6 мин.

Я рурский

Пара общих кадров и фокусов с главного матча выходных – «Бавария» – «Боруссия»

Кататься на доске в студеных и заснеженных Альпах Италии, пока в прочей Европе тепло и слякотно, – это удача. Очутиться по дороге домой в Мюнхене аккурат в день матча «Бавария» – «Боруссия» – удача еще крупнее. Проникнуть на такой матч – и вовсе сорванный куш. «Бавария» на каждой игре набивает 69-тысячную «Альянц-Арену» под завязку – несложно представить, каких размеров достигает конкуренция на места, когда в гости приезжает лучшая команда нынешней Бундеслиги. К счастью, на помощь приходит Анатолий Тимощук – экс-капитан «Зенита», трижды герой обложки журнала PROспорт и просто хороший человек.

Чтобы забрать у него билеты, в день матча надо выбраться на самую окраину Мюнхена. Отель Dolce, в котором «Бавария» квартирует накануне игры, отсылает к древнему прозвищу мюнхенского клуба – как еще должна называться гостиница, где готовит свои представления ФК «Голливуд»?

– Слушай, – спустившись в лобби в сопровождении крупного господина в галстуке, офицера по безопасности «Баварии», Тимощук протягивает мне три билета, – я не знаю, почему там ряд не указан. Сектор есть, место вроде тоже, а там, где ряд, – прочерк. Я эти билеты еле вырвал – ажиотаж сумасшедший…

Ажиотаж можно оценить, пробежавшись по Мюнхену за пару часов до игры. Над Старым городом будто рассыпали коробку с цитрусовыми – фанье «Боруссии» повсюду. Те, что одеты в актуальную дортмундскую форму, перекатываются по Мюнхену как лимоны, те, кто предпочитает салатовый винтаж, вполне сойдут за лаймы. Через несколько часов большинство их них вывалится на огромный 10-тысячный сектор «Альянц-Арены», а многие разлетятся по другим трибунам. Как, наверное, удобно пробивать золотой выезд в такой компактной и изрезанной прекрасными дорогами стране, как Германия.

Пусть от метро к стадиону будто подход к среднестатистической российской школе середины 90-х. Только вместо рюкзаков и мешков для сменки с символикой FC Bayern и BVB (признавайтесь, у кого были такие?) здесь футболки, шарфы да редкие флаги.

Пробравшись внутрь «Альянц-Арены», сразу удается понять, почему в вырванных Тимощуком билетах нет ряда, а места указаны одни и те же. Билетный отдел «Баварии» снабдил основного игрока проходками в самое интересное место – на фан-трибуну. Российские клубы продолжают соблюдать формальности и, продавая билеты активным болельщикам, пытаются рассадить их по местам. В «Баварии», хоть это и немецкий клуб, обходятся без буквоедства: купил фан-тикет – стой у любого места, которое успеешь занять.

Чтобы отхватить себе место получше, народ забивает фан-трибуну уже за тайм до стартового свистка. На поле в это время уже вовсю творится маркетинг. Самая агрессивная акция выталкивает на кромку поля группу лиц с навороченным оружием в руках. Специальные ружья заряжены громадными пластиковыми патронами, внутрь которых заправлены футболки «Баварии». Братва из коммерческого отдела палит по разным концам фанатской трибуны – гардероб самых расторопных болельщиков увеличивается на одну достойную вещь. Понятно, что не все методы борьбы за зрителя могли бы прижиться в России, но почему так не делают на наших стадионах? Скажем, маек «Я русский» на трибунах, возможно, стало бы чуть меньше, а клубных цветов – чуть больше.

«Альянц-Арена» – одна из тех европейских арен, где количество ультрас не превосходит количество стюардов и продавцов хот-догов. Парни, вскидывающие ладони к небу по центру этого кадра, – крошечный кусочек фан-сектора, который поет, бьет (в барабан) и скачет всю игру. Тысяча человек, возможно, меньше. Больше ультрас на этих трибунах нет.

