5 мин.

Англия на Евро. Особенный сюжет

Дмитрий Долгих в блоге на Sports.ru размышляет об уникальности лигочемпионского сюжета «Челси» и о том, насколько он применим к сборной Англии на Евро.

Фото: Fotobank/Getty Images/Christian Petersen

Уже довольно много лет назад на военных сборах у меня был прапорщик, словно нарочно вставленный в окружающую действительность из похабного, а потому весьма забавного армейского анекдота. У него было одно коронное выражение, которое, в отличие от самого прапорщика, я наверно уже не забуду. К не самому большому сожалению, привести его полностью я тут не смогу, но догадаться несложно: прапор невесть каким образом пристыковал (на самом деле, я бы многое отдал за то, чтобы увидеть, при каких обстоятельствах произошла эта стыковка) вполне стандартное матерное причастие, стартующее с обычной в таких случаях буквы «ё», к существительному «сюжет».

Как и любой другой случайный шедевр, этот быстро перерос изначальное предназначение и стремительно оброс нечаянными смыслами. В устах прапора шедевр – видимо достаточно давно – перестал быть простым ругательством и начал выражать все иные его немудреные эмоции, от злости и непонимания до удивления и восхищения. Попутно, вероятно, родился абсолютно новый, эксклюзивный тип сюжетов.

В футболе последний раз сюжет такого рода приключился в минувшей Лиге чемпионов – с «Челси» (несложно представить, сколь разные оттенки смыслов и интонаций в выражение факта итоговой победы лондонцев продолжают вкладывать фаны, скажем, «Барселоны» и самого «Челси»). Если задуматься, сюжет «синей» победы, может, и не уникальный, но уж точно редкий.

Основная часть спортивных эмоций базируется на несовпадении ожиданий с реальным развитием событий – и чем больше это отклонение, тем экстремальнее эмоции (их знак, понятное дело, зависит от того, в какую сторону приключилось отклонение). В случае «Челси» реализовалась гораздо более сложная комбинация: команда долгое время в сезоне выступала значительно ниже ожиданий своих фанов, достигла дна, а потом в силу разных причин резко эти ожидания начала превосходить, причем даже не изначальные ожидания, а их подкорректированный неудачами вариант.

Понятное дело, лигочемпионским путем «Челси» теперь будут называть и вдохновляться все, кому не лень. Вот, например, что-то похожее уже слышалось от ирландцев, но у них это национальное, им можно (мы-то знаем, что ирландцам было бы сподручнее ориентироваться на Грецию-2004 или АПОЭЛ, а не на «Челси», но им об этом не скажем). Пример, конечно, уже скоро малость затрется, но пока он еще слишком свеж, чтоб растерять важные детали. И эти детали говорят о том, что единственная команда, которая может им воспользоваться на Евро, зовется Англией.

Ситуации и в самом деле очень похожи. Помимо двух человек (Терри и Коула), у них еще много общего: отставка тренера перед решающими матчами (пусть и по разным причинам), травмы, дисквалификации, грядущая перестройка, последний шанс некоторых ветеранов и ожидания публики.

Англия приехала на Евро ужасно недопереоцененной, причем не только фанами, но и самой собой. В кои-то веки «три льва» завладели роскошью более-менее адекватно себя оценивать, да и в принципе осознать, что бывают животные и кроме львов, неплохо устраивающиеся в этой жизни.

Потери англичан громки и многочисленны, но в реальности явно не так катастрофичны, как любят казаться. С Лэмпардом наверняка было бы веселее, но, глядя правде в глаза, утверждать, что его травма что-то особенное перечеркивает, нервов не хватит. Скорее отсутствие Лэмпарда избавляет Ходжсона от ненужных проблем выбора и добавляет средней линии определенности. Проблема Джеррарда-Лэмпарда, может, и преувеличена (падкие на легенды англичане вполне способны представить, как лет через 35 Джеррард и Лэмпард с тросточками войдут в один автобус, и у него метров через 30 отвалится колесо), но разместить их на поле одновременно все равно непросто, а еще сложнее держать кого-то из них в запасе.

Вылет Гари Кейхилла очень обиден (в особенности для самого Гари Кейхилла), но Джолеан Лескотт провел неслабый сезон, в классе игроку «Челси» не уступает, и в Джоне Терри для собственного душевного спокойствия вполне в состоянии разглядеть Венсана Компани. Руни заменить трудно, но он не ушел, а спрятался – и в нужный момент еще выскочит из засады.

В итоге, вооруженная отговорками и оправданиями сборная Роя Ходжсона не стесняется играть от обороны и от соперника, и из жертвы, турнир за турниром попадающей в капканы (причем, по большей части, одни и те же), уже превратилась в охотника. Производство капканов, конечно, не самое почетное в футболе дело, но зато какую богатую и самоуверенную дичь оно порой позволяет изловить.

В общем, Англия уже почти превратилась в кубковую команду (не с тотемными же целями в сборной столько игроков «Ливерпуля») и если выползет в плей-офф, у нее может получиться славная охота.

А если без всякой дичи, то у нынешней сборной Англии есть только одно системное опасение и одна кадровая сложность. До бесконечности можно обсуждать отсутствие или присутствие Джеррарда, Руни, Терри, Лэмпарда, Фердинанда, Ричардса и, конечно, Даунинга с Кэрроллом, но главная абсолютно ключевая и незаменимая фигура сегодняшнего варианта сборной – это Скотт Паркер. На опорнике «Тоттенхэма» держится игра сборной Ходжсона, и его очевидно неоптимальное состояние (Паркер играет через боль) – главная ее проблема. Ни один игрок из заявки англичан не в состоянии продублировать функции Паркера (Хендерсону с Милнером не удастся убедить УЕФА, что они один человек, раз уж даже Пападопулосы не смогли этого сделать), так что посланцем от людей, который вместе с судьбой держит в руках будущее на Евро сборной Англии, является именно Скотт Паркер.

Несмотря на многочисленные параллели, всерьез рассчитывать, что англичане один в один повторят путь «Челси», весьма наивно – любой, даже самый эээ… странный сюжет должно закрепить время, чтобы он был готов к повторному применению. И все же есть ощущение, что, несмотря на всю свою простоту, так просто Англия с этого Евро не вылетит. Возможно даже, изобретет что-то свое. Страшно обидно в этих условиях только то, что я уже не узнаю, сошлись ли еще раз за минувшие годы обстоятельства так, что прапор состыковал что-нибудь подходящее на такой случай.