12 мин.

Натуральное окрашивание. Бразильцы и русский мини-футбол

В воскресенье в Хорватии подойдет к концу Евро-2012 – только по тому футболу, который играют не на траве, а на паркете. В минуты когда сборная России прорывается в финал, Юрий Дудь достает из архива журнала PROспорт интервью с одним из самых известных ее игроков – Сирило. Прочитав его, вы удивитесь, что мини-футболист может получать один миллион рублей в месяц, и поймете, с кого надо было брать пример Веллитону.

ПОЗДНЕЙ ОСЕНЬЮ 2007 года теплый город Порту стал свидетелем дивной картины. Мини-футбольная сборная России только что отскрипела на паркете местного Дворца спорта и награждалась бронзовыми медалями чемпионата Европы. Среди тех, кто примерял на шею пятаки ржавого цвета, было двое смуглых парней с не самыми распространенными в России именами. Сирило и Пеле Жуниор — два бразильца, которые отыграли тот турнир за Россию. Какая-то часть европейской публики в тот вечер впервые узнала: глобализация добралась и до той страны, которая совсем недавно была скрыта от остального мира железным занавесом.

Спустя три года Сирило встречает PROспорт на пороге своей просторной квартиры на юго-западе Москвы: «Раньше я жил на Островитянова. Но там беда с парковкой. Приезжаешь после матча — и час ищешь, где оставить машину. Поэтому я попросил клуб найти дом с подземным паркингом и переехал сюда, на Коштоянца». Все эти подробности были бы совершенно не интересны, если бы не один факт: Сирило Тадеус Кардозо Фильо говорит все это на слегка корявом, но вполне понятном русском языке.

Сирило рос в Сан-Паулу, болел тоже за «Сан-Паулу», регулярно ходил на стадион, а в свободное от развлечений время работал мини-футболистом. Переезд в Россию случился в 2003 году, когда Сирило согласился на предложение Евгения Ловчева — тогда еще не радикального телеэксперта, а президента и главного тренера мини-футбольного «Спартака».

— Раньше была команда «ГКИ-Газпром», там играл бразилец Жилберту. Он меня и нашел в Бразилии, позвал в «Спартак». «Чемпионат, — говорит, — хороший, деньги тоже». Два раза я не думал — сразу ответил «да». Это было интересно. Ну и деньги — это, конечно, важно…

Деньги — это ежемесячная зарплата в $4500; столько Ловчев платил привезенным в команду бразильцам. Спустя семь лет Сирило входит в число самых высокооплачиваемых игроков чемпионата и, по неофициальной информации, зарабатывает около $400 000 в год. Рост жалования логичен. За это время Сирило успел поменять «Спартак» на «Динамо», выиграть кучу клубных трофеев, получить российский паспорт и изрядно пошуметь с новой сборной на международных турнирах.

— Зарплаты мини-футболиста в Бразилии не такие уж и маленькие — $2000. Конечно, есть Фалькао, который получает $50 000–60 000 в месяц. Но вообще все бразильские футболисты хотят в Россию. Причина — деньги, конечно. Хотя многих привлекает и безопасность. В России по улицам можно гулять с золотой цепочкой и не бояться, что кто-то захочет у тебя ее отнять. В Бразилии все гораздо опаснее.

— Что самое сложное в жизни в России?

— Язык. Не еда, не зима, а именно язык. Я такой человек, что все люблю делать сам, без переводчиков и помощников. Когда я играл в «Спартаке», бразильцев было трое — у переводчика было полно работы, он часто бывал занят. Я купил книгу и начал учить. Сначала выучил то, что нужно по работе, — «мяч», «пас» и все такое. Потом стал заниматься с преподавателем. Через два года я уже читал российские газеты.

