11 мин.

«В некотором смысле ДТМ профессиональнее «Формулы-1»

Двукратный чемпион ДТМ Тимо Шайдер рассказывает о трудном для «Ауди» прошлом чемпионате и своих ожиданиях от грядущего сезона и российского этапа, а также почему он поддерживает введение технических новинок и считает ДТМ лучше «Формулы-1».

Тимо Шайдер

Гонщики ДТМ в большинстве своем – открытые и приятные в общении люди. О Тимо Шайдере так можно сказать с полной уверенностью – один из самых опытных и успешных пилотов серии, несмотря на свою известность, всегда найдет время для общения с болельщиками и журналистами. Так было и во время предсезонных тестов в Барселоне: мы договорились об интервью, и после брифинга с инженерами Тимо сам подошел ко мне, извинившись за то, что заставил ждать, после чего подробно ответил на мои вопросы.

Итак, вашему вниманию – большое интервью с двукратным чемпионом ДТМ для российских болельщиков, в котором 34-летний немецкий пилот «Ауди» рассказал о трудностях прошлого года и своих ожиданиях от грядущего сезона, а также, почему он поддерживает введение технических новинок и считает ДТМ лучше «Формулы-1». Но начали мы наш разговор, разумеется, с темы предстоящего дебюта знаменитой «кузовной» серии на трассе Moscow Raceway…

– Тимо, первый вопрос: ваши ожидания от грядущей в августе премьеры ДТМ в России?

– Прежде всего, это отличная возможность для нас посетить Россию и получить новые впечатления. Кстати, я смогу побывать в Москве еще до этапа – через несколько недель я приму участие в PR-мероприятии (оно запланировано на 1 июля, – прим С.Б.), смогу посмотреть город и трассу. Будет интересно увидеть автодром живьем, поскольку пока что я видел только его только на схеме и по телевизору. Насколько я знаю, первые международные гонки на Moscow Raceway в прошлом году собрали приличное количество зрителей, а значит, интерес к автоспорту есть. Россия – не только интересная страна, но и важный рынок для автопроизводителей. Насколько мне известно, автоспорт в России находится на подъеме и этап ДТМ – это возможность продемонстрировать отличную гоночную серию в хорошей стране. Я с большим интересом жду визита в Москву.

Тимо Шайдер

– Прошлый сезон был очень трудным для «Ауди» в целом и для вас в частности. В чем была проблема?

– Да, без вопросов, прошлый год стал для всей нашей команды очень сложным. И у меня лично сезон сложился скверно. По ходу чемпионата мы мучились со множеством проблем. К счастью, незадолго до окончания сезона мы, наконец, смогли понять причину. Очень важно, что ответы на все наши вопросы мы получили до зимней паузы. Это позволило с оптимизмом уходить на каникулы. После всех трудностей прошлого года в межсезонье я постарался обдумать каждую мелочь, которую могу изменить в своей жизни, чтобы стать сильнее.

Наша цель – победить «БМВ» и «Мерседес». Однако в этом году это будет сделать еще труднее, ведь у «БМВ» теперь восемь машин

Думаю, мы движемся в верном направлении. Вероятно, у нас по-прежнему не самая конкурентоспособная машина, но ДТМ – это очень сложный чемпионат. Поэтому перед сезоном-2013 мы постарались улучшиться во всем: мы изменили структуру команды, внесли изменения в состав инженеров и техников. Другими словами, мы в целом переосмыслили наш подход к гонкам. Мы постарались во всем добиться небольших изменений, и, надеюсь, это работа принесет свои плоды, и грядущий сезон сложится для нас лучше предыдущего.

Технический регламент заморожен, мы не можем вносить кардинальных изменений в конструкцию машины, поэтому важно использовать каждый миллиметр свободного пространства, в котором позволяют действовать правила. Я настроен оптимистично: считаю, что нам удалось отыграть несколько десятых. В любом случае, наша цель – победить «БМВ» и «Мерседес». Однако в этом году это будет сделать еще труднее, ведь у «БМВ» теперь восемь машин. По моему мнению, именно у этих ребят в прошлом году был лучший автомобиль.

– С другой стороны, у «Мерседеса» теперь всего шесть машин и много молодежи…

– Да, это так, но у них есть очень сильный лидер – Гэри Паффетт. Так что, думаю, оба конкурирующих с нами производителя будут сильны в этом году.

На финальных предсезонных тестов Шайдер не избежал технических проблем...

– Вы сказали, что в конце прошлого сезона разобрались с проблемой в машине. Что именно было не так?

