7 мин.

50 лучших игроков НБА XXI века. Рэджон Рондо и Джермейн О’Нил

40. Рэджон Рондо (2006/2007 – н.в.)

Команда: «Бостон»

Количество участий в Матчах всех Звезд: 4 (2010, 2011, 2012; 2013 - выбран, но не сыграл из-за травмы)                            

Статистика: 11,1 очка, 4,6 подбора, 8,4 передачи, 1,9 перехвата, 2,8 потери, 47,5%-25%-61%

Количество участий в плей-офф: 5 (2008, 2009, 2010, 2011, 2012)

Еще лет пять назад многие любители баскетбола знали защитника «Бостон Селтикс» Рэджона Рондо преимущественно как героя пренебрежительного высказывания Владимира Александровича Гомельского: «Когда мне говорят, что я неправильно произношу имя Рахона Рондо, я плюю в потолок». Потолок уважаемого специалиста сейчас должен быть заплеван полностью, потому что Рэджон (кстати, «Баскетреф» дает свою, особую транскрипцию – «RAH-zhahn») за это время заставлял говорить о себе все чаще и чаще.

В свое время Рондо прошел ровно тот же путь, какой потом повторил Кавай Ленард. Мы сейчас не столько про конкретные достижения, сколько про ленивые болельщицкие войны в комментариях. Еще в середине этого сезона многие воспринимали слова «Ленард — будущее «Сперс» как нечто довольно странное: какой там Ленард, ролевик со статистикой «12+6» при живом «Биг-3», какое еще будущее? Ровно так же когда-то с недоумением говорили и про Рондо: разыгрывающий из подвала драфта, совершенно без броска и с довольно ограниченными умениями в атаке, прятался в густой тени, которую отбрасывали титанические фигуры трех будущих холл-оф-феймеров. Самого Рондо, насколько можно судить, это вполне устраивало – нападения из засады всегда самые смертоносные...

Своеобразие Рондо многим мешает оценить его уникальные дарования в полной мере. Вокруг разыгрывающего «Селтикс» сложился целый комплекс стереотипов вроде классического «Кобе умеет только бросать через руки» или «У Леброна нет ничего кроме физики». Что ж, в этом отношении Рондо уверенно встал на одну ступеньку с великими. В сознании людей, которые нечасто смотрят игры «Бостона», Рэджон — слегка карикатурное воплощение принципа «true PG», человек, который предпочтет отдать передачу даже выходя на пустое кольцо. Как ни парадоксально, этот удивительный альтруизм и стремление заигрывать партнеров ставят ему в вину – странноватый термин «статистический читер» в отношении Рахона упоминается примерно так же часто, как в отношении Лава и, прости господи, Джей Джей Хиксона. Рондо, Лав и Хиксон! Гомер, Мильтон и Паниковский!.. Впрочем, своеобразие фигуры Рондо это колебание амплитуды от Леброна до Хиксона отражает довольно четко.

При этом воспетый Маяковским принцип «Пасуй всегда, пасуй везде, пасуй — и никаких гвоздей!» затмевает другие уникальные грани таланта Рэджона. Разыгрывающий невеликого росточка, который штампует трипл-даблы с непринужденностью молодого Джейсона Кидда, – вполне себе подтверждение тезиса, что размах рук и прыжок поважнее формальных росто-весовых показателей (пресловутый вингспэн у Рондо, кстати, весьма внушительный – хитрован Эйндж назвал руки Рондо «фрик-факторами»). То же самое относится и к его защите – даже тенденция Рэджона временами филонить в обороне не помешала ему четыре раза попадать в защитные пятерки.

Суровый и бескомпромиссный тафгай (именно про Рондо Шолохов написал «Мелкая блоха больней кусает»), победитель Криса Хамфриса, Рэджон сумел снискать своим характером уважение даже такого яростного воина как Кевин Гарнетт, который сыпал в адрес партнера восхищенными матюгами: «Рондо — это охренеть как серьезно». Рондо получил тяжелую травму в самый разгар блестящего сезона, когда уже даже упертые скептики начали признавать, что это теперь его команда (хотя и Пирс еще был Тем Самым Кэпом, и Гарнетт не был высохшей черно-белой мумией бруклинского образца). И все же вряд ли у кого есть сомнения в том, что этот парень... впрочем, уже не парень, а заматеревший мужчина с лошадиным лицом и огромными ручищами, преодолеет невзгоды и вновь поведет «Селтикс» в бой уже как полноправный лидер. Разумеется, если жестокосердый Эйндж не решит снова разрушить молодую-перспективную банду ради создания очередного «Биг-3»; но это уже совсем другая история.

Хладнокровие, жесткая неуступчивость и спокойный рационализм не в ущерб красоте игры (на это можно смотреть вечно), кажется, позволяют найти для Рондо довольно четкую дефиницию: Рэджон — это перевоплотившийся Джейсон Уильямс наших дней, который наконец понял, что стритбол — это красиво и весело, но чемпионом НБА можно стать только в баскетболе.

39. Джермейн О’Нил (1996/97 -н.в.)

