6 мин.

Испытание боем

Гонки «Формулы-1» потихоньку превращаются в испытательный полигон. Команды еще что-то говорят о невыполненных целях и желании их достичь в оставшихся семи Гран-при сезона, но затем все равно признаются в том, как важно определиться наработками, которые перейдут из 2009 в следующий чемпионат. И даже «БМВ-Заубер» об этом думает параллельно с попытками передать команду в чьи-то заботливые и платежеспособные руки. Пилотов, которые подчеркивают, что для них этапы будут скорее тестами, чем гонками, тоже становится все больше. Последнее пополнение в этих рядах – Лука Бадоер и Ромен Грожан.

Оба – тестеры, которым в этом году просто нечего было делать, поскольку их команды, естественно, предпочитали отдавать ограниченные дни и километры боевым пилотам. Оба в последний раз сидели за рулем нормального (то есть не гибрида, в котором понамешано аэродинамики 2008 и 2009 годов, не демо-версии на сверхтвердых покрышках и едущего не только прямо, как разрешено во время аэродинамических тестов) болида в июле прошлого года. Обоим придется во всем разбираться и ко всему привыкать в пятницу по время тренировок в Валенсии, что впрочем, мало им поможет в тот момент, когда над стартовой решеткой погаснут красные огни светофора. Спросите Себа Феттеля, который много тестировался, но в своей первой гонке Индианаполисе все равно не повернул в первый поворот.

Можно долго ругать непродуманность нового правила, запрещающего тесты по ходу сезона, но, хотя это и не проходит в случае с Лукой, нельзя не заметить, что «Рено» и «Торо Россо» сами навлекли на свои головы проблемы с молодежью. Нет, не потому что избавились от Нельсона Пике-младшего и Себастьяна Бурдэ посреди сезона, а потому что эту парочку здравый смысл подсказывал заменить еще по ходу межсезонья, что позволило бы дебютантам или не совсем дебютантам (вроде претендовавшего на место рядом с Буэми Такумы Сато) подготовиться к старту как следует. Но у этих команд были иные соображения – например, «Торо Россо» нужна была точка отсчета, хоть какая-то константа посреди кардинально меняющейся «Формулы-1».

Флавио Бриаторе, когда в конце 2008-го ходили слухи о замене Пике-младшего, предпочел их отмести словами о том, что Ромен Грожан не готов к «Формуле-1» и вообще совершает слишком много ошибок. Его готовность, собственно, до сих пор вызывает сомнения, а ошибок не стало меньше, так что в «Ф-1» он приходит с готовой репутацией попадающего в переделки парня. Он начал сезон в GP2 с двух побед в гонках в Испании и Монако и лидерства в чемпионате, но после страшноватой аварии во время спринта на улицах княжества больше ни разу не поднялся на подиум и сейчас спустился на второе место классификации.

Авария Грожана в спринте в Монако

Ромену повезло чуть меньше, чем дебютировавшему в Венгрии Хайме Альгерсуари, который получил от команды сообщение о том, что от него ничего не ждут в ближайших трех гонках. От Грожана Флавио Бриаторе ждет демонстрации его мастерства – впрочем, чего еще можно было ожидать от руководителя «Рено», жестко прессингующего своих новобранцев. С другой стороны, по сравнению с Пике, на которого на волне эпического противостояния Алонсо и Хэмилтона в «Макларене» в 2007-м взваливали ожидание чего-то подобного (в конце концов, Льюис и Нельсиньо боролись за титул в GP2 в сезоне-2006), требовать от француза задать жару двукратному чемпиону никто не будет. Его результаты, пожалуй, даже не будут сравнивать с достижениями Алонсо, а скорее попытаются их экстраполировать на то, что могло бы получиться у бразильца. Как это ни смешно, но знаменитые 0,6 секунды, приписываемые Бриаторе его любимцу, очень часто разделяли первого и второго пилота «Рено», так что если Грожан сможет удержаться чуть ближе – уже будет хорошо. Ну а «рекорды» Пике по художественному выбиванию столбиков и заклинившим задолго до входа в поворот тормозам вообще сложно превзойти.