— Большинство футболистов развиваются только физически и ничего не хотят вкладывать в голову, — говорит генеральный директор «Динамо» Галина Данилкина. — Сирило — исключение. Во-первых, он хорошо закончил школу. Во-вторых, его жена Лижиа заставляет его развиваться. Он все время читает, чем-то интересуется. Четыре года назад мы поехали на сбор в Испанию, жили на базе мадридского «Реала». Вечером я спустилась в холл и увидела Сирило, читающего толстенную книгу. Подсела и спрашиваю: «Что читаешь?» Он показал обложку — «История Великой Отечественной войны. Сталинградская битва». Книга на русском языке! Да, было тяжело, да, читал потихонечку, но читал! Сегодня можно утверждать: это русский бразилец.

ЛИЖИА – СТРОЙНАЯ белая девушка, упрятывающая в духовку болу — бразильский пирог, затеянный специально к приходу гостей. По огромной — метров 35 — студии мельтешит кудрявый паренек в форме «Челси» — Энри, четырехлетний сын Сирило. Мою восторженную реплику насчет того, что паренек очень похож на Робинью (тот, кстати, тоже чуть было не оказался в «Челси» позапрошлым летом), Сирило встречает натянутой улыбкой, а Лижиа возмущенным: «Робинью? Нет! Нет!» Какой конфуз: оказывается, Робинью — это не только чернобровый из футбольного «Милана», но и приятель семьи Сирило из мини-футбольного клуба «Газпром-Югра».

— Чем кормит тебя дома жена? — с разрешения хозяев я заглядываю в холодильник. — Ни сметаны, ни кефира я у тебя не вижу.

— Зато есть вот это! — радостный Сирило достает из бара бутыль «Русского стандарта». — Но это так, для гостей… Дома я ем бразильскую еду. А когда в гостинице, обожаю суп. Борщ, например. Но он не русский, он украинский, да? Все равно люблю. Солянка — тоже ничего. Люблю блины. Со сметаной и с таким красным… Нет, не икрой… С вареньем! Это просто сумасшествие. А так из Бразилии мы возим фасоль. 20 кг вполне хватает на целый год. Я не знаю бразильцев, которые не любят фасоль. Хотя, конечно, наша еда не самая полезная. После нее очень хочется пить, и все пьют холодное пиво. Вот потом и становятся большими.

— Когда-то в России играли Жоржинью и Шоко. В каждом было килограмм по 10 лишнего веса, но играли отменно.

— Поэтому мини-футбол и интересно смотреть. Можно быть большим и толстым, но здорово играть. Техника — она из детства. Мы всегда играем на улице. И всем, что подвернется. Например, делали мяч из носков. Когда были маленькие, на мяч не было денег. Все приносили из дома носки, и мы их связывали — получался мяч.

Какую бы симпатию ни вызывал этот парень, не стоит думать, что в сборную России он попал за любовь к исторической литературе и блинам с повидлом. Когда «Динамо» устраивало своей звезде российский паспорт, оно руководствовалось тем же мотивом, что и футбольный «Спартак», проталкивающий сейчас Веллитона в сборную Дика Адвоката. Мотив — обойти лимит.

— Когда тебе предложили гражданство?

— Это было пять лет назад. По правилам, играть могут только три бразильца, а у нас было пять. Вот мне и предложили паспорт. Я не думал два раза. Время показало: я был прав. Я играю в сборной, все об этом говорят. Это же необычно — парень из Бразилии в сборной России.

— Никакой необходимости усиливать сборную даже такими действительно качественными звездами нет, — говорит Аркадий Белый — чемпион Европы 1999 года, а ныне директор удивительной мини-футбольной команды под названием КПРФ. — Я считаю, сегодня в России прекрасное поколение игроков, которые также могут защищать цвета сборной. Впрочем, это не меняет отношения к Сирило как к футболисту. Он один из лучших игроков в стране — это безусловно. Причем от всех бразильцев его отличает то, что он большой работяга. Качественных игроков среди них много. Тех, кто реально пашет и повышает свое мастерство, — мало. Сирило в этом плане можно ставить в пример.

Спрятав в карман паспорт с двуглавым орлом, Сирило вполне успешно отработал в сборной и подтянул ее к элите. На Евро-2007 она взяла бронзу, а на ЧМ-2008 добралась до полуфинала, где на равных бодалась со сборной Бразилии.

— Шансов попасть в сборную Бразилию у тебя не было?

— Со студенческой сборной Бразилии я выиграл чемпионат мира. За национальную играл в неофициальных матчах. После переезда в Россию попасть в сборную было тяжело. Тренеры тогда вызывали только тех, кто играл в Европе. На Россию они смотрели и думали: «Не, не надо. Слабый чемпионат…» Сейчас все по-другому. Фернандинью из «Динамо» и Шуша из «Тюмени» — это игроки сборной Бразилии.

— На ЧМ-2008 у России был матч с удивительной сборной — Соломоновых островов.

— О да! Не понимаю, как эта команда попала на чемпионат мира. Она очень, очень слабая. Это еще хуже, чем вторая лига чемпионата России. Правда, играют доброжелательно. Не бьют, не грубят, улыбаются. Мы выиграли 20:0 (на самом деле 31:2. — ПРОспорт). Кажется, люди после таких поражений должны быть хотя бы расстроены, но эти были просто счастливы. После матча фотографировались с каждым из нашей команды. А некоторые у меня даже попросили автограф.

— КАК ТЕБЯ ВСТРЕЧАЛИ в сборной, когда ты в нее только пришел? С холодом?

— Не-е-е. Было необычно. Но чувствовал я себя просто: играть мне надо еще лучше, чем я могу. Все ребята на меня смотрят и ждут, что, раз меня взяли, играть я буду очень хорошо… Надо мной шутили, но все по-доброму. У меня в сборной есть друг Костя Маевский. «Бразилец в сборной России?! — говорил он. — Это невозможно!»

— Как реагируют на тебя пограничники в «Шереметьево-2»?

— Раз 10–15 смотрят то на меня, то на паспорт. Не верят, что он настоящий. Иногда спрашивают: «И где ты его достал?» Хотя сейчас привыкли.

— Стоит ли Веллитону — нападающему из большого футбола — обзавестись таким же?

— Если это возможно — стоит.

— Как его встретят болельщики?

— Если будет забивать каждый матч — отнесутся нормально. А если будет играть и не забивать, будет неприятно.

— В большом футболе бразильцы меняют гражданство в обмен на серьезные денежные компенсации. Тебе тоже платили?

— Нет. Я сделал это абсолютно бесплатно.

Гендиректор Данилкина детализирует:

— Это был взаимовыгодный шаг. Когда мы делали паспорта Сирило и Пеле Жуниору, мы говорили им: выступать за сборную значит играть больше матчей. В мини-футболе, как и в большом футболе, за них платят премиальные, так что это дополнительная оплата труда. Кроме того, мы поменяли условия контракта — не только им в плюс, но и нам. Чтобы эти уже российские специалисты от нас не ушли, мы заключили с ними контракт на более длительный срок. И, разумеется, улучшили условия футболистов.

— Перед тем как получить паспорт, Сирило жил в России всего пару лет. Ему давали гражданство по особому случаю?

— Да, гражданство дается указом президента. Там есть огромное количество ограничений. Очень много документов, справок, человек изучается вдоль и поперек. Если вы хотите знать мое мнение, я за натурализацию. Это давний и понятный опыт всех стран. Да, нужны ограничения по составу, чтобы это не привело к ситуации как в сборной Италии — в свое время они стали чемпионами Европы, когда из 14 игроков у них было 13 бразильцев и один итальянец. Делать так не надо, но и не надо стесняться привлекать лучших. Это даст новые медали и призы для нашей страны.

— «Динамо» — ведомственный клуб. Как начальники из органов реагировали на то, что их клуб натурализует бразильцев?

— Они были только за. Люди, реально болеющее за страну, понимают: чтобы развивать футбол, нужно что-то делать. К сожалению, с развалом Союза потеряно время по взращиванию собственных игроков. Сейчас мы в этом плане где-то на середине пути. Поэтому надо приносить что-то новое. В первый год, когда мы привезли Жоана, Мерсинью и Пеле, уровень остальных футболистов «Динамо» уже за два месяца вырос просто невероятно. Например, Константин Маевский, будучи просто средним игроком, поиграл с бразильцами и вышел на совершенно другой уровень, стал лучшим бомбардиром команды. Да вы спросите футболистов. Одно дело — играть междусобойчик, другое — интересный турнир с яркими личностями.

КОГДА БОЛУ ГОТОВ и уже получил первое ранение столовым ножом, Сирило предлагает гостям чай. Я выбираю самый красивый пакетик, исписанный португальскими каракулями. Лижиа замечает это, когда моя чашка чая уже пуста. «Ой, — неловко хихикает она. — Я забыла сказать, что это чай для кормящих мам — помогает, чтобы молока было больше. Я его пила, когда кормила Энри». Отлично, за «Домиком в деревне» после работы можно не заходить.

— Самый необычный город России, в котором ты бывал? — спрашиваю Сирило.

— Санкт-Петербург. Красиво. Мы с семьей три или четыре раза ездили туда просто на экскурсию. Ездили в Петергоф, в… как это… (окликая жену) Лижиа, куда мы еще ходили? Точно — в Эрмитаж, картины смотрели. Я в них ничего не понимаю, но было интересно.

— Все темнокожие спортсмены, работающие в России, жалуются на расизм. Ты тоже?

— У меня ничего такого не было ни разу. Болельщики в мини-футболе — это совсем не то, что в большом. В большом — фанатики, а у нас — спокойные, в основном сидят и просто смотрят. На улице тоже никаких проблем. Я спокойно гуляю со своей семьей, хожу по ресторанам и ничего не боюсь. Все всегда в порядке. А расизм — он и в Бразилии есть.

— Чего в России больше всего не хватает?

— Самбы-погоджи. Хотя бы мест, где ее играют. Сейчас открыли бразильский ресторан на Арбате. Хорошее место, но пока там самбы нет. Раньше ее играли мы — бразильские мини-футболисты из «Динамо» и других клубов. Вылезали на сцену и брали в руки инструменты. Я еще с юности хорошо играю на банджо — вон оно в углу стоит. Пулу и Лукаяна сажаем за барабаны, Сезинья и Фернандинью за пандейру, остальные поют и хлопают в ладоши… Но сейчас в ресторане сменился директор, и выступать он нам больше не разрешает.

— Вещь, которую за семь лет ты так и не понял в России?

— Дороги. Нет, я все понимаю, в Сан-Паулу тоже есть пробки. Но у нас улицы маленькие, а в Москве огромные проспекты. Если дороги такие большие, почему они все равно стоят?

Берег мечты

Легионеры из Бразилии появлялись в российском мини-футболе и в 90-х, но к 2010 году они заполнили собой премьер-лигу так же, как трудовые мигранты — Москву. В пяти из 11 клубов суперлиги играют от двух до пяти бразильцев, в «Тюмень» и «Югру» из Бразилии даже выписали главных тренеров.

Сразу пять бразильцев в разное время привлекались в сборную России. Сирило и Пеле Жуниор в 2007 году привезли бронзу с Евро-2007, на ЧМ-2008 к Сирило присоединился Пула, ставший лучшим бомбардиром турнира. Перед Евро-2010 в сборную были вызваны Робинью и Эдер Лима, однако группа неизвестных, объединившихся под вывеской «болельщики мини-футбольной сборной России», написала письмо министру спорта Виталию Мутко, в котором высказала тревогу по поводу постоянной натурализации игроков. На Евро-2010 поехали только Сирило и Пула.

На Евро-2012 за Россию играют уже три бразильца – к вечным Сирило и Пуле присоединился вратарь Густаво.

Журнал PROспорт #2 – без Сирило, зато с Джоковичем, Оздоевым и Это’О – уже в продаже

Подписаться на блог