8 мин.

50 лучших игроков НБА XXI века. Элтон Брэнд и Крис Уэббер

36. Элтон Брэнд (1999/2000 – н.в.)

Команда: «Чикаго», «ЛА Клипперс», «Филадельфия», «Даллас», «Атланта»

Количество участий в Матчах всех Звезд: 2 (2002, 2006)                            

Статистика: 16,6 очка, 8,8 подбора, 2,0 передачи, 1,8 блок-шота, 2 потери, 50%-н/у-74%

Количество участий в плей-офф: 4 (2006, 2011, 2012, 2014)

Драфт НБА 1999-го года был одним из самых удивительных и парадоксальных драфтов последних лет двадцати. По глубине и мощи равных ему было мало. Поразительно, как после могучего предыдущего драфта в НБА уже через год пришло еще больше людей, способных к великим свершениям. Казалось — ткни пальцем в любого игрока и (за вычетом известной погрешности вроде Джонатана Бендера) получаешь готовую звезду. Хэмилтон, Одом, Дэвис, Дре Миллер, Щербяк, Мэрион, Терри; в нижних отсеках можно было выцепить Артеста, Поузи, Магетти или Кириленко (Джинобили — слишком особый случай по любым стандартам). В общем, не драфт, а мечта любого генменеджера.

На практике оказалось, что у большинства этих талантливых людей карьера или не совсем задалась, или совсем не задалась, или вообще покатилась ко всем чертям. Конечно, почти все они стали звездами — в той или иной степени; некоторые из них заслуженно надели на себя чемпионский перстень — именно ЗАСЛУЖЕННО, а не в стиле Дидье Илунги-Мбенги. Но ни один из них не стал истинным ринглидером, человеком, который бы привел свою команду к чемпионству в ранге главной звезды и увенчал бы свой поход титулом MVP Финала. Это были серьезные и уважаемые игроки, но, окидывая взглядом их карьерный путь, вспоминаешь старую поговорку: «Замах на рубль, удар на копейку».

Стать чем-то значительно большим, чем элитными ролевиками, объективно имели шансы три человека: Бэрон Дэвис, о котором мы уже писали, Стив Фрэнсис, о котором мы (спойлер!) писать точно не станем, и наконец наш сегодняшний герой Элтон Брэнд. Именно этих людей и взяли под первыми тремя пиками на драфте-99.

Выбор был вполне объективным – вплоть до распределения мест в тройке. Дэвис еще в студентах перенес тяжелую травму; Стив Франчайз на пару с пришедшим в лигу чуть раньше Стефоном Марбери был провозвестником новой эпохи роузов-уэстбруков и смотрелся в те годы слегка пугающе и очень непривычно. В этом плане первый пик классическому тяжелому форварду, невероятно одаренному и казавшемуся кем-то вроде нового Карла Мэлоуна, был вполне оправдан.

Глумливая игра Стиви-Фрэнчайза пошатнула рассудок людей, отвечающих за вручение приза лучшему новичку, – растерянные и дезориентированные, они вручили награду комбогарду «Хьюстона». Но и обделить призом Брэнда тоже было нельзя — по причинам скорее метафизическим: в тяжелую постджордановскую эпоху именно «Чикаго» как символ баскетбола 90-х остро нуждалось в человеке, который стал бы для них надеждой на светлое будущее в новом тысячелетии. Так что функционеры лиги вспомнили недавний прецедент с наградой Хиллу/Кидду и разделили приз между Фрэнсисом и Брэндом.

Тот, кто вспоминает матчи нынешней «Атланты», игру в них Брэнда, и недоуменно крутит головой — просто не видел Элтона времен «Чикаго» или «Клипперс». Аналог Брэнду найти сейчас трудновато: человек с физикой и подвижностью Гриффина, мощью Бегемота, игрой в посте Данкана и вездесущими телескопическими тентаклями вместо рук, носившийся по всему периметру как ранний Гарнетт и могущий затоптать в краске любого центра под триста фунтов весом; при этом обладающий отличным броском, пасом, мягкой кистью защитника, страхующий и блокирующий, — это ли не претендент на звание «игрок поколения»? Сейчас Брэнду в прайме не было бы равных в НБА; но даже в прошлом десятилетии, когда друг против друга выходили Тимми, Кей-Джи, Дирк, Амаре, Пау, Зак и Си-Уэбб, коренастый тяжелый форвард из «Клипперс» смотрелся на этом поле одним из главных игроков.

