причина лишь одна: талантливый дебютант все более серьезно начинает давить своим темпом на опытного Глока, который привык считать себя в аутсайдерской команде лидером.

 

Стратегии

В этой гонке, несмотря на превалирование двух пит-стопов (единственный раз останавливались лишь дуэт победителей и Пик), многообразие стратегий просто поражает.Пара Нико – эксклюзивно для всего пелетона рискнули стартовать на «прайме», но и немцы при этом использовали абсолютно разную стратегию в дальнейшем: с всецелым переходом на опциональную резину Росберг и с предпочтением лишь второго отрезка на medium Хюлькенберг. Так или иначе, тактика младшего Нико оказалась удачливее, позволив Force India опередить в Кубке Конструкторов Williams. После Испании и двукратного отставания по очкам этого мог кто-то ожидать?

Если же говорить о львиной части пелетона, избравшей на старте medium, то большинство из них решили продолжить борьбу исключительно на hard. В то время как Шумахер с де ля Розой использовали prime лишь на втором отрезке, а Глок, Петров и Ковалайнен вкупе с сошедшим Картикеяном только на финальном.

Российский юбилей

Бельгийская гонка стала 50 не только для Алонсо в Ferrari, но и для любого дебютанта 2010 года. Поскольку провести все Гран При с того момента из новичков двухлетней давности смог только Петров, в Спа именно россиянин отмечал юбилей. В отличие от Фернандо его праздник удался, и второй пилот Caterham не только провел спокойную гонку и финишировал первым из проигравших круг, но и опередил своего напарника на целых 3 позиции! Хейкки после стартового прорыва в десятку умудрился допустить два разворота по ходу гонки и под финиш едва смог обогнать де ля Розу.

И в заключение немного статистики… Упомянутый Педро через несколько дней в Монцу готовится отпраздновать сотый Гран При! Идущий на последнем месте в классификации 41-летний пилот с момента дебюта в 1999 году легко мог остаться без юбилея. Однако неожиданный контракт с национальной командой позволил испанцу перешагнуть-таки эту цифру. В отличие от еще более талантливого итальянского ровесника Луки…

Также хотелось бы заметить мимолетную историческую встречу двух победителей минувшего Гран При. В родной Великобритании Баттон пропустил Феттеля по очкам за всю карьеру и теперь после победы на Спа-Франкоршам отстает на один балл. В этот самый момент они вместе с Себом после личного дубля превзошли рубеж в 900 очков. При этом карьера однократного чемпиона длится с 2000 года, а двукратного только с середины 2007…

 

Статья опубликована в авторской колонке