12 мин.

Собрание звёзд

 

Четвёртый этап чемпионата России по кольцевым гонкам явил не только лучшую трассу страны, но  и стал центром пребывания целого созвездия знаменитостей.

Официальный дебют Казани в кольцевых гонках почтили своим вниманием не только традиционные пилоты RTCC, но и сам президент республики Татарстан Рустам Минниханов.

Более того, кворум автогонщикам впервые в новейшей истории российского кольца составили и лучшие мотогонщики страны.

С целью показательных выступлений второй подряд этап RTCC сопровождала эксклюзивная пара болидов Формулы Россия. Первым пилотом вновь, как и в Нижнем Новгороде, был Иван Самарин, который ещё на Н-Ринге представлял комбинезон своей прошлогодней серии Формулы 2. Его напарником же на этапе в Казани стал прошлогодний вице-чемпион зачёта «Трофи» немецкой Формулы 3 Алексей Карачёв.

Значимость события подчёркивает и тот факт, что посмотреть на новейшее кольцо приехал сам Алексей Попов. Добавьте к этому прямой комментарий с автодрома заездов двухколёсной техники Сергея Беднарука, и вам станет понятно, что для полного состава элиты российского автоспорта не хватало лишь Александра Кабановского.

Если же говорить о самой трассе, построенной сразу у выезда из столицы Татарстана рядом с гостиничным комплексом «Дубаи», то объективно равных в нашей стране автодрому на Высокой горе нет.

Подкрепить своё мнение, естественно, удалось и комментариями при личном общении с доками от автоспорта. Иван Самарин был так восхищён полотном, что поставил «Казань-ринг», ни много ни мало, в один ряд с «Ошерслебеном» и ему подобными трассами. Алексей Попов также удостоил автодром высшей оценки.

Из своего опыта знакомства с лучшими российскими трассами, присутствуя на автодромах в Смоленске и Нижнем Новогороде на этапах с момента их официального дебюта в RTCC и регулярно оценивая кольца из салона пейс-каров, а в Нижнем Новгороде ещё и в кокпите быстрейшего в России гоночного болида – «Порше», могу сказать, что дебютант лучше всех.

При всей своей «шпилечности», наличию перепадов высот и нескольких уменьшенных копий знаковых связок легендарных автодромов, таких как серия эсок Сузуки и «Параболика» Монцы, «Смоленское кольцо» не тягается с умопомрачительной конфигурацией, вписанной в рельеф с перепадом в 25 (!) метров. Плоский же, как стол, Н-Ринг вообще не идёт ни в какое сравнение.

Стоит заметить, что и по первоначальной длине «Казань-ринг» превосходит других российских трасс, хотя и не дотягивает до 3,5 километров.

Да, в Нижнем Новгороде планируется увеличение протяжённости до уровня Ф1. Но это только в будущем. Саму трассу «Каньон» построили ещё три года назад, однако инфраструктура едва была возведена лишь к 21 августа, чтобы принять четвёртый этап чемпионата России по автогонкам и третий по мотогонкам.

Да, трибун по-прежнему нет, а центральное здание зияет отверстиями в местах отсутствующих окон, автодром для гонок с точки зрения безопасности барьеров и полотна абсолютно готов.

Честь открывать «Казань-ринг» выпала мотогонщикам. Топовые классы Suberbike и Supersport были объединены для лучшей наполняемости стартовой решётки и зрелищности, подобно RTCC.

Серьёзной борьбы в абсолютном зачёте за лидирующие позиции мы не увидели. Подиум заездов был идентичен. Поулмен Максим Аверкин, выступающий за свою команду Rumax Motorsport, выиграл оба заезда с неоспоримым преимуществом, несмотря на регулярный пропуск соперников на старте гонок. Аверкин так хорошо вкатился в новую трассу, что в первом заезде привёз ближайшему конкуренту полминуты!

Максим Киселёв стал вторым, сохранив лидерство в чемпионате. «Бронзу» же завоевал Андрей Чернов, красиво выстреливший со старта на первое место в финальной гонке. Однако из-за борьбы с собственной «Ямахой» 35-летний пилот без особого сопротивления уступил Максимам на «БМВ».

Главное событие уик-энда, чемпионат России по автогонкам, подарил нам куда больше зрелищных противостояний и интриг.

Если бы кто-нибудь сказал, что победу в традиционно открывающем RTCC  Туринг-Лайте одержит не Александр Сотников, то персоны в теме восприняли бы его шутником. Однако «Казань-ринг» привнёс поистине невероятную интригу, ибо впервые в сезоне поул взял не опытнейший курянин, а его напарник по «ЛУКОЙЛ Рейснг». Нет, не Борис Шульмейстер, выступающий на аналогичном новейшем «Форде Фиеста». Квалификацию выиграл юный Михаил Грачёв, выступающий на «фиесте» прошлого поколения!

