8 мин.

Вера, надежда, футбол…

Принято считать, что от верного вылета «Портсмут» пару сезонов назад спасли деньги Александра Гайдамака и возвращение Харри Реднаппа. Некоторые, однако, уверены, что «помпи» спас бог и их молитвы. Главный из некоторых – центральный защитник Линвой Примус, возможно, самый известный и убежденный христианин в футбольном мире. Обретя веру в зрелом возрасте, он кардинально изменил свою жизнь и карьеру. Карьера на днях закончилась, а вот жизнь, полная благих дел, все еще только начинается.

Почти любые истории крупного успеха известных людей полнятся весьма похожими сюжетами. Обязательно в их биографии найдется некто, предвещавший провал и ни во что не веривший. На ярком и эффектном опровержении этого некто такие истории и строятся. Они всегда легки, поучительны и жизнерадостны; они – истории преодоления, пропагандирующие простые положительные человеческие качества; они глобально похожи своими терниями и звездами, но читать и рассказывать их все равно можно бесконечно. История Линвоя Примуса, однако, выделяется из этого жанра. В идеалистическом варианте она почти библейская, а в реальном мире примечательна тем, что помогла изменить судьбу не только конкретного Линвоя Примуса, но и сотен других людей. Светлая, позитивная и религиозная, она очень здорово подходит грядущему Рождеству.

Примус – лондонец и выходец из христианской семьи с индийскими корнями, однако посещению церкви он в юности предпочитал выпивку и легкие наркотики. Еще он, конечно, предпочитал футбол и начал профессиональную карьеру в «Чарльтоне». Там таланта Линвоя не разглядели (что, в общем-то, и неудивительно – пройдут еще 10 лет и радикальные перемены в жизни, прежде чем он станет заметным), и защитник подался в другой лондонский клуб, «Барнет». Оттуда – в «Рединг», а уж потом в «Портсмут». И нигде он не чувствовал себя комфортно – ни на поле, ни за его пределами.

В юности посещению церкви Примус предпочитал выпивку, легкие наркотики и футбол

«У меня мог быть хороший матч, а затем плохой, но даже хороший никогда не был достаточно хорош, – рассказывает Примус в интервью The Times. – Те, кого я считал товарищами, старались отнять у меня работу. В конце каждого сезона, когда ты хочешь новый контракт или если ты просто хочешь играть каждую субботу, может получиться так, что на одно место претендует твой друг и ты. Это жестокий мир. Но он приносит прибыль, ты можешь купить хорошую машину и хороший дом. Однако потом ты обнаруживаешь, что это не приносит тебе счастья, того, о котором говорят в телевизоре». «Мы с женой были счастливы друг с другом, но обстоятельства вокруг не были комфортными, – дополняет Линвой картину тогдашней жизни уже в разговоре с The Guardian. – Нам было сложно найти друзей, потом мы их находили, а потом оказывалось, что они общаются с нами только из-за моей известности. Трудно было верить людям и чувствовать себя по-настоящему счастливыми».

Карьера в «Портсмуте», обитавшем тогда во втором по статусу и первом по названию дивизионе, у Примуса не задалась. В дебютном матче он забил в свои ворота, затем получил травму и полгода лечился, прочно угодил в запас, а только что возглавивший (в первое пришествие) «помпи» Харри Реднапп в своей манере поведал, что Линвой не соответствует не только уровню премьер-лиги, куда клуб активно рвался, но и уровню первого дивизиона. Пришла пора что-то менять. Истинный путь к тому времени уже был найден.

Поход в церковь перевернул жизнь Примуса

Однажды Примус по приглашению друзей сходил с женой в местную церковь. Этот поступок перевернул его жизнь. Не сказать, что Линвой стал после этого полной противоположностью себя прежнего – нет, он и раньше не был плохим человеком. Но все же он стал другим. Вера настолько увлекла и поглотила защитника, что изменения стали бросаться в глаза. Поначалу Примусу пришлось тяжко – партнеры по команде (все, кроме Даррена Мура, другого убежденного христианина) чередовали вращательные движения у виска с насмешками. «Как ты теперь будешь бить соперников по ногам», – удивлялись они. Линвой не обращал внимания – и вскоре к нему стали относиться по-другому.

Для начала Примус ворвался в основной состав и получил звание лучшего игрока команды, по мнению болельщиков в сезоне-2002/03 – том самом, в котором «Портсмут» завоевал путевку в элиту. Его авторитет рос как на поле, так и за его пределами. Реднапп еще полсезона посомневался, а потом признал, что защитник соответствует и уровню премьер-лиги, и Линвоя из состава больше не убирал. Правда, вскоре убрался сам Реднапп, и при Алене Перрене у Линвоя снова начались проблемы. Надолго, впрочем, француз на юге Англии не задержался, Харри через год вернулся, и у Примуса снова стало все хорошо.

Линвой – мощный, атлетичный, хоть и не очень высокий защитник, действовавший как в центре обороны, так и справа, и забивавший голы в премьер-лиге исключительно в Boxing Day. 26 декабря 2004-го он огорчил «Кристал Пэлас», а два года спустя сделал дубль на «Аптон Парк». Его основным качеством на поле, впрочем, была надежность.

