4 мин.

Как прорваться в профессиональный футбол, ничего не видя одним глазом

Никита Киселев – о судьбе Эмре Азима, который запомнит матч с «Фенербахче» на всю жизнь.

Неделю назад «Фенербахче» в матче группового этапа кубка Турции обыграл «Тузласпор», клуб из второго дивизиона, представляющий пригород Стамбула. Победу гранду на 92-й минуте добыл Лазар Маркович. Ничем не примечательный результат, верно? Разве что намекающий на необычную для кубкового турнира схему розыгрыша. Но прицепом к сухим цифрам идут две истории.

Первая довольно локальна, но в общем и целом вполне типична. Футболисты «Тузласпора» добирались до «Шюкрю Сараджоглу» на общественном автобусе 500T. Его маршрут (в него входят 73 километра езды по городским районам и что-то около 60 остановок) не ведет к арене «Фенербахче», но руководство получило специальное разрешение. Отказ от клубного транспорта символичен. Тем самым «Тузласпор» попытался обратить внимание на несправедливость в распределении средств между большими клубами и командами из низших лиг, указать на грандиозное финансовое неравенство. Остроты акции добавил один из футболистов, по пути до стадиона сделавший предложение своей подруге. Та, чуть позже перезвонив, ответила согласием.

Вторая история – о человеческой судьбе и упорстве. За несколько минут до финального свистка в составе «Тузласпора» вышел 17-летний Эмре Азим. Атакующий полузащитник дебютировал в профессиональном футболе – буквально накануне встречи с «Фенербахче» Азим подписал первый серьезный контракт. Эмре смотрит на мир лишь правым глазом. Левый – тотально слеп.

Все началось, когда Эмре было два года. Старшая сестра делала уроки, он подбежал – в результате та случайно ткнула в глаз карандашом. Родителей не было дома. Испуганная девочка ничего им не сказала. Были повреждены сетчатка и роговица, глаз начал опухать. Спустя две недели в больнице заключили, что шансов спасти положение нет. Так Эмре потерял способность видеть левым глазом на 90%. Полностью он ее утратил в 9 лет, когда подрался с братом. Удар локтем – и наступила мгновенная слепота.

Сейчас Эмре не держит ни на кого зла. И мечтает на заработанные деньги установить протез. Но сперва юноша намерен купить матери большую квартиру в центре Стамбула. Женщина в свое время сумела договориться с директором местной школы, чтобы сын, которому из-за недуга полагалось специальное учебное заведение, учился наравне с другими ребятами. Эмре называет маму «маяком в море под названием жизнь».

Кстати, в одном из свежих интервью Азим рассказывал, что после матча с «Фенербахче» на него в интернете вышли два футболиста с предложением оплатить операцию. Парень горячо поблагодарил их, но все же отказался, решив во что бы то ни стало получить все собственным трудом.

Кажется, фамилия Азим подходит ему как нельзя лучше. В переводе с турецкого она означает «упорство», «настойчивость». В структуре «Тузласпора» он уже 6 лет – когда-то его приметил один из местных тренеров. В трех последних сезонах Эмре выступал за любительские подразделения, забив за это время 82 гола и отдав 36 голевых передач. По поводу дебюта высказался президент клуба: «Эмре сыграл против «Фенербахче» не потому, что не видит левым глазом. А потому что он хороший футболист. Благодаря ему все вновь убедились, что никакие преграды не мешают стать спортсменом». «Он заслужил это волей и борьбой. Цель футбола – не чемпионства, а единство и равенство», – добавляет Левент Аяз, одновременно член правления и пресс-секретарь «Тузласпора».

Реклама 18+

Случай Эмре Азима особенный, но не уникальный. В 1980-х за «Бешикташ» блистал Тугрул Шенер, тоже незрячий на левый глаз. Тугрул добрался до легендарного статуса. В родном городе Ялова в его честь установлен памятник и назван стадион. В Шотландии за «Рейнджерс» играет североирландец Дин Шилс. В 8 лет он повредил глаз, попав в аварию. В 2006-м Дин решился на операцию по удалению глаза – он начал вызывать сильные головные боли. К слову, Шилс провел больше десятка матчей за сборную.

«Для меня никогда не было проблемой то, что я не вижу одним глазом. Другим я вижу то же, что и мои соперники, и товарищи двумя», – утверждает Эмре Азим. И называет все, что с ним приключилось в последние дни, сбывшимся сном.

Сном, который он видел и видит так же отчетливо, как возможность принять мяч. 

Фото: facebook.com/emre.azim.3; hurriyet.com.tr; tuzlaspor.org.tr;