10 мин.

50 лучших игроков НБА XXI века. Кевин Дюрэнт

13. Кевин Дюрэнт (2007 – н.в.)

Команда: «Сиэтл Суперсоникс»/«Оклахома-Сити»

Количество участий в Матчах всех Звезд: 5 (2010-2014)                                        

Статистика: 27.4 очка, 6.9 подборов, 3.5 передач, 1.3 перехватов, 3.2 потерь, 48%-38%-88%

Количество участий в плей-офф: 5 (2010-2014)

Фото: Fotobank/Getty Images/Ronald Martinez

Я уже как-то говорил, что начал смотреть НБА в больших объемах относительно недавно, поэтому нет ничего удивительного в том, что Кевин Дюрэнт является для меня поистине особенным игроком. Дело в том, что это первый великий баскетболист, за профессиональной карьерой которого я наблюдаю с самого ее начала, видел, как он меняется, как набирал мышечную массу, отслеживал его взлеты и падения. В общем-то, после 2003 года кроме него по-настоящему легендарных игроков на драфте и не выбирали (обойдемся без авансов некоторым одаренным юношам). Дюрэнт стал той причиной, по которой я решил, что пора прекратить завидовать тем более возрастным товарищам по баскетбольному оружию, которые видели первый сезон Леброна, наблюдали за дебютом Тима Данкана и Кобе Брайанта, а, может, чем черт не шутит, и Самого Майкла. Ну и ладно, мой супергерой ничуть не хуже. Карьера Кевина Дюрэнта стала для меня чем-то вроде серии книг о Гарри Поттере, вместе с которой я рос, как и каждый второй парень моего возраста – новой части я ждал со все большим любопытством, и, хотя концовка каждый раз выходила скомканной и неудачной (ну, точно, все как у Джоан Роулинг), развитие сюжета меня ничуть не разочаровывало. Когда-нибудь он покажет, что на самом деле является Избранным – просто сейчас время еще не пришло.

Принято считать, что Дюрэнт – самый обычный парень, носящий смешной рюкзак и развивший до предела заложенные в нем изначально баскетбольные способности. Впрочем, подобно любому проявлению гения, пример Кевина Дюрэнта не может ничему научить ни нас, ни начинающих баскетболистов. Ну, кроме разве что таких простых вещей, наиболее емко выраженных в пословице «терпение и труд все перетрут». Тренируйся – и будет тебе счастье, а если оно так и не наступило, значит, надо тренироваться еще больше. Но это же и так все знают. Как говорил классик (за точность высказывания ручаться не могу, но смысл такой), если бы книги действительно воспитывали бы в каждом человеке идеалы дружбы и других положительных качеств, для окончательной гуманизации человечества было бы достаточно одних «Трех Мушкетеров». Так же и здесь – если бы все правильно понимали слова Кевина Дюрэнта и других тружеников игры о первостепенности тяжелой работы и ее превосходстве над талантом, пусть даже уникальным, но качающимся на глиняных ногах лени и самоуспокоения, НБА давно была бы переполнена суперзвездами. Равнозначные призы MVP ежегодно вручались бы как минимум десятку игроков, а борьба за титул была бы ожесточеннее, чем битва наследников за королевский престол в Средние Века. Этого, однако, не происходит, что можно наблюдать на простом и понятном всем нам примере. «Я хочу быть таким же хорошим игроком, как он, но для этого мне нужно лучше тренироваться. Да, он на год младше меня, но во всех отношениях является более совершенным баскетболистом», – это слова Кевина Дюрэнта, сказанные им около восьми лет назад в адрес своего лучшего друга со времен школы. Друг – это Майкл Бизли. Они познакомились в возрасте девяти лет, наблюдали друг за другом, играли за одну команду, соперничали, и всегда считались игроками примерно равного таланта. «Примерно», потому что Бизли котировался выше. После блестящих университетских карьер они оба пошли своими путями, и мы видим, что та развилка оказала на них принципиально различное влияние. Лучший игрок лиги и парень, которого не хочет видеть в своем составе ни одна команда той же самой лиги, даже та, которая четыре с половиной года назад должна была строиться как раз вокруг него. Это история о выборе, который делает каждый человек в процессе своей жизни, решая, кем он хочет стать. Бизли решил связать свою жизнь с гремлинами. Кевин Дюрэнт выбрал непростой путь легенды, смог встать на него обеими ногами, будто на хорошо проложенную лыжню, и едва ли когда-нибудь свернет с него по своей воле.

