5 мин.

Власть переменилась?

Двадцать лет назад Жан Тодт, руководивший в то время командой «Пежо», выбирал из пары Ари Ватанена и Жаки Икса победителя «Дакара», подбрасывая десятифранковую монетку. Сегодня президента ФИА, на роль которого избирались участники той истории Тодт и Ватанен, вроде бы выбирали всем миром – 132 страны должны были отдать голоса тому или иному кандидату. Но за месяцы проведения предвыборных кампаний сложилось стойкое ощущение того, что кое-кто снова подбросил монету и определил победителя на этот раз президентской гонки…

Собственно, новый президент Жан Тодт получил поддержку старого президента Макса Мосли еще до того, как сам публично заявил о решении участвовать в выборах – году эдак в 2004-м. Кампания француза носила все обычные элементы политической борьбы – обвинения в покупке голосов, получении помощи и поддержки нынешнего руководства, пользовании положением. Его кабинет и все, кто вошел во Всемирный совет ФИА, – чуть ли не точная копия прежнего состава, естественно, отредактированная с учетом покинувших ряды ради противоположного лагеря и содержащая подвижки вверх по лестнице Ника Кроу, который отныне будет возглавлять Сенат, или Грэма Стокера, выросшего из членов Совета до должности заместителя президента по автоспорту.

Ари Ватанен свою кампанию проводил в атакующем стиле, начав с обвинений в использовании Тодтом самолета ФИА в личных целях и закончив в суде с требованиями проведения честных и прозрачных выборов. Кроме того, ему можно вменить и приписки голосов – по крайней мере, накануне выборов его лагерь декларировал поддержку 110 клубов.

На деле же – 135 против 49 при 12 воздержавшихся, а это значит, что голосов за Тодта отдало больше клубов и федераций, чем полтора года назад, когда Генеральная Ассамблея собиралась для оказания вотума доверия Мосли. Тогда 103 голоса удержали Макса в кресле и лишь 55 требовали его отставки. Ватанена, очевидно, поддержал его же кабинет из 22 человек, еще 14 клубов, главы которых вошли бы в его версию Совета по автоспорту и еще 13 членов Федерации. Прямо скажем, негусто. В общей сложности Жан набрал 68,88 процента всех голосов…

В интернет опросах, кстати, результаты наблюдались прямо противоположные: от 75 до 82 процентов читателей голосовало за Ари, вот только общественное мнение к реальным выборам не имело никакого отношения.

От Жана Тодта кого-то из болельщиков «Формулы-1» отпугнуло его в прошлом непосредственное участие в работе «Феррари», кого-то – его далеко не всегда спортивные приемы борьбы, будь то монетки, прямые приказы из боксов о пропуске лидера или специальные контрактные условия для одного из напарников. Оставшиеся отвернулись после того, как явная поддержка Мосли и его подручных начала наводить на мысль, что француз продолжит политику своего знаменитого предшественника.

Жан – талантливый менеджер, но все эти годы, в которые он добивался успехов с «Пежо» и «Феррари», над ним был автоконцерн, который ставил четкие цели. А точнее, одну цель – победить. Добиваться ее он и умеет лучше всего, порой любой ценой. Но как тут не вспомнить очень уместную фразу оппонента Ватанена о том, что «Формула-1» (или ФИА, если на то пошло) не должна быть полем боя. Здесь не над кем побеждать, а значит, Тодту предстоит новая роль, к которой, думается, применим отнюдь не весь опыт прошлой работы.

В ФИА он впервые встанет во главе огромной всемирной организации, и те цели и задачи, которые раньше он получал сверху, предстоит не только решать, но и формулировать самостоятельно. Может именно отсюда и идет то недоверие, которое высказывают обычные болельщики? Может поэтому, несмотря на заверения лагеря Тодта о его собственном подходе к руководству, несмотря на слова Мосли об уходе от дел, многие сомневаются, что за кулисами не будет стоять и дергать за ниточки, рассказывать, что делать, все тот же старина Макс?

С другой стороны, какие у нас с вами претензии к ФИА и политике ее руководства последних лет? Непоследовательное судейство на Гран-при, необдуманные и насильственные внедрения некоторых изменений в регламенты и гонения отдельных команд и персонажей за различные проступки с произвольным набором выдаваемых штрафов. Припомните что-то еще?

Команда Тодта абсолютно грамотно идентифицировала эти три проблемы (наряду со многими другими) и запланировала для их решения реформы, нужно признать, очень дельные. Специальная группа изучит и даст оценку работы стюардов не только в «Ф-1», но и во всех главных чемпионатах, проводимых под эгидой ФИА, она же разработает тренинги для судей, что должно помочь при принятии ими более грамотных и непротиворечивых решений. В этом сезоне уже была предпринята попытка улучшить судейство и сделать его более прозрачным, однако большого прогресса пока не заметно – иногда судьи не замечали требующих рассмотрения инцидентов, иногда уделяли слишком пристальное внимание обычным гоночным коллизиям.

Тодт не собирался принимать слишком деятельное участие в жизни «Формулы-1», чем последнее время так грешил Мосли, и для того, чтобы разбираться с повседневными вопросами жизни чемпионатов, в частности с регламентом, будут назначены специальные комиссары. Чем не должность для Макса, а?! Но шутки в сторону, при грамотном человеке на этом посту, который будет слушать рекомендации Комиссии по «Ф-1» и служить связующим звеном между ФИА и ФОТА, такая комбинация вполне может оказаться плодотворной.

Наконец, третью проблему – дисциплинарные нарушения вроде «крэш-», «лже-» и прочих гейтов – Тодт собирается перевести в ведение специального Жюри, которое будет проводить расследование, заслушивать аргументы сторон и рекомендовать наказания Совету ФИА. Возможно, выглядит как раздувание штата и усугубление бюрократии, однако снова, при грамотной делегации обязанностей такая структура может помочь систематизировать возникающие скандалы. А в чем еще не откажешь французу так это в умении собирать правильную команду – верных людей на нужные места.

…Признаюсь, где-то на середине пути к выборам моя поддержка плавно перекочевала от Ватанена к Тодту. Боюсь, на мою долю слишком часто выпадал перевод цитат именно финна, и в какой-то момент многократные повторения слова «перемены» без четких предложений, в чем же они будут заключаться, сформировались в идею о том, что он требует изменений ради самих изменений. «Формуле-1» многие нововведения, даже те, что были продуманы и просчитаны умными инженерами, стоили дорого, а эффекта приносили чуть. Как пример – нынешняя аэродинамика. К некоторым технологиям, поклонником которых называет себя Ари, королевские автогонки еще тоже не готовы – достаточно посмотреть на поспешное внедрение в этом году KERS. Но в целом, это лишь мое интуитивное предпочтение, основанное на словах, произнесенных до 23 октября 2009 года. Дальше мы будем судить по делам – это единственное, что имеет значение. У Жана Тодта есть минимум четыре года, максимум – восемь лет.