Баварский суппорт оказывается тихим, почти немым – это главное впечатление от местного антуража. Лишь пару раз «Арена» заходится тягучей песней, но очень быстро затихает. В этот момент вспоминаешь, что находишься в Мюнхене – зажиточном, бюргерском городе, где люди совсем не стремятся быть громче. Тянуть пиво, жевать сосиски (они в стадионной закусочной чуть короче самурайского меча) и просто смотреть на поле – такой футбол по душе местным. Поэтому во всяческих фан-выкрутасах работяги из Дортмунда выносят хозяев в одни ворота. Сначала они мастерят у себя на секторе аппликацию, а со стартовым свистком раскрывают глотки и не закрывают до самого конца.

Одна из главных звезд баварского фан-сектора – тучный парень около 30. На нем весьма популярная на здешних трибунах джинсовка с логотипом Sudkurve и сотня – в буквальном смысле – аксессуаров. На обеих руках повязано по десятке шарфов, а кроваво-красная альпийская шапка изрешечена клубными значками. К началу матча он уже подшофе, в перерыве – пьян, во втором тайме – пьян совершенно. Повернувшись к полю задницей, парень высматривает в верхних рядах какого-нибудь беднягу, чтобы поговорить по душам. Я хочу спросить у него, как изменится тактический рисунок «Баварии» после замены Луиса Густаво на Тони Крооса, но в последний момент почему-то передумываю.

Пиво – главный допинг местных зрителей. Народ пьет до, во время и после игры. Мой сосед по трибуне Матиас, чуть пошатываясь, закусывает очередной стакан пива мармеладом Haribo и аккуратно толкает меня в бок:

– А вы откуда?

– Из России.

– Ого, уверены?

– Ага. Были проездом, решили зайти.

– О, вы попали на очень хороший матч: «Бавария» играет с лидером чемпионата, – Матиас делится эксклюзивной подробностью, которую нельзя не поставить в этот репортаж.

Хмель – а под ним тут полным-полно народу – никак не конвертируется в агрессию. Фанаты «Боруссии» и в городе, и в окрестностях стадиона трутся рядом с болельщиками «Баварии» и совершенно не опасаются за собственное здоровье. Здоровье это не портят себе даже те, кто, рассосавшись по хозяйским трибунам поодиночке, бьется в экстазе после голов Барриоса, Шахина и Хуммельса. И только два экстремала, забредшие на мюнхенский фан-сектор в цветах «Боруссии» (очевидно, перекупили билеты у кого-то из местных), после третьего гола почти получают по голове от взбесившегося фана «Баварии».

– Иди сюда! Сюда иди! – орет он им, пока его оттаскивает охрана. Остальные болельщики, пошатываясь так же, как и Матиас, не трогают чужаков – только с завистью наблюдают. Так и осталось непонятным, что же в Германии такое особенное – пиво или законы.

Наблюдать за игрой к тому времени становится малоинтересно. Тайм-блокбастер сменяется довольно скучной второй половиной. «Боруссия» совершенно заслуженно добегает до победы – как расскажет потом наш сайт, первой в Мюнхене с 1991 года.

Как расскажет официальная заявка «Боруссии», примерно в это время Лукас Барриос собирался пойти в школу, Нури Шахин, Матс Хуммельс и Кевин Гросскройц вовсю учились пользоваться горшком, а Марио Гетце и не думал появляться на свет. Кишащая суперзвездами «Бавария» не смогла ничего сделать с молодой, но очень обученной командой Юргена Клоппа. Причем не только в этом матче – кому «Бавария» отдаст немецкий титул этой весной, уже давно нет никаких сомнений. Поэтому окрас мюнхенского стадиона в этот вечер имел особый подтекст.

«Альянц-Арене» за своих было стыдно.

Подписаться на блог