Слишком много псевдофилософских рассуждений? Пожалуй. Впрочем, это не значит, что я к ним еще не вернусь, потому что фигура и личность Дюрэнта не предполагает простого изложения фактологии. Дюрэнт – это герой мифов и комиксов, городских легенд и газетных очерков. У него был шанс стать четырехкратным лидером НБА по результативности до исполнения 25 лет – не получилось, в последний момент награда уплыла к Кармело Энтони, но Кевин добился своего уже через год, мимоходом смахнув в рюкзак еще и статуэтку MVP. Если он обойдется без серьезных травм и без попадания в антигуманную для любого великого снайпера систему Грегга Поповича, то вполне может претендовать на любое место в первой пятерке самых результативных игроков НБА всех времен. Наверное, глупо делать столь долгосрочные прогнозы, но мы все-таки говорим не просто о молодом парне, а об уже состоявшемся члене Зала баскетбольной Славы, так что ничего страшного.  

Другое дело, что Кевину Дюрэнту уже давно недостаточно лишь первенства по среднему числу набранных за матч очков. Никогда не было достаточно. Как-то раз он сказал, что устал быть вечно вторым, став после этого первым в следующем же сезоне – помогло трудолюбие и стремление добиться поставленной цели. К сожалению, этого маловато для победы в чемпионате. Дюрэнт постоянно совершенствуется, пробует себя все в новых и новых амплуа, но пока что ему так и не удалось устроить настоящий праздник для жителей Оклахомы. Обидно. При всех своих уникальных бомбардирских талантах, он постоянно развивается как организатор игры, и его по праву можно назвать одним из лучших партнеров в современном спорте – достаточно лишь послушать речь, которую он сказал на церемонии вручения MVP  в прошлом году. Хм, один из самых уникальных игроков по совокупности навыков в истории НБА является еще и настоящим командным баскетболистом, с которым все хотели бы играть. Вроде бы это готовая схема по построению машины для добычи чемпионских перстней, разве нет? Несколькими строчками выше уже выяснили, что нет. Некоторые говорят, что дело в «мягкости» Дюрэнта, отсутствии достаточного количества тестостерона и умении взять игру на себя тогда, когда это действительно нужно больше всего. Не так, как в овертаймах с «Торонто» или в битвах с «Атлантой» в регулярном сезоне, а когда прямо вот нужно-нужно. Иногда кажется, что такая точка зрения имеет право на существование (хотя, безусловно, не является истиной в последней инстанции)  и в голову приходит мысль о том, что Дюрэнт как будто бы слишком хорошо воспитан, чтобы поставить кому-то подножку в последний момент или начать толкаться в дверях. В 2011 году, после поражения в финале конференции от «Далласа» Дюрэнту был задан один из самых глупых вопросов в современной истории США. Смысл его заключался в том, рад ли Кевин за Дирка Новицки, что тому наконец удалось снова выйти в финале после стольких лет разочарований. Разумеется, Дюрэнт ответил, что в гробу он видел этот триумф Новицки и вовсе не рад, но, возможно, тот журналист не был таким уж глупым и некомпетентным (хотя это наиболее вероятный вариант)? Возможно, ему на инстинктивном уровне пришла в голову та же мысль о том, что Дюрэнт «хороший» настолько, что подсознательно готов позволить осуществиться мечте своего соперника в ущерб собственным устремлениям? Бред, разумеется, но никто не сможет отрицать того, что инстинкт убийцы у Кевина развит не так сильно, как у лучших «альфа-самцов» НБА. И вот какая незадача – его практически невозможно натренировать. Что тренировать? Как? Отрывать кольца от щитов на тренировке, унижать в двусторонказ несчастного Лэмба? Ни с кем не разговаривать? Требовать отставки Брукса? Прятать наряды Уэстбрука, подкладывая вместо рубашки в жуткий горошек классический костюм? Наверное, такие вещи могут приходить только с опытом. 

