5 мин.

Негрозный вид. Как помочь судьям из России?

Фото: РИА Новости/Александр Вильф

В октябре 2012 года в этом блоге появился текст о том, чего в первую очередь не хватает русским судьям. В марте 2013 года, когда очередного арбитра погрузили в чан с нечистотами, а он сказал по этому поводу только четыре слова («Без комментариев» и «Без комментариев»), этот текст, как мне показалось, стал актуален вновь. За полгода изменилось только одно: если раньше судей обмазывали грязью после грубых ошибок, то теперь – даже после совершенно справедливых решений.

И виноваты в этом сами судьи.

Вот почему:

Давайте проговорим это еще раз: в чемпионате России-2012/13 полным-полно отличного футбола. Такого футбола было бы еще больше, если бы игрокам, решившим развлечь нас этой осенью, соответствовали судьи. Если до этих выходных для арбитров еще можно было найти какие-то добрые слова, то после матчей в Махачкале, Питере и Саранске испарились последние сомнения: судьи проваливают сезон.

О том, почему так происходит, можно написать пост такой длины, что вы сломаете колесико скролла на своей мышке. В нем будет сказано про отсутствие кадров, которых резко не стало после того, как звезды (Ивановы и Егоров) завершили карьеру. В нем мелькнет белоснежная улыбка стильного, но совершенно бесполезного Роберто Розетти. В нем появятся боссы некоторых клубов, которые даже в 2012 году продолжают заходить в судейскую на разговор, убирая охрану большим напором и маленькой ложью: «Да я на секунду – поблагодарить за работу!»

Мне же хочется сказать только об одной из причин. Я уже говорил о ней полгода назад, перебрасываясь письмами с президентом «Локомотива» и поклонницей всех российских судей Ольгой Смородской. Но заглянув вчера в статусы друзей, которые проводят выходные в компании ПСВ и «Валвейка», а не «Мордовии» и «Динамо», я хочу прокричать про эту причину вновь:

А-В-Т-О-Р-И-Т-Е-Т!

Русским судьям катастрофически не хватает авторитета, в том числе из-за этого им тяжело работать среди самодостаточных и самоуверенных игроков, многие из которых уже давно понимают только плеть. Однако заложить хотя бы пару кирпичей в этот авторитет можно простым решением сверху.

Не все пользователи Sports.ru в курсе, но судьям в России нельзя общаться с прессой (а значит и с внешним миром) – таково указание сверху. Что в таком случае мы знаем о нынешнем поколении судей? Ну, кроме того, что перед матчем они выходят на поле в обнимку с мячом, сосредоточенно слушают гимн России и монетой разрезают небо над капитанами играющих команд. Мы знаем, что они полтора часа бегают по полю, совершают за это время немало ошибок, а когда полтора часа подходят к концу, скрываются в подтрибунье, тихо покидают стадион и сидят в засаде до следующих выходных. Чтобы снова взять в руки мяч, послушать гимн и исполнить фокус с монеткой.

Все это время со всех вентиляторов страны в их адрес летят нечистоты. Если бы судья мог прокомментировать свою работу, объяснить, почему решил так, а не иначе, я уверяю вас: какие-то вентиляторы были бы выключены, какие-то – перешли бы в менее сильный режим работы. Но судьям запрещено общаться с прессой, поэтому все, что приносят на них винты разной величины и мощи, приходится впитывать. Подходящий имидж, чтобы судить игры долларовых миллионеров, чего уж там.

Русские судьи сделали все, чтобы раствориться среди типичных сотрудников ЧОПа – сомнительных мужчин, которые вряд ли будут полезны в экстренной ситуации и с трудом складывают слова в предложения

После матча «Зенит» – «Локомотив» арбитра Вилкова, который по ошибке удалил Шишкина, хотели разорвать все. Причем не только болельщики москвичей – судья испортил матч исключительного содержания и страсти, который приводил в бешеный восторг даже нейтральных зрителей. Если верить словам бывшего арбитра Игоря Егорова (он дружит с Вилковым), тот сразу после матча признал свою ошибку. Сказать об этом публично Вилков не мог. А представьте, если бы мог? Если бы просто извинился перед всеми, кому испортил зрелище? В России живут разные люди, но тех, кто умеет по-человечески реагировать на раскаяние, здесь до сих пор много.

Для сравнения посмотрите видео из того самого мира, где обитают ПСВ и «Валвейк», а не «Мордовия» и «Динамо».

Человека в галстуке зовут Бьорн Куйперс, он совладелец сети супермаркетов и футбольный арбитр. За час до того, как Куйперс надел этот галстук, он назначил липовый пенальти в матче «Венло» – «Фейеноорд». Сразу после игры он вышел в смешанную зону – ту самую, где еще недавно шлепали сланцами Кейсуке Хонда и Ахмед Муса – и сказал, что ошибся. Куйперс сказал, что нарушения не было, что ему жаль.

В этом поступке один-полтора процента героизма. Но даже он помогает судье формировать имидж, который крайне полезен в его работе. Имидж человека, который может ошибиться, но которому не слабо в этом публично признаться. Я уже не говорю о гимнастике для нервов и ума. Отвечая на не самые приятные вопросы, ты тренируешь свою психику, готовишь ее к тому, чтобы она не отказала в тот момент, когда у 60-миллионного бразильца из «Зенита» кто-то попытается отобрать мяч.

Одна из самых распространенных профессий современной России – охранник; по разным данным в этой сфере работают от 800 тысяч до 1,5 миллиона человек. За последний год русские судьи (не все, но многие) сделали все, чтобы раствориться среди типичных (к счастью, бывают исключения) сотрудников ЧОПа – сомнительных мужчин, которые вряд ли будут полезны в экстренной ситуации, которые с трудом складывают слова в предложения и которых не берут ни на одну другую работу. В российском футболе уже давно работают очень классные футболисты, в том числе из-за рубежа. Большая глупость, что порядок на их работе поддерживают не элитные охранники, а обычные вахтеры.

Я настаиваю: образ вахтеров должен быть разрушен. Во-первых, понятно, повышением квалификации. А во-вторых, выходом из подполья.

Русские судьи не должны жить жизнью изгоев. Они должны быть такими же светскими персонажами, как и все остальные участники процесса. Они должны курить кальян в тех же ресторанах, что и игроки. Они должны обнимать красивых девушек на тех же диванах, что и тренеры. Они должны приходить в телевизионные программы, болтать, спорить, рассказывать о себе, а после съемки тихонько и безуспешно выпытывать у редакторов номер Анны Кастеровой, как это делают и игроки, и тренеры, и даже президенты. Они должны вести твиттер и фейсбук. Они должны быть такими же людьми, как все.

Только тогда зритель позволит им ошибаться – так же, как позволяет это делать всем остальным.

И игрокам. И тренерам. И президентам. И самим себе.