– Сложно объяснить и, пожалуй, я не смогу этого сделать. Отмечу лишь, что я имел в виду проблему конкретно с моей машиной. С самого начала мы выбрали неправильное направление работы, но как только нам удалось разобраться, ко мне снова вернулась прежняя уверенность, я выиграл поул в Зандворте и затем постепенно сокращал отставание от своих партнеров. Как я уже сказал, нам повезло, что мы смогли разобраться в проблеме.

Но в целом, конечно, «Ауди А5 ДТМ» была не самой быстрой машиной в прошлом году. Но мы должны приложить максимум усилий, чтобы вновь добиться успеха. В спортивной истории «Ауди» очень много славных страниц – и в гонках прототипов, и в ГТ, и, конечно, в ДТМ. Поэтому прошлый сезон стал для нас настоящим холодным душем. Это поражение далось очень нелегко, все были очень подавлены. Очень важно вернуть всем членам команды мотивацию и уверенность. Этим мы и занимались в межсезонье, и я доволен достигнутым результатом – на лица членов нашей команды снова вернулись улыбки, и все мы позитивно настроены на будущее и с нетерпением ждем старта сезона.

До первой гонки говорить о расстановке сил бессмысленно. Результаты на тестах не говорят ни о чем. Главное здесь – собрать как можно больше информации. Посмотрим, но у меня хорошее предчувствие. Я серьезно готовился к этому сезону, проводил изнурительные тренировки, и сейчас моя форма на очень хорошем уровне.

– Ваше мнение о двух нововведениях этого сезона: опциональном типе шин и системе DRS?

– Думаю, не открою тайны, что с обгонами были проблемы. Часто складывалась ситуация, когда после пит-стопов гонка превращалась в процессию. Поэтому всем было ясно, что нужно попробовать что-то изменить, чтобы облегчить возможность обгонов. Это и призваны сделать две новинки – опциональный тип шин и система DRS. На каждом этапе у нас будет по одному комплекту мягкой резины, который нельзя использовать во время тренировки и квалификации, но во время гонки его применение обязательно. Безусловно, это сделает гонки интереснее и разнообразит стратегию.

Audi RS 5 DTM под управлением Тимо Шайдера на тестах в Хоккенхайме

Кроме того, теперь на каждом этапе у нас будет всего одна тренировка, во время которой придется работать как над квалификационными настройками, так и над гоночными регулировками, ведь после квалификации будет действовать правило закрытого парка. С одной стороны, можно сделать ставку на квалификацию, побороться за первые ряды стартовой решетки, но не факт, что это принесет успех в гонке. Так что в этом году многое изменится в самом подходе к работе во время гоночного уик-энда. Самым главным будет за одну тренировку найти оптимальные настройки, которые позволят быть стабильным по ходу всей дистанции гонки, а также принимать правильное решение с моментом перехода на опциональный тип шин.

Сложности добавляет и то, что до старта сезона у каждого пилота всего по два комплекта мягких шин для тестов, так что возможностей для полной адаптации совсем немного. Но все в равных условиях, и я приложу все свои силы для достижения успеха. Надеюсь, нам удастся выбрать верное направление. Но главное, что эти нововведения пойдут на пользу зрелищности гонок, так что зрителям наблюдать за соревнованиями станет еще интереснее – в этом сомнений нет.

– Значение стратегии пит-стопов теперь должно возрасти?

– Да, безусловно. Теперь у нас будет куда больше пространства для выбора различных стратегий. Не удивлюсь, если в этом году пилоты, стартующие из второго десятка, за счет правильной стратегии в итоге окажутся на подиуме. Будет очень интересно, я очень заинтригован, потому что никто не знает, чего ожидать. А вообще здорово, что в ДТМ появляются эти нововведения – пришло время что-то менять.

Тимо Шайдер, выиграв два титула, вписал своё имя в историю DTM

– Какой момент из своей карьеры вам наиболее памятен?

– У меня было немало славных моментов, но, пожалуй, в первую очередь я бы выделил мою самую первую победу в ДТМ. До этого я испытывал чудовищное давление – все вокруг говорили, что я хороший гонщик, но при этом мне никак не удавалось выиграть гонку. И, наконец, в Ошерслебене в 2008-м я смог победить – это были потрясающие эмоции, словно гора с плеч упала. Затем я выиграл чемпионат, а год спустя завоевал второй подряд титул – это тоже было незабываемо. А вообще можно вспомнить немало хороших гонок, красивых обгонов. Например, в Барселоне в 2009-м я стартовал с пятой позиции, но уже к первому повороту сумел выйти в лидеры. Словом, у меня много приятных воспоминаний и, надеюсь, впереди меня ждет еще немало сильных выступлений.