Кстати, Уэстбрук. Уэстбрук, Уэстбрук, Уэстбрук. Наконец-то мы дошли до этого имени. Ни один текст о Дюрэнте не может считаться полноценным без упоминания о его главном партнере, которого принято проклинать и любить одновременно. Дюрэнта называют Данканом нового поколения за его немногословность, уникальность и положительный образ, и по такой логике получается, что Уэстбрук – это какое-то эксцентричное сатанинское воплощение Грегга Поповича. У Данкана всегда был Попович, Дюрэнт в «Оклахоме» всегда играет с Уэстбруком. Божественная природа связи первой парочки не подвергается сомнениям со стороны общественности, в то время как второй союз кажется нелогичным, нелепым и логически необоснованным для обоих его участников. Публика требует разрыва отношений, которые не вписываются в привычные устои – каждый проваленный матч в плей-офф эмоционально превращается для Дюрэнта и Уэстбрука в баскетбольный аналог посещения театра Анной Карениной и Вронским. «Неприлично. Так нельзя. Что они вообще себе позволяют?»

Без сомнений, это самый необычный тандем в истории НБА, и всем сторонним наблюдателям, несмотря на осуждение, хотелось бы еще несколько лет следить за таким экспериментом. Любопытство – человеческое качество, благородное. Интересно же, насколько далеко они смогут зайти вместе, и какой финал будет у этого удивительного путешествия. Результат предугадать невозможно, но что совершенно ясно, так это то, что они нужны друг другу. Дюрэнт нужен Уэстбруку – это ясно и понятно, потому что такой партнер не помешал бы ни одному игроку в лиге. Но и Дюрэнт испытывает острую потребность в Уэстбруке – хотя бы для того, чтобы в команде был человек, на которого иногда можно переложить ответственность. Дюрэнт с самого начала карьеры в НБА находится под прессом завышенных ожиданий – уже в первом сезоне в «Сиэтле» ему было позволено бросать по кольцу около семнадцати раз за вечер и быть главным лицом команды. Пока что он прекрасно справляется с ролью местного героя, но никто не знает, смог бы он это делать без Уэстбрука, который оттягивает на себя весь негатив. Расселлу плевать на критику. Он всегда готов взять инициативу в свои руки, готов настолько, что иногда это раздражает до резей в животе, но Дюрэнту нужен такой партнер, который в безумном стиле заработает три штрафных в концовке важнейшего матча, а потом хладнокровно реализует их, пока сам Кевин немного передохнет, посидев спиной к месту событий. К тому же, Дюрэнт слишком сентиментален и привязан к своим друзьям, чтобы по своей воле отказаться играть вместе с Уэстбруком. Он всю жизнь носит номер в честь своего погибшего тренера, он не мог уснуть перед первым матчем против «Хьюстона» против того самого трейда Джеймса Хардена, потому что не представлял, каково это – выйти на площадку против того, с кем ты так много пережил вместе. Да и воспоминания кошмарной серии против «Мемфиса» в 2013 году, когда рядом не было Уэстбрука, наверняка еще свежи в памяти Дюрэнта, чтобы вдруг забыть, насколько разыгрывающий-таран важен для команды.  

Даже если вас не удовлетворило ни одно из объяснений, почему же Кевин Дюрэнт все-таки должен играть вместе с Расселлом Уэстбруком и не уходить в условный «Вашингтон» через два года, нужно просто принять тот факт, что им хорошо вместе. Возможно, в этом нет особенной логики, но все же им виднее. Как бы вы ни относились к их союзу и лично к Уэстбруку, который, по общему мнению, портит карьеру Дюрэнту, невозможно не восхищаться их обоюдным стремлением идти по баскетбольному пути бок о бок.  Такая дружба и такое доверие друг к другу не могут быть недооценены. Хотелось бы, чтобы помимо этого они были бы еще и вознаграждены.

Если честно, немного странно писать о Дюрэнте в рамах рейтинга, в котором присутствуют в большинстве своем игроки, карьера которых уже подходит к завершению. Он провел в лиге лишь семь лет из тех четырнадцати, которые мы берем в расчет, и уже забрался на достаточно высокое тринадцатое место. Дальше будет только лучше, и, хотелось бы, чтобы лет через двадцать-тридцать люди моего возраста могли с гордостью говорить: «Я видел всю карьеру одного из величайших игроков в истории НБА. Мне очень повезло». Второе предложение я с уверенностью могу произнести и сейчас – весь январь этого года я находился на больничном и видел каждый матч того самого уникального месяца, когда в Кей-Ди вселился баскетбольный бог – а вот насчет первого Дюрэнту еще предстоит как следует потрудиться. Прежде для него это не было проблемой. 

Предыдущие выпуски рейтинга