Из «Клипперс». Наверное, это грозное имя сразу закрывает дискуссию по поводу карьеры Элтона, не так ли? Брэнду не повезло дважды — сперва с выбравшей его командой, которая после тяжелой грибной интоксикации руководства взялась строить игру вокруг Двух Башен Тайсона Чендлера и Эдди Карри, затем с командой, принявшей его. В те годы для спортсмена было проще признаться в своей гомосексуальности, чем в том, что он играет в «Клипперс» – и это, в общем, вполне понятно: более скорбной франшизы было еще поискать!

Брэнд добросовестно тянул полумертвую команду на широких плечах атланта и даже умудрился под руководством горемычного Майка Данливи вытащить ее во второй раунд плейофф (на пару со спевшим свою лебединую песню Сэмом Кэсселлом), где «Клипперс» в очень тяжелой борьбе уступили могучему «Финиксу». Беда была в том, что и для самого Элтона это тоже стало лебединой песней — он по инерции еще выдал вполне приличный сезон, но для попадания в плейофф этого уже не хватило. А в следующем году Элтон получил травму и закончился как элитный игрок.

История Брэнда — это прекрасная демонстрация избитого трюизма: как бы ты ни был крут и хорош, есть один «икс-фактор», который от тебя не зависит. Везение. Элтон по своему потенциалу был достоин того, чтоб встать в один ряд с великими игроками. Но он попал в худшую организацию в лиге и получил тяжелую травму. Вины его в этом нет никакой; он делал все что мог. 

35. Крис Уэббер (1993/1994 – 2007/2008)

Команда: «Голден Стейт», «Вашингтон», «Сакраменто», «Филадельфия», «Детройт»

Количество участий в Матчах всех Звезд: 5 (1997, 2000, 2001, 2002, 2003)                            

Статистика: 20,7 очка, 9,8 подбора, 4,2 передачи, 1,4 перехвата, 1,4 блок-шота, 2,8 потери, 48%-30%-65%

Количество участий в плей-офф: 10 (1994, 1997, 1999-2005 без перерывов, 2007)

Перечитайте, пожалуйста предыдущий абзац. Все, что там написано (кроме разве что «худшей организации) с еще большим основанием можно сказать и про следующего участника рейтинга — Криса Уэббера.

Мне, поклоннику Уэббера еще со времен его игры за «Вашингтон», физически трудно описывать пертурбации его беспокойной карьеры. Да еще и под ублюдочным 35-м номером! Крис Уэббер должен был быть там, под баскетбольными облаками, биться за место в пятерке величайших игроков нашей эпохи, хладнокровно жонглируя тремя-четырьмя перстнями и парой кубков Билла Расселла. Какой там 35-й номер, вы о чем вообще?..

«Сакраменто» Рика Адельмана была самой совершенной командой последних двадцати лет, а Крис Уэббер был ее главным игроком. Более того, он был ее воплощением и зеркалом.

Конечно, тут можно сколько угодно крутить пальцем у виска и тыкать в «Чикаго», «Лэйкерс» и «Бостон». Это, однако, не совсем то. Все эти команды отличала в первую очередь устрашающая механическая эффективность. Симмонс был тысячу раз прав, когда писал, что клатчевые чудеса в финале-98 Джордан совершал как по плану. У него все было под контролем.