Дебютант топ-команды настолько уверенно провёл заезд, что ни на секунду не заставил усомниться в закономерности своей первой победы в RTCC. Его старшие сокомандники, как по ранжиру, финишировали следом, позволив оккупировать подиум команде «ЛУКОЙЛ Рейсинг».

Во втором заезде Туринг-Лайта Грачёв также продемонстрировал великолепный пилотаж, однако после столкновения на первых кругах с партнёром по команде, Борисом Шульмейстером, следствием которого стал обратный сход колёс, Михаил вынужден был остаться позади своих напарников. Несмотря на падение темпа в полторы секунды на круге, гонщик из Омска смог сдержать своего тёзку на аналогичном «Форде Фиеста» прошлого поколения.

Донченко разбил болид в первом заезде, потому его запал был ещё более велик. Почти все повороты на последних кругах Михаилы проходили ноздря в ноздрю, однако 18-летний пилот так и не смог сломить сопротивление первого автомобильного триумфатора «Казань-ринга» в борьбе за четвёртое место.

Первая осечка лидера чемпионата в классе Туринг-Лайт, впервые за семь гонок упустившего победу, оказалась сюрпризом, но ещё большей сенсацией стал итог второй гонки в «Каньоне».

В отсутствии Грачёва пилоты «ЛУКОЙЛа» заняли те же места, замкнув подиум, как и в дебютном заезде, ибо впервые в новейшей истории RTCC в 1600-кубовом зачёте триумфатором стала не команда нефтяного гиганта.

Тольяттинец Михаил Митяев на «Ладе Калина» принёс первую победу российскому авто! 25-летний пилот отлично воспользовался правилом реверсивного старта первой шестёрки и блестяще реализовал полученное в результате финишного четвёртого – третье стартовое место, в отличие от других представителей «Калин», традиционно не сумевших сдержать «Фиест».

Таким образом, Михаил нанёс серьёзный удар по своему партнёру по Lada Sport Racing, Павлу Кальмановичу, опередив юного гонщика –  не реализовавшего первый ряд с перевёрнутой решётки и сошедшему в гонке – и в чемпионате.

Двукратный чемпион «лайтового» класса –  Сотников, впервые проигравший уик-энд, после дубля из вторых мест ещё упрочил лидерство в основном зачёте 1600, ибо его ближайший преследователь в первенстве, Сергей Нуждин, и вовсе провалил казанский этап.

Пилот «ПСМ» упустил возможности реверсивного поула и финишировавал лишь пятым.

В дополняющим заезды 1600 кубового пелетона зачёте «Национальный» крайне неудачно провёл этап действующий чемпион и лидер «стокового» первенства кузовных машин массой 1000 кг.

Василий Мезенцев сошёл на последних кругах первого заезда, попав в классификацию 9-м, и замкнул подиум во втором при победах главного конкурента – Вадима Мещерякова. В результате 19-летний тольяттинец опередил-таки своего напарника и вышел в лидеры «Национального» зачёта.

Не меньшая интрига таилась и в главном классе RTCC. Мало того что Фролов и Ухов в жесточайшем сражении оспаривали лидерство в первенстве, так на этапе в Казани к ним добавился ещё и президент республики Рустам Минниханов!

Минниханов известен своими спортивными успехами давно. Лично я как человек не слишком интересующийся политикой не сразу узнал в Рустаме президента. Для меня это был двукратный третий призёр чемпионата Европы по автокроссу. Ещё десять лет назад следил за его подвигами в спорте.

Рустам –  высококлассный гонщик. Но всё же в первую очередь кроссмен. Потому видеть президента Татарстана за рулём турингового «СЕАТа Леон» было весьма удивительно!

Но Минниханов подошёл к делу очень серьёзно. Купил новейший кубковый болид высочайшего уровня. Привёз на трассу «Каньон». Настроил «Леон» под себя и, инструктируясь с экс-пилотом Мирового Туринга и братом тест-пилота «Феррари» Ф1 Хорди Жене, наматывал сотни и сотни километров по новейшей казанской трассе.

В результате на тренировке Минниханов показал абсолютно лучший результат, установив ориентир автодрома «Каньон»!

По ходу сезона мы уже видели разовое выступление представителя администрации, коим являлся Вадим Баханов – директор «Нижегородского кольца», выступивший на третьем этапе RTCC и даже показавший неплохие результаты в своём зачёте, став 5-м и 4-м. Однако Баханов выступал в «Суперпродакшн» на старой «Хонде» и даже не проходил квалификацию, будучи допущенным на правах организатора.

Но здесь принципиально иной уровень.

Минниханов выступал на топовой технике в главном классе российского кольца – Туринг. И в квалификации Рустам завоевал первый ряд, проиграв лишь четыре сотых трёхкратному и действующему чемпиону двухлитрового класса, опытнейшему Михаилу Ухову! Минниханов ещё на год старше легенды российского кольца, но настрой и возможности позволяли всерьёз рассчитывать даже на борьбу за победу.

