6 мин.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ. КАКОЙ БУДЕТ «БАРСЕЛОНА» В ПРЕДСТОЯЩЕМ СЕЗОНЕ?

Очередное утро испанских газет прошло буднично, и это не смотря на несколько громких вестей. Здесь уже никто ничему не удивляется, здесь мало места даже для восхищения, здесь заправлена глубоко за пояс сенсация. «Барселона» предложила за Анхеля Ди Марию 60 млн евро, «Барселона» намерена дожать сделку с Коке. Пфф. Зевая от недосыпа ( а может и от предсказуемости возможных оферт),  главный редактор «sport.es» дал отмашку своим подчиненным, и те со скучающим видом поставили новость в номер. Они прекрасно помнят, как еще вчера, причем с не покидающим ощущением дежа вю, давали информацию о выкупе сине-гранатовыми Марко Ройса, Хуана Куадрадо и некоего Дугласа, и о последующем оставлении футболистов в аренде.

Не столь важна реакция «Реала» на безусловно дерзкое, но щедрое предложение по Ди Марии. Не столь судьбоносно то, что выберет талантливый Коке – остаться дома или переехать на восточное побережье. Куда более примечателен несмолкаемый оркестр отдельного пула из слухов, заявлений и сделок. Каталонский корабль стал уже практически космическим, избороздив галактику футбольного рынка. Здесь есть над чем поразмыслить, есть повод составить в голове конструктор и вернуться назад, в зиму 2013/2014.

А прошедшей зимой, на подступах к весне, стало ясно – «Барселона» с ее агонией тики-таки и обветшалой психологией победителя уже никогда не будет прежней. Тучи сгустились над клубом свинцовые: замаячило с подачи ФИФА перекрытие кислорода на трансферном рынке; возросло давление болельщиков ввиду нестабильности игровых результатов; произошла катастрофа во вратарской линии; подоспела физическая изможденность и эмоциональная выхолощенность лидеров (в частности, Месси, четыре года подряд становившегося лучшим в мире и получившего до Нового года серьезную травму); обнажилась проблема центральных защитников, тут и травмы Пуйоля, травмы Пике и Альбы, неопытность Бартры, и неуверенность, которую приносит в защитные редуты запасной вратарь; не стала панацеей от проблем тренерская деятельность Мартино, у аргентинца, прежде всего, не получилось контролировать эмоции команды, держать коллектив в ежовых рукавицах; ударом откуда не ждали стала смерть одного из творцов былого триумфа - Тито Виллановы. Не стоит забывать и про внезапную смену президента, дело Неймара, и про налоговые тяжбы Месси. Всё это не сыграло на руку клубу, навредило атмосфере «семьи». А самая плачевная из всех этих бед – по-тихоньку умерла игра, у «Барселоны» перестало получаться на поле. По инерции каталонцы докатились до четвертьфинала Лиги Чемпионов и второго места в Примере, что на фоне всех перечисленных злоключений выглядит воистину фантастически. Но фантастика фантастикой, а глобальные перемены зрели, наступая на пятки Бартомеу, Субисаретте и еже с ними.

За Луисом Энрике следили, конечно же, еще до назначения Мартино. Более того, в прессе уже после ухода испанца из «Ромы» мелькали сообщения о возможном возвращении Лучо «домой», да и сам Энрике не скрывал своей тренерской цели никогда. Но боссы, все таки, поставили на опыт, багаж у Таты явно повесомее, по-парагваистее, добавьте сюда еще и репутацию «доброго папочки», к тому же не стоит недооценивать хорошие отношения аргентинского наставника с главной звездой «Барселоны». Точечно воссоздать изнутри ауру «большечемклуба» не получилось. Пришлось перекраивать состав. И в первую очередь вливать свежую кровь в тренерский штаб. Поняли, что сказки доброго дядюшки Римуса, который успокоит и подставит жилетку – не то, и здесь, естественно, речь зашла о молодых специалистах, поработавших в серьезных клубах, а не только в дубле. Чтобы на одной волне, чтобы понимал молодежь, чтобы как старший брат. 