Да что далеко ходить: идеальных «Сперс» этого года как раз и сравнивают сейчас с тем «Сакраменто» – но тут-то и есть одна небольшая закавыка. Грегг Попович в этом сезоне нашел стопроцентный баланс, золотое сечение между суровой плотной защитой ранних «Сперс» и спартаковскими «стеночками и забеганиями» двух прошлых сезонов. Его команда идеально откалибрована, настроена, он дирижирует ей как Валерий Гергиев Лондонским симфоническим оркестром. А вот Адельман такого баланса не достиг; «Кингс» начала нулевых были немного НЕПРАВИЛЬНОЙ, неакадемической, неаналитичной командой — и именно поэтому выдавали самый красивый баскетбол, какой можно себе представить. То есть это как если бы тот же Лондонский оркестр (состоящий из прекрасных профессионалов) уселся играть «Золото Рейна» или еще какую помпезную оперную махину — и вдруг откуда-то из задних рядов выскочил некий безумный Ленин в потертой кепке и радостно закричал: «Внимание, това’гищи! А тепе’гь — дискотека!..». И оркестр заиграл бы какой-то дикий фьюжн, а то и вовсе «Prodigy».

(Кстати, сравнения с «Финиксом» Д’Энтони, которыми тоже любят сыпать журналисты, совсем не идут в кассу – у Адельмана не было того бескомпромиссного, доведенного до абсурда перекоса в атаку, которым милый усач маскировал свои специфические тренерские навыки. Сумасшедшим балаганчиком «Кингс» были недолго, во времена влюблявшего в себя Белого Шоколада; когда его в старте сменил Майк Бибби, «Сакраменто» просто стали самой гармоничной командой в лиге – с той легкой неправильностью в лице, которая может превратить просто красивую девушку в настоящую секс-бомбу).

Уэббер, человек сложной судьбы, был для этого «Сакраменто» подарком свыше, настоящим попаданием в десятку. Если бы кто вздумал тогда писать его биографию, еще посвященная девяностым годам часть прилично раздулась бы. Там был и невероятный обмен выбранного под первым пиком Си-Уэбба в «Уорриорз» прямо в день драфта. И бесконечные распри Уэббера с безумным волшебником Доном Нельсоном, который видел Уэббера центровым в своем «неллиболе» – в результате чего Крис добился обмена из мощнейшего «Голден Стейт» в смехотворный «Вашингтон» и потратил впустую несколько лет. И, наконец, глуповатое решение руководства «Вашингтона» отдать Криса в «Кингс» в обмен на стареющего шутера Митча Ричмонда — один из самых бесполезных обменов в истории «Уизардс» (или еще «Буллитс»?) вообще.

С этого и началась настоящая жизнь Криса Уэббера. Для той чудесной, очень человечной принстонской модели Адельмана ни один из великих «четвертых» не подошел бы лучше Си-Уэбба. Данкан был бы, пожалуй, чересчур академичен, Гарнетт слишком жестко замыкал на себе командную игру, в Дирке никогда не было той уникальной универсальности, Брэнд и Амаре просто были пониже уровнем. И пускай Гарнетт в одном сезоне и делал по шесть ассистов в среднем против максимальных пяти с половиной у Уэббера — но ТАК красиво финтить и пасовать не мог даже великий Биг-Тикет.

Я меньше всего хочу (да и не стану) поднимать здесь осточертевшие темы — травмы Уэббера, из-за которых он за всю карьеру не провел ни одного полного сезона, или там пресловутое судейство в серии с «Лэйкерс». Все это уже перемусолено в каждой статье про Криса и будет еще мусолиться и дальше. Карьера Си-Уэбба не получилось и вполовину такой успешной, какой должна была быть. Это факт. Наверное, в этом есть некая жизненная логика — иначе это была бы уж слишком голливудская история. Объективно в нашем рейтинге он не может стоять выше — ну, может, на пару-тройку не принципиальных позиций. Но каждый, кто расширенными глазами смотрел на умопомрачительные карусели, которыми руководил Уэббер еще даже в «Голден Стейт», точно знает: этот феноменально одаренный «большой», язвительный, капризный, с неприятным характером и фантастической улыбкой, стоит вне всяких градаций и рейтингов. Его игра незабываема.

 

Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Tom Hauck, Lisa Blumenfeld