Параллельно Линвой затеял совершенно невероятное для европейского футбола мероприятие – перед каждым матчем он стал устраивать коллективные молитвы в комнате, соседствовавшей с раздевалкой и вообще-то предназначенной для стирки белья. Поначалу в этих молитвах участвовало всего несколько человек, но потом их число перевалило за десяток. «Конечно, мы не молились о победе в конкретном матче, – охотно признается Примус в интервью христианскому журналу Великобритании. – Было бы здорово, если б мы помолились и Бог гарантировал нам победу, но так не бывает. Мы просто хотели поблагодарить Его за тот талант, что он нам дал, и просили Его использовать этот талант для того, чтобы прославить имя Его». В числе тех, кто благодаря Примусу обрел веру, оказались Нванкву Кану, Шон Дэвис, Энди О’Брайен, Бенжани Мварувари и другие.

http://www.dailymotion.com/swf/xbfjfo&related=0

Однажды, впрочем, Примус попросил бога о чем-то конкретном и футбольном. Было это в сезоне-2005/06, когда «помпи» к Рождеству прочно стояли на вылет. «Уровень премьер-лиги настолько высок, – снова откровенничает защитник, – что я подумал: это одна из самых высоких ступеней, которых я могу достичь, чтобы прославить имя Бога, и я хочу сделать это. В общем, я попросил Его о выживании команды. Впрочем, если бы Он не хотел меня больше там видеть [в премьер-лиге], я бы это принял. Мы не должны были спастись в том сезоне, и то, что моя просьба исполнилась, подняло мою веру на новый уровень». В общем, зря Гайдамак с Реднаппом думают, что вся заслуга принадлежит исключительно им.

Однажды Примус попросил бога о чем-то конкретном и футбольном...

Едва обретя веру, Линвой Примус решил, что должен помогать людям. В 2002-м при его участии была создана благотворительная христианская организация «Вера и футбол» (Faith&Football), которая не просто существует до сих пор, но и активно развивается. Ее цель – помощь молодым людям в нескольких британских городах, а также за рубежом (в Индии, Мексике, странах Африки, на Филиппинах). Faith&Football открыла сеть приютов для бездомных, устраивает образовательные и религиозные программы, стремится на базе христианства и футбола уберечь подростков из неблагополучных семей от дурного влияния, избавить их от нищеты.

Примус любит рассказывать историю о парне, которого они нашли в Индии. Он 13 лет прожил на свалке и умел только гавкать, поскольку общался исключительно с собаками. Его поместили в приют, и через некоторое время он выучил первые слова, а недавно начал пытаться составлять предложения. Поговорить когда-нибудь с ним на нормальном человеческом языке – и есть счастье, по мнению Линвоя.

Его организация частенько устраивает акции с целью сбора дополнительных средств на благотворительность. Весной 2005-го Примус вместе с единомышленниками прошел вдоль Великой китайской стены (фото с сайта www.chinachallenge.org.uk),

а затем задумал восхождение на гору Синай. Этим планам, впрочем, пока не суждено сбыться – виной всему травма колена, которую защитник получил накануне сезона-2007/08. Примус, впрочем, считает, что это тоже был знак – он слишком много времени стал уделять футболу и своей организации и слишком мало семье.

Эта же травма фактически поставила крест на его футбольной карьере. Примус пропустил почти два года, съездил в аренду в «Чарльтон», вышел на поле под овации «Фрэттон Парк» в предпоследней игре прошлого сезона, летом продлил контракт, но пару недель назад решил, что с него хватит. Линвою 36, он мог бы еще чуть-чуть поиграть с риском усугубления травмы, но благоразумно решил этого не делать. Даже после стольких лет отсутствия Примус – самая популярная фигура среди фанов «помпи», а то, чем он займется после футбола, Линвой придумал уже давно. Сейчас он – официальный представитель и неофициальный символ «Портсмута», помогает молодым игрокам не столько профессиональным советом, сколько жизненным. И продолжает заниматься благотворительностью. На можно узнать все о многочисленных и разнообразных программах организации, ее целях и убеждениях, о том, как, кому и где они помогают, и кто является ее основателями.

Там же можно пожертвовать средства и вступить в клуб поддержки Faith&Football.

В 2007-м Примус издал автобиографическую книгу «Изменившийся» (Transformed), в которой подробно и откровенно рассказал о своей жизни, обретении веры и о том, как чудесно второе изменило первое. Линвой не похож на других футболистов, кажется, что он вообще случайно попал в их мир. «Игроки распоряжаются своими деньгами как хотят, это их дело. Они совершенно вправе покупать одну машину за другой, если думают, что это принесет им счастье. Но мне кажется, что эта гонка счастливыми их не сделает», – уверен Примус.

В идеалистическом варианте история Примуса – почти библейская

Он сам не идеален и не безгрешен и ему не только из природной скромности неловко, когда фаны «помпи» называют его святым или богом. Его история кажется фантастической, но она не призвана подчеркнуть ограниченность или порочность футбольного мира – она в очередной раз доказывает, что мир этот очень разный и неоднородный, как, собственно, и мир нефутбольный. Он просто человек, который неожиданно нашел свое счастье там, где футболисты его обычно не ищут. Он просто человек, который считает своим призванием этим счастьем поделиться с другими.

«Люди говорят, что есть только одна жизнь, но одна жизнь может изменить другую жизнь и так далее. В Индии можно увидеть детей, которые присматривают за другими, совсем маленькими детьми на улице, умывают их дождевой водой. Изменить чужие жизни вполне возможно, и это приносит столько счастья тебе самому. Это очень-очень просто», – заключает Примус. И ему так хочется верить.