У лидера «ТНК Рейсинг» сражение было более глобальным, ведь пилот «БМВ» должен был не только противостоять сверхбыстрому дебютанту, но и отыграться за упущенное лидерство в чемпионате на прошлом этапе у Александра Фролова, который в одну калитку выиграл Н-Ринг.

Провальное выступление пилота «Оренбург Рейсинг» в квале способствовало осуществлению планов Ухова, и Михаил сделал первый шаг по возвращению лидерства, выиграв первый заезд.

Минниханов был отлично подготовлен к казанской трассе, но тестовый вкат не позволяет получить опыт обгонов, и Рустам не смог провести ни одной серьёзной атаки на поулмена, так и финишировав вторым, хотя и проиграл менее секунды Ухову.

Компанию на подиуме «тем, кому за 50» составил 21-летний лидер чемпионата, неплохо прорвавшийся с пятой стартовой позиции и лишь две десятых уступивший на финишном створе президенту Татарстана.

Во втором заезде, по регламенту Туринга, превентивный старт с хода сменился реверсивным стартом с решётки. Согласно этому правилу, победитель вынужден был уходить лишь с шестой позиции. Фролов и Минниханов стояли непосредственно впереди, однако они располагали переднеприводными автомобилями «СЕАТ», в то время как «БМВ» Ухова, естественно, заднеприводный, что и позволило действующему чемпиону ракетой сорваться с места.

Михаил выстрелил, как из пушки, не оставив главным конкурентам ни шанса. Далее москвич успешно прорвался через ряды менее быстрых соперников, оказавшихся впереди благодаря перевёрнутой решётки, и вышел в лидеры.

Казалось, Михаил Ухов  был близок к реваншу, на пути к дублю из побед, в ответ на подобный двойной триумф Фролова в Нижнем. Но финальный заезд RTCC в Казани запомнился штрафами судей. Одним из таких нарушителей оказался лидер гонки, совершивший обгон под жёлтыми флагами…  

Проезд по пит-лейну на лимитаторе лишил пилота «ТНК Рейсинг» всех шансов на победу, и, несмотря на все усилия, Ухов в итоге остался на пороге подиума, оказавшись позади своего нижегородского обидчика Дмитрия Добровольского, в результате столкновения с которым Михаил сошёл в ливневом заезде Н-Ринга.

Взаимодействие со стюардами в нынешнем сезоне у прошлогоднего чемпиона проходит не лучшим образом, если учитывать отклонённую апелляцию первого номера «ТНК Рейсинг» с претензией на победу Фролова во второй гонке прошлого этапа.

Ну, а Александр подхватил упавшее из рук Ухова знамя лидера, и уверенно выиграл финальный этап «Казань-ринга».

Рустам Минниханов вновь стал вторым, набрав в Казани 178 очков и лишь на балл отстав от статистически самого успешного в «Каньоне» гонщика Александра Фролова, упрочившего своё лидерство в чемпионате.

«Серебро» второго заезда для Минниханова было абсолютно не таким, как в первом, и стало возможным лишь благодаря штрафу Ухова. Рустам слишком много времени потерял позади группы менее конкурентоспособных пилотов во главе с мэром Химок Владимиром Стрельченко, которых уже на первых кругах прошёл дуэт лидеров первенства. Хотя было весьма знаменательно, как в острой борьбе президент на жёлтом «СЕАТ Леон II» проходит мэра на аналогичной технике красного цвета.

Где и когда такое ещё можно увидеть?

В итоге Минниханов за один-единственный этап собрал почти такой же урожай очков, какой второй пилот чемпионской команды «ТНК Рейсинг» Олег Квитка набрал за восемь гонок! Именно следом за Квиткой, выступающем на прошлогодней «БМВ» и не избежавшем аварии и на минувшем этапе, на 13-м месте в чемпионате с ходу расположился президент Татарстана.

Жаль, что этап в Казани был для Минниханова разовым. Было приятно наблюдать за ещё одним конкурентоспособным спортсменом на совершенной технике. Хотя интересно было ощущать, насколько его болид отличается от машин российских соперников. Ревущие болиды RTCC сильно давят на уши, притом что «Леон» Рустама, построенный по мировым кубковым стандартам, почти беззвучно пролетал на полном газу.

В отсутствии эксклюзивной команды Минниханова болельщикам RTCC остаётся наблюдать лишь за борьбой пары лидеров: Фролов и Ухов приедут в Москву с уже 80 очковой разницей.

Однако более никто не может посягнуть на их преимущество. Лучший из остальных, Сергей Рябов, даже после аварии и разбитого болида на стартовой прямой дебютного заезда сохранил третье место в абсолюте.

А RTCC переезжает в столицу, где 11 сентября в «Лужниках» состоится пятый этап чемпионата России.

Виталий Мошин

Фото автора