Команда: «Портленд», «Индиана», «Торонто», «Майами», «Бостон», «Финикс», «Голден Стейт»

Количество участий в Матчах всех Звезд: 5 (2002, 2003, 2004, 2005, 2007; 2006 – выбран, но не сыграл из-за травмы)                            

Статистика: 13,2 очка, 7,2 подбора, 1,4 передачи, 1,8 блокшота, 1,9 потери, 47%-15%-71,5%

Количество участий в плей-офф: 14 (1997-2006 без перерывов, 2009, 2010, 2011, 2014)

В фильме Мела Гибсона «Апокалипто» злой индеец дал протагонисту обидное прозвище «Почти». Примерно так же можно назвать и одного из самых солидных игроков первой половины «нулевых» Джермейна О’Нила (далее по тексту — Дж. О., потому что каждый раз переключаться на английскую раскладку ради апострофа кажется мне ненужной тратой ресурсов организма). Дж. О. – хрестоматийный «Почти». Или еще можно его назвать «Не судьба». Или «Я думал, что будет вот так, а оказалось вот как». Или просто как в анекдоте: «Не шмогла».

Юный Дж. О. пришел в лигу, когда она начала стремительно молодеть — Кевин Гарнетт проторил в НБА дорожку амбициозным парням, которые вчера еще шевеля губами складывали в школе два плюс два, а сегодня уже перед тысячами зрителей ставили бессовестные данки через заслуженных ветеранов. Пример Гарнетта, конечно, не мог не вдохновлять, но он, как выяснилось, не был показателен. Если за Кобе «Лэйкерс» охотились целенаправленно, то «Портленд» явно выбирал лучшего из оставшихся (из заметных игроков позже Джермейна ушли только Илгаускас, Фишер и Бен Уоллес, который вовсе никому не понадобился).

У Гарнетта в «Миннесоте» практически не было конкуренции на «тройке»; Дж. О. с ходу попал в тяжеловесный, перегруженный классными «большими» «Портленд», которому не хватило чего-то неуловимого, чтобы стать всесокрушающей машиной. (Я говорю про команду, которую последовательно тренировали Пи Джей Карлесимо и Майк Данливи, и удивляюсь, почему они не стали великими чемпионами; боже, это все чертова жара). Клиффорд Робинсон, Сабонис, Шиди Уоллес, Брайан Грант, даже пожилой, но еще ого-го какой Детлеф Шремпф – сами понимаете, к каким отрицательным величинам стремились здесь шансы самого юного игрока лиги. Тот «Портленд» еще мог подарить Дж. О. не очень заслуженную «гайку» – но не сложилось. Это было первое «почти» в карьере Джермейна — но далеко не последнее.

В «Индиане» за повзрослевшего Дж. О. взялись всерьез — и сразу выяснилось, что в древовидном парне с лицом обиженного карапуза кроется потенциал элитного большого, который может разрывать противника на позиции четвертого номера, играть спиной к кольцу, как лучшие центровые девяностых, и вдобавок к этому великолепно защищаться (скажем, в сезоне 00/01 он занял первое место в лиге по количеству блокшотов). В 2002-м году Дж. О. был признан самым прогрессирующим игроком лиги, и это казалось только первой из множества наград, которые он получит в будущем. Болельщики «Индианы» именно в этом долговязом центре с непропорционально маленькой головой видели преемника Реджи Миллера. Джермейн им и стал. Почти.

Судьба Джермейна — богатое поле для фантазий любителей альтернативной истории: «А что, если...». Что, если бы не травмы, разрушившие колени центрового? Что, если бы не культовая драка с «Пистонс», после которой Дж. О. влетел на пятнадцать игр дисквалификации, заметно пал духом и доигрывал сезон как бы по инерции (как и вся перспективная «Индиана» в целом)? Это событие, безумный «bar fight», «Malice in the Palace», как будто послужило неким водоразделом между одним из самых важных игроков нулевых и хроническим травматиком с несоразмерным контрактом, которому каждый год прогнозировали скорое завершение карьеры. Срок дисквалификации после драки удалось скостить на десять игр, но злая судьба стребовала с Дж. О. должок — ни одного полного сезона в статусе звезды и «дифференс мейкера» он уже не провел и наконец был обменен в «Торонто» на довольно скромный пакет игроков и эмбрион Роя Хибберта.

После этого «потянулась тропа деревень»: Дж. О. таскал из команды в команду свои заржавевшие таланты, как Джанго из старого вестерна таскал за собой гроб на цепи, – и все время был как-то невпопад. Пресловутое «Почти». Из «Майами» он ушел ДО того, как они стали выходить в финалы, в «Бостон» пришел уже ПОСЛЕ того, как... Распоясавшиеся шутники вовсю зубоскалили на темы вроде «Труп Джермейна О’Нила обеспечил «Финиксу» очередное поражение». Однако сам Джермейн с невозмутимым детским лицом продолжает выходить на паркет в команде ПОЧТИ контендерского калибра – старый, переломанный, словно сшитый из частей тел мертвых баскетболистов, он выходит на свои 15-20 минут и приносит своей команде пользу, а мы с ностальгией вспоминаем того ПОЧТИ доминирующего центра, которым «младший О’Нил» был каких-то десять лет назад. 

Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Jim Rogash, Tom Pidgeon