 

Разнообразие вариантов в итоге свелось к нескольким кандидатурам – в первую очередь Эрнесто Вальверде и Луису Энрике. На первого ставили, потому что один из ведущих тактиков испанского футбола и строит игру команды от контроля мяча, здорово организовывая действия подопечных в полузащите. Вальверде умеет работать с молодыми игроками (расцвели Муньаин, Ибаи Гомес, Эррера, Оскар Де Маркос) и крайне трудолюбив. Это его краткая характеристика, которая наглядно продемонстрирована и подтверждена игровыми достижениями «Атлетика». Но с «муравьем» (прозвище Эрнесто) не договорились, поэтому позднее Эрнесто крайне резко высказывался о возможном переезде в столицу Каталонии. Потому двинулись по наиболее непредсказуемому и в то же время простому пути. Зато родному. Если в случае с Мартино рисковали, то с Энрике и вовсе полезли на минное поле, но деться было уже некуда.

Риск возымел место и в компромиссе руководства «Барселоны» с ФИФА. Стороны заранее, в этом уже нет сомнений, договорились о том, что будет отсрочка, но запрет неизбежен. Потому «Барса», да еще и под нового тренера закрутила трансферный тайфун, начав переговоры со многими, если не со всеми, потенциальными новичками еще до начала чемпионата мира. Предупреждены, значит вооружены. Большинство ходов в царстве денег, коим является мировой футбол, просчитываются заранее.

Теперь от хронологии политических событий в жизни клуба перейдем непосредственно к игровой модели. В какой футбол будет играть реконструированная «Барса»? Фактически, каталонцы углубили, усилили только центр защиты, где явно не хватало парочки крепких, надежных фигур. Взрослый матьерый Матьё не просто сменил завершившего карьеру Пуйоля, а исключил надобность полагаться лишь на молодого Бартру и тяготеющего к полузащите Маскерано. Что касается Фермалена, то это уж точно замах на глубину состава, еще один равноценный вариант. Все остальные звенья остались количественно прежними. Сеска сменили на Ракитича, Санчеса на Суареса, Вальдеса и Пинто на Тер Штегена и Браво. Сейчас с уверенностью утверждать, что это замены в плюс – преждевременно (привет Браво от Блерима Джемаили, например). Рафинья вряд ли станет усилением полузащиты сходу, может не стать им и вообще. Если бы его рассматривали в качестве основного – не оставили бы Хави. Деулофеу с Телльо и вовсе отдали в аренду. Так что речь о качественном росте можно вести только применительно к защите, и то ведь – как пойдет.

Другой вопрос – позиции примерно те же, но какой будет игра? Какая у новичков манера? Здесь многое под сомнением. Но то, что у Месси, Неймара, Суареса, Ракитича, да и тех же Фермалена с Матьё, есть одна общая черта, утверждать можно решительно. Все эти ребята – скоростные. Я бы назвал это не скоростью даже, а стремительностью. Именно в стремительный, куда более рывковый футбол, на мой взгляд, будет играть в грядущем сезоне «Барселона». То есть Энрике концентрируется на том, чего не было при тито-татовском управлении - молниеносном выходе из обороны в атаку, быстрых контрвыпадах, динамике нападения. Его дама сердца – атака. Он выбрал таких игроков, он выбрал стремительность, напористость, если хотите. Можно и напороться, но ведь мы давно не видели парящую над газоном, ураганную «Барселону», которая не просто бежит, а летит, сметая всё на своем пути.

Задача перед штабом «блауграны» стояла и стоит тяжелейшая – вернуть утерянное в ворохе неурядиц величие. Совсем скоро мы начнем понимать, справляются ли? Лакмусовая бумажка всех перестановок и тысяч ходов одна  –  игровые результаты, ведь футбол, на самом деле, очень простая вещь. А что касается стилей любой команды, то им свойственно меняться. Последним венком на склепе тики-таки было фиаско сборной Испании на чемпионате мира. Но жизнь в Каталонии продолжается, и она уже никогда не будет прежней.