В любом случае, Грожан, скорее, действительно будет тренироваться, а не сдавать своему боссу выпускной экзамен, по итогам которого будет решаться переведут ли его в сезон-2010. Это место ему практически гарантировано, особенно если слухи об уходе Алонсо в «Феррари» и приходе Роберта Кубицы станут реальностью. Кими Райкконена так настойчиво сватают в ралли, по последним предположениям вместе с «Фиатом», что начинаешь уже во все это верить…

С Лукой Бадоером история совершенно другая. Ему не нужно ловить контракт на будущий год или набираться опыта в пилотировании болида «Формулы-1». Когда Лука говорит о том, что Гран-при будут для него чем-то вроде тестов, мне кажется, его слова можно воспринимать буквально. Это будут абсолютно легальные тесты «Феррари» с прицелом на будущий год. В конце концов, Стефано Доменикали уже отмечал смещение фокуса команды на разработку болида для сезона-2010, а приглашение Михаэля Шумахера, пока оно не отменилось, мне лично, в первую очередь было интересно именно с точки зрения того технического вклада, который немец мог бы сделать в этот процесс.

В текущем сезоне «Феррари» ловить уже нечего, кроме разве что третьего места в Кубке конструкторов, защита которого от «Тойоты» сейчас не кажется такой уж непосильной задачей, чтобы с ней не справился в одиночку Райкконен – в конце концов, японские болиды не были на подиуме с того злосчастного Гран-при Бахрейна, который они должны были выигрывать. Уж скорее «Макларен» подтянется… Так что тихонько, без шумихи, которая неизбежно возникает, что бы ни делал Шумми (один только пример с несостоявшимися тестами F60 немца и спокойно проведенными «съемками рекламы» с участие итальянца чего стоит), Скудерия может вручить Бадоеру болид на доводку.

А кому, как ни ему поручать такую работу? Тогда как Шумахер возглавляет большинство рекордов Гран-при «Формулы-1», а Лука обладает одним, очень незавидным – 48 стартов без единого очка, абсолютно все достижения в области тестов принадлежат итальянцу. По числу дней, кругов и километров, проведенных за десять лет за рулем болида на испытательных трассах, где он почти на 30 процентов опережает ближайшего преследователя, еще одного признанного мастера по технической части – Алекса Вурца.

Посадить в кокпит Бурдэ – гонщика, который и так слишком часто упоминал, что он не может приспособиться к болиду, только на том основании, что у него есть опыт управления техникой образца 2009 года? Или кого-то из молодых? Решение «Феррари» даже вызвало критику некоторых медиа из-за отсутствия у команды программы подготовки молодежи. А помните ли вы вообще, когда Скудерия давала кокпит абсолютному новичку? Мне пришлось отмотать статистику (потому что по памяти – пусто) до 1972 года, чтобы найти Артуро Мерцарио. Почти сорок лет назад. Да и зачем команде дебютант, когда у нее очередь опытных гонщиков – мест не хватает. Только пустая трата времени…

Бадоер посвятил тестовой работе 469 дней своих 38 лет, отказавшись от предложений команд-середнячков и аутсайдеров, поступавших в то время, когда еще можно было продолжить не слишком удачную карьеру, ради того, чтобы работать на итальянскую легенду. Он был в тени, и в те успешные годы, когда все подряд выигрывал Шумахер, его имя даже не звучало в списке тех, кому приписывались успехи команды – Тодт, Браун, Берн. А он делал черновую работу, наблюдая за тем, как работает Михаэль, изучая его стиль, его предпочтения, влезая в его шкуру и представляя, чего от этого болида хотел бы сам немец. И когда Шумахер не смог помочь «Феррари», выбор Бадоера, на мой взгляд, становится самым логичным из всех. Тот факт, что семикратный приедет в Валенсию поддержать друга, не в последнюю очередь и нужным советом, говорит только за.

Многие расценивают ход «Феррари» как подарок Бадоеру за десятилетие верной службы. Надо сказать, подарок прощальный, потому что у Луки скоро истекает контракт, а тестовые команды сейчас держать крайне невыгодно – ограничения на испытания будут только ужесточаться, и, похоже, участникам чемпионата светит серьезное сокращение штата. Но мне кажется, что и гонщику тоже есть что дать своей команде, особенно если его возвращение в «Формулу-1» продлится не только на Гран-при Европы – единственном этапе, на который его пока подтвердили…

Сход с четвертого места из-за отказа КП на Гран-при Европы-99 заставил Луку расплакаться