– В этом сезоне в ДТМ дебютирует Тимо Глок, который впервые проводил тесты в ДТМ несколько лет назад в «Опель» под вашим, можно сказать, руководством. Помните ли те заезды и что ожидаете от выступлений еще одного экс-пилота «Формулы-1» в ДТМ?

– Конечно, помню – можно сказать, что я был первым учителем Тимо в ДТМ! Я очень хорошо его знаю – он живет совсем неподалеку от меня, и несколько раз в год мы обязательно встречаемся, чтобы вместе пообедать. Тимо – мой хороший друг. И я не раз говорил ему: «Давай, старина, прекращай заниматься ерундой, сражаясь на слабой машине за 15-16-е места, и переходи в ДТМ!». Считаю, что Тимо очень сильный гонщик, и если в его распоряжении будет конкурентоспособная техника, он сможет бороться за победы в ДТМ. Надеюсь, мы славно поборемся на трассе, а за ее пределами всегда сможем найти время для дружеского общения. Вообще здорово, что еще один гонщик приходит в ДТМ из Формулы-1 – это положительный момент и для Глока, и для других пилотов ДТМ.

Два Тимо в DTM: дебютант Глок и двукратный чемпион Шайдер

– Если говорить о ситуации, которая сейчас происходит в «Формуле-1», когда все решают деньги пилота, а не его талант, не кажется ли вам, что ДТМ становится куда более профессиональной серией?

– Ситуация, складывающаяся в «Формуле-1», очень печалит. Времена, когда туда попадали лучшие из лучших, остались позади. Сейчас, если ты приносишь в команду 10, 15 или 20 миллионов – ты получаешь место за рулем. В наши дни только первые четыре «конюшни» «Ф-1» является по-настоящему профессиональными коллективами, которые располагают солидными финансовыми ресурсами и способны платить пилотам гонорары. А остальные просто ждут, когда им принесут деньги. Конечно, все это очень плохо, и сейчас Формула-1 движется в неверном направлении. И мне кажется, что в будущем ситуация будет только ухудшаться. «Ф-1» тратит нереальные деньги – просто невероятные. И с точки зрения распределения средств и общей организации работы команд ДТМ сейчас профессиональнее и лучше «Формулы-1».

– Ваш партнер по «Ауди» Экстрем сказал, что рад решению Ральфа Шумахера завершить карьеру, поскольку теперь он наконец не будет в него врезаться. А что вы думаете об этом?

– (смеется) Да, у меня с Ральфом тоже были не самые приятные эпизоды на трассе – вспомнить хотя бы, как он выбил в меня на первом круге в шпильке «Хоккенхаймринга» в прошлом году. Но мы хорошо знаем друг друга и неплохо ладим. Однако после долгой карьеры в автоспорте – успешных выступлений в Формуле-1 и, я бы сказал, средних показателей в ДТМ – у него, видимо, начали возникать проблемы с мотивацией. Теперь он нашел для себя новую роль в менеджменте «Мерседеса» и, возможно, будет в этом более успешен. Отныне над ним не довлеют высокие ожидания со стороны болельщиков и команды. В любом случае, это его решение. Он провел много лет в гонках, заработал немало денег, и теперь пришло время заниматься тем, что нравится больше и приносит удовольствие.

Шайдер надеется в новом сезоне опередить соперников

– Кого вы считаете главными претендентами на победы в гонках в грядущем сезоне?

– Хотелось бы видеть среди них нескольких пилотов «Ауди», одного из которых зовут Тимо Шайдер! (улыбается). Ну а если серьезно, я ожидаю острой конкуренции между всеми тремя производителями. Говоря о наших главных соперниках, в первую очередь выделил бы Гэри Паффетта – он всегда очень силен. Также ожидаю сильных выступлений от пилотов «БМВ»: Бруно Спенглера, Мартина Томчика и Аугусту Фарфуса, который был очень хорош во второй половине прошлого чемпионата. В целом же, думаю, по меньшей мере, десять гонщиков могут претендовать на победы в гонках этого года. Вне всяких сомнений, болельщиков ждет очень интересный сезон!

– Тимо, спасибо большое за интересную беседу! И напоследок – несколько слов для российских болельщиков…

– Хочу передать привет всем поклонникам гонок в России и особенно болельщикам ДТМ. Я с нетерпением жду встречи с вами в Москве. Обязательно приходите на российский этап ДТМ на Moscow Raceway и поддержите нас. Вас ждет отличное и яркое спортивное событие!

Тимо Шайдер за рулём Audi RS 5 DTM в Хоккенхайме

Фото автора

Twitter автора: @s_bednaruk

Инновации в ДТМ. Что важно знать перед грядущим сезоном

Йенс Марквардт: «ДТМ в России – это будет супер!»

Бруно Спенглер: «До середины сезона не думал о титуле»