6 мин.

Короли блефа

Долгожданный март, месяц старта чемпионата. Не менее долгожданная тестовая сессия в Хересе, где впервые за межсезонье встретились все команды за исключением находящейся в подвешенном состоянии «Хонды» и только-только закончившей болид, а потому уединившейся в Италии «Торо Россо». И чувство замешательства оттого, что я еще меньше чем раньше понимаю, какие серьезные выводы можно добыть на основе испанских заездов…

Впрочем, постойте. Один вывод есть: что бы ни происходило на трассе, за исключением дождя, «Феррари» стабильно показывает второе время дня.

Но на вершине протокола – имена практически на любой вкус. В первый день Себастьян Феттель в квалификационном режиме устанавливает лучшее время всей сессии (1.19,055), что почти на секунду быстрее лидеров всех остальных дней. Затем дважды – по лужам и посуху – Тимо Глок вселяет уверенность в «Тойоту», для будущего которой итоги этого года могут быть весьма критическими. В среду, на радость местным болельщикам, и почти наверняка ради них Фернандо Алонсо на серии в пяток кругов показывает 1.19,945. И, наконец, совершенно неожиданно, в заключительный день всплывает обычно тихарящийся «БМВ-Заубер» с Ником Хайдфельