11 мин.

Гран-при Венгрии: Хунга-мастер

Старт Гран При Канады совпал с началом чемпионата Европы по футболу. Гонка за Большой Приз Венгрии прошла в первый соревновательный день Олимпиады в Лондоне. Символично: эти два знаковых Гран При выиграл один и тот же пилот.

Hungaroring преподнес нам гонку, от которых мы давно отвыкли. Еще недавно этот Гран При был бы традиционным для Королевы автоспорта, однако в нынешнем сезоне это нонсенс. Пыльный венгерский «картодром» предоставил нам истинную процессию, в которой большинство команд не только имели мало возможностей для обгона на трассе, но и не имело проблем со стандартной уже деструкцией резины Pirelli. Квалификация, наконец, обрела роль, и мы увидели привычный Гран При эпохи «прошлых лет». Быть может, в 2011 и не было бы супергонки, останься погода сухой, но как же обидно было наблюдать возвращение к лучшим традициям гонок с ограниченной очной борьбой. Но что знаменательно: мы увидели тот же самый триумфальный дуэт, в том же самом порядке, в третий раз за последние 5 лет!

Победители

Льюис Хэмильтон уже испил горесть тотального поражения неделю назад в Германии на своем сотом Гран При. Льюис должен был отыграться. И один из ярчайших пилотов современного поколения вместе со своей половиной команды выдал поистине триумфальную гонку. После полного доминирования по ходу уик-энда англичанин испытывал огромный прессинг со стороны пилотов Lotus по ходу всей гонки. Большую часть дистанции сместить Хэмильтона с лидерской позиции грозился Грожан, а затем на финальном отрезке Райкконен. И, тем не менее, круг за кругом Льюису удавалось создавать нужный задел, для того чтобы не дать конкурентам эффективно воспользоваться DRS и нанести атаку.

Это была 6 гонка британца в Венгрии, и в 3 из них он победил. И все три раза позади был… Кими Райкконен! Едва финн опередил Хэмильтона в чемпионате, как англичанин победой возвращает себе 4 место в первенстве с преимуществом в один балл. 150-й поул для McLaren, одержанный Льюисом на квалификации днем ранее, стал первым для гонщика со старта сезона и отобранного у британца субботнего триумфа в Барселоне. Однако третья поул-позишн в сезоне, благодаря которой Хэм сравнялся с Феттелем на позиции самого успешного гонщика квалификаций, не стала залогом хет-трика для победителя… Себастьян подпортил праздник своему давнему конкуренту.Кими Райкконен

Финн традиционно уступил в чистой скорости своему молодому напарнику. Проиграл 3 позиции в квалификации… Однако в самый ответственный момент смог оказаться в нужном месте и, выстрелив, в последний раз выехал из боксов параллельными курсами с мчащимся Грожаном. Как и в Бахрейне, Кими в очном сражении смог одержать верх, хотя Роман сопротивлялся до последнего, вплоть до контакта.

Но для того, чтобы оказаться в одном месте с напарником, Райкконену пришлось разделаться с двумя двукратными чемпионами мира! На первой волне финн расправился с Алонсо, которому был вынужден отдать свою 5 стартовую позицию, вследствие заминки с KERS. На второй – с Феттелем, которого смог пересидеть на 7 кругов и уверенно остаться впереди, несмотря на прикатанный medium, против свежего prime. Блестяще, Кими еще и удалось финишировать на этом комплекте, борясь за победу, притом что Себастьян совершил еще одну смену резины.

Оказавшись сразу за спиной лидера, Райкконен, закусив удила, оперативно ликвидировал разрыв в 4,5 секунды. Но большего сделать чемпиону не удалось… Финн традиционно для себя в Венгрии не нанес ни одной атаки за лидерство, хотя и был потенциально быстрейшим.

Так или иначе, но после своей единственной победы на Hungaroring в 2005 году, Райкконен уже третий раз подряд завоевывает «серебро» позади Хэмильтона, так и не отведав победного шампанского. 6 подиумов за проведенные Кими в Венгрии 10 гонок говорят сами за себя. Только у Михаэля Шумахера больше пьедесталов и то лишь на один. Кстати, последним для немца стал тот самый, образца 2005 года, когда финн смог реализовать преимущество в скорости своего суперболида, тактически переиграв семикратного. Райкконен невероятно хорош на этой пыльной и небыстрой трассе, однако совершить обгон за лидерство, как и на Ferrari в 2007 и 2009 годах, финну опять не удалось…

Роман Грожан

Проводящий первый полный сезон в Формуле 1 француз стартовал с лучшей в карьере 2 позиции на решетке. Однако первый ряд не стал трамплином для первой победы. И после бесплодного преследования Хэмильтона в прямой борьбе за победу Грожан уступил даже «серебро» своему опытному напарнику, сделав все, что было в его силах, атакой по внешнему радиусу первого поворота. После этого молодой пилот больше уже не мог претендовать на большее, чем низшая ступень пьедестала. У него была на 6 кругов более изношенная резина, чем у напарника. И даже на круг более рано обутая, чем у Хэмильтона! И это притом, что Льюис имел в своем активе свежий комплект medium против прикатанных у пилотов Renault! Абсолютно непонятно, как команда, так блестяще тактически сработавшая с Райкконеном и выведшая финна с 6 на 2 позицию, настолько опрометчиво сыграла с Грожаном.

Победа француза была упущена еще до того контакта с напарником. И даже до начала его финального отрезка, когда Роман уперся в Михаэля Шумахера, игнорировавшего синие флаги и косвенно спровоцировавшего стычку пилотов Lotus затем.

Победа была упущена еще на первом пит-стопе. Грожан был быстрее Хэмильтона и мог контролировать гонку. Француз разыграл все, как по нотам, сократив разрыв от лидера непосредственно перед пит-стопом, и пройди смена колес на уровне с McLaren, возглавил бы пелетон уже после первой остановки. Однако Lotus провалил план, допустив на дебютной волне 2,5 секундную заминку во время переобувки Романа.

Примечательно, что пит-стопы Райкконена проходили гораздо быстрее и стабильней…Фернандо Алонсо

5 место на финише, как и номер болида испанца, не могут льстить двукратному чемпиону. Однако в данный условиях, когда Ferrari серьезно уступала в скорости сразу трем топ-командам, результат не может не радовать топ-пилота. Алонсо, несмотря на грязную часть траектории (что в Венгрии особенно имеет значение), в отличие от напарника, стартовавшего следом с чистой, смог защитить позицию на пути к первому повороту. Более того, испанец опередил Райкконена по внешнему радиусу 2 поворота (на Hungaroring, несмотря на 27-летнюю историю, извивы названий не имеют) и успешно блокировал финна вплоть до первого пит-стопа.

Да, на дебютной же остановке Фернандо пропустил Кими, вернувшись на свое стартовое 6 место. Да, на второй волне Алонсо уступил и Уэбберу. Однако, как и в Канаде, Ferrari рискнула не совершать лишний пит-стоп, и двукратный чемпион в отличие от ситуации в Монреале блестяще сохранил свежий medium и финишировал впереди Баттона. Дженсона, который шел на подиумной позиции полгонки! Алонсо сделал главное: испанец еще на 4 очка оторвался от ближайшего преследователя, Марка Уэббера, и теперь лидирует в чемпионате перед четырехнедельной паузой с преимуществом в 40 очков. Неплохой способ отметить 31 день рождения.

Бруно Сенна

В когорту «победителей» моих статей еще никогда не попадал пилот, финишировавший на столь низкой позиции. Однако неопытный бразилец сделал действительно сильный шаг. Регулярно уступающий первую пятничную тренировку третьему пилоту Боттасу Бруно стартовал сразу между чемпионами GP2 2010 и 2009 годов. И в отличие от удостоившихся титула главной молодежной серии конкурентов смог реализовать попадание в суперпоул в финишный топ-тен. Больше того, Сенна так великолепно стартовал, что, уйдя со своей 9 позиции, гонщик в первом повороте прошел даже Алонсо в борьбе за 5 место! Однако слишком увлекшись, во второй связке бразилец пропустил Фернандо и Марка.

В дальнейшем Бруно смог реализовать ту же тактику свежих комплектов prime на втором и третьем отрезках, как Хэмильтон и Алонсо. Но Сенна в отличие от чемпионов мира не мог ни на секунду расслабиться ввиду отнюдь не топового Williams на фоне окружавших его конкурентов. И, тем не менее, бразилец реализовал тактику двух пит-стопов! Более того, Бруно даже отыграл одно место по сравнению с блестящим первым отрезком гонки и финишировал впереди Уэббера и Массы!

Провал тактики трех пит-стопов

Подиум и 7 мест из 10, дающих право на очки, заняли гонщики, останавливавшиеся два раза. Себастьян Феттель, финишировав на пороге пьедестала стал лучшим из приверженцев трех смен резины. И хотя тактика большего числа остановок в теории давала преимущество, в условиях не представлявших больших возможностей для обгонов Венгрии данная стратегия не принесла вред только Феттелю. Действующий чемпион после второй остановки оказался в непосредственной близости от Грожана и, попытавшись опередить молодого француза, совершил дополнительный пит-стоп. В итоге переход со свежего medium на прикатанный soft за 11 кругов до финиша сохранил статус-кво. Себ не успел догнать Романа на расстоянии атаки, хотя и показал третий и рекордный в сезоне лучший круг. И что символично, немец попал бы в зону DRS на финишной прямой, не будь гонка из-за Михаэля Шумахера на круг короче…

И если положение Феттеля в связи с тактикой трех пит-стопов не изменилось, то диспозиция Баттона и Уэббера серьезно пошатнулась. Дженсон лишился всех шансов на пьедестал, когда после 2 пит-стопа на прикатанном soft попал за спину шедшего на другой тактики Сенны. В результате Феттель был безвозвратно упущен. Далее же, совершив слишком раннюю третью остановку, англичанин пропустил и Алонсо.

Уэббер всю гонку был позади двукратного чемпиона, второй раз в сезоне после Валенсии оставшись за пределами суперпоула. Однако на стартовом круге Марк опередил четверых соперников, прыгнув на 7 позицию. Обстоятельство выхода на 5 место после второго пит-стопа вскружило австралийцу голову, и второй гонщик Red Bull так же, как и первый, поехал на третью остановку в надеждах закрепиться следом. Но переход со свежего soft на прикатанный оказался провальным. Уэббер не только не сохранил место позади напарника, но и пропустил обратно вперед Алонсо, Баттона и Сенну. А возникшие еще на 2/3 дистанции проблемы с дифференциалом не позволили Марку оказать серьезное давление на Williams даже несмотря на прерогативу более мягкой резины…

Аутсайдеры

В этой гонке Формула 1 словно окунулась в недалекое прошлое. Разрывы вновь перестали поражать плотностью и в минуту от лидера уложился только финишировавший на пороге очковой зоны Хюлькенберг. И только дуэт Toro Rosso с Ковалайненом уложились в круговое отставание, притом что весь остальной арьергард проиграл, минимум, 2!

Шарль Пик, приезжавший к нам в Москву две недели назад, замкнул двадцатку и, отстав от Петрова менее чем на 23 секунды, стал последним, кто финишировал в 2 кругах. Его же напарник, Тимо Глок, который традиционно просто громил своих партнеров-дебютантов по экс-Manor, второй Гран При подряд абсолютно провалился и с большой долей везения пересек финишную черту непосредственно впереди де ля Розы в трех кругах от победителя. Два квалификационных поражения подряд 22-летнему дебютанту после лишь 4 проигрышей за все предыдущие годы выступления в команде Джона Бута сокомандникам и невозможность найти баланс по ходу гонки (что вылилось даже в разворот на 3 круге) не могут не настораживать немца. Тем более, что за считанные дни между Германией и Венгрией механики Marussia собрали для Глока новое шасси. И это оглушительное поражение на Hungaroring, где Тимо завоевал свой первый из трех в карьере подиумов…

Виталий Петров после девятого поражения в квалификации напарнику не смог реабилитироваться и по ходу гонки. Даже 0,6 секунды в субботу были не столь пугающими, как 2 круга отставания от лидера и круг от Ковалайнена в воскресенье! В итоге россиянин не смог опередить даже сошедшего за круг до финиша Кобаяши… Бесспорно, Хейкки является победителем венгерского Гран При и минувший Hungaroring стал для него уже сотой гонкой в F1, но результат Петрова, наилучшим образом проведшего свой дебютный Гран При близ Будапешта озадачивает даже самого Виталия. Насколько хорошо разберется команда в причинах фиаско выборжанина, узнаем только через 4 недели…

Резюме

Гран При Венгрии подарил нам непривычно скучную для современной Формулы 1 гонку. Однако есть надежда, что в чемпионате борьба только начинается. Lotus впервые в сезоне удалась квалификация и вот-вот команда из Энстоуна готовится одержать первую победу. А что может быть лучше рекордной 5 команды на вершине пьедестала и невероятного 8 триумфатора в чемпионате? Именно на Льюисе закончилась серия различных победителей Гран При. В Венгрии этот круг замкнулся.

Статья опубликована в авторской колонке