6 мин.

Мутко снова президент РФС. И что теперь?

И до, и после выборов многие коллеги радовались: как классно, что есть альтернатива. 65 процентов за Мутко против 35 процентов за Газзаева – вот это действительно политическая борьба, вот это действительно оппозиция! На самом деле эти выборы были не меньшей тоской, чем те, что вбросили в нашу жизнь неделей раньше. Потому что субботний выбор в РФС – это как выбор между недержанием и клептоманией; и то, и то плохо – просто по-разному. Единственное хорошее, что в этих выборах было – кто-то из кандидатов точно должен был проиграть.

Проиграл Валерий Газзаев, великий тренер и невеликий менеджер. Для всех, кто помнит, как он погубил «Аланию», как продвигал Объединенный чемпионат России/Украины и какую оторванную от реальности программу представил, это, конечно, радостная новость. Но радости, конечно, никакой.

Итак, что значит переизбрание Виталия Мутко?

1. Что он больше не министр спорта России

Это стоит считать, скорее, прогнозом, чем инсайдом, но все же: еще чуть-чуть – и руководить всем русским спортом Мутко перестанет. Есть разная информация, когда об этом станет известно (многие ориентируются на 12 октября, когда во Владимире пройдет президентский совет по спорту), но то, что это произойдет, – точно.

Почему Мутко снимут только сейчас? Потому что руководитель страны, тасуя чиновников, давно следует простой силовой логике: если прямо сейчас убрать того, кем недоволен народ, это будет прогибом; если убрать чуть позже – эффективным менеджментом. Допинговая история чуть-чуть утихла, поэтому самое время менять того, кто в эту историю влип. Главное – успеть до новых публикаций Макларена, Родченкова и прочих западных партнеров.

Почему, несмотря на все косяки, в Мутко продолжают верить и отдают ему главный вид спорта страны? Летом коллеги из «Медузы» подготовили отличную биографию Виталия Мутко. В ней есть замечательная деталь, который снимает часть вопросов:

Один из собеседников «Медузы» рассказывал, что однажды к президенту обратился один из губернаторов с просьбой поддержать проект, связанный с футболом. Владимир Путин ответил, что футбола в России нет. Губернатор удивленно сказал — как же, вот Мутко же есть? На что президент якобы ответил: «Мутко в России есть, а футбола в России нет».

2. Что рядом будут те же люди

Обратите внимание, кто был за Виталия Мутко на этих выборах – я про двух кандидатов, которые сняли свои кандидатуры в пользу действующего президента. Зачем им вообще нужно было выдвигаться? Говорят, что еще накануне выборов не было понятно: дадут ли на самом верху Мутко добро на кресло президента РФС. Если бы в Кремле решили, что переизбрание Мутко может поставить под угрозу ЧМ-2018 (допинг, WADA, все дела), его бы притормозили и для этого пригодились бы лояльные, но альтернативные кандидаты вроде Сергея Прядкина и Игоря Ефремова. Не пригодились, хотя и сработали в одной команде – взяли самоотвод в пользу босса.

Сергей Прядкин, если кто-то забыл, руководит премьер-лигой девять последних лет. Решите сами, стала ли она за это время современнее, популярнее и лучше.

3. Что бизнеса будет еще меньше

Пока в туалете отеля, где проходили выборы президента РФС, сотрудники спецслужб освежали воздух, многие не заметили: в новом Исполкоме не будет Сергея Галицкого. Исполком, если кто-то не понимает, это что-то типа совета директоров РФС – собрание серьезных мужчин, которые принимают решения по всему, что более или менее важно в русском футболе. Галицкий, если кто-то забыл, это человек из бизнеса (не государственного, а вполне себе настоящего), который менее чем за десятилетие на свои деньги построил отличный футбольный клуб, гигантскую футбольную академию и новый футбольный стадион на 33 000 человек.

Вы тоже заметили: стратегия Галицкого в общении с внешним миром в последние пару лет – полная закрытость; интервью он дает очень редко и только по узкофутбольным вопросам (офсайды, навесы, подолжительность тренировочных сборов), без всякой политики; установка – не высовываться, делать хорошие дела и не раздражать тех, кто к этим делам может приревновать. Грустно, но логично.

Поэтому я вполне допускаю, что Галицкий сам в этот Исполком совершенно не стремился, но все равно фиксирую: экс-тренер Гершкович и депутат от ЛДПР Лебедев в совете директоров РФС будут, а человек, который давно и, кажется, толково вкладывает в футбол собственные миллионы, – нет.

4. Что бизнес вообще-то и не нужен

Как это бывает в межсезонье? Виталий Мутко во время одного из своих регулярных выступлений на «Матч ТВ»:

«У нас нет экономической основы футбола, все сидят на бюджетах; первый и второй дивизион еле дышат. Много проблем…» 

«Более того, я вам так скажу: если футбол будет рыночным, если будет зарабатывать, как в Англии отчасти, мы и лимиты не будем делать, и ничего не будем делать».

Как это бывает на финише предвыборной гонки? На этом видео – короткий спич Андрея Соколова, когда-то – ближайшего соратника Николая Толстых, а сейчас большого поклонника Виталия Мутко, а также президента ПФЛ (это там проводят турнир второго дивизиона и сжимают зону «Восток» до 6 – ШЕСТИ – участников). Пара тезисов Соколова во время его агитации:

»...когда мы навязываем общественности точку зрения, что должны зарабатывать и так далее. Но в Советском Союзе были результаты – спортивные и футбольные. Кто содержал спортсменов? Конечно, государство, народные деньги. Почему не частный бизнес? Его просто не было. Но результаты-то были... Это плюс, что министр спорта является частью нашего футбольного сообщества».

«...зачем вводить людей в заблуждение и навязывать журналистскому сообществу, что мы еще должны как-то зарабатывать в этих сложных условиях?»

«Я хочу, чтобы вы – и клубы, и региональные федерации – поддержали Виталия Леонтьевича Мутко как президента Российского футбольного Союза».

Делать так же, как в Советском Союзе? Ок.

5. Что другого президента РФС у нас для вас нет

Для идеального мира Виталий Мутко, руководящий футболом, это, конечно, плохо. Для сегодняшней России – это тоже плохо, но лучше всего остального. Главное профессиональное качество того, кто рулит такой индустрией, – это не умение придумывать/создавать/продавать, главное качество – доступ к телу первого лица. У Мутко этот доступ есть (см. пункт 1), и это делает его эффективнее любого другого претендента.

Этот же доступ – объяснение, почему лучше на посту президента РФС сейчас ни у кого не получится. Главная проблема с высокими постами русского спорта – в том, что его обладатели отчитываются только перед Владимиром Путиным, боятся только Владимира Путина и слушают только Владимира Путина. Исполкомы, игроки, болельщики – все это не имеет значения. И если бы на этой позиции появлялись любые другие кандидаты – хоть Сергей Капков, хоть Сергей Галицкий, хоть, извините, Николай Толстых – это значило бы, что они принимают те же правила игры.

Но это – игра, в которую невозможно выиграть.

Фото: Коммерсантъ/Дмитрий Азаров; РИА Новости/Максим Богодвид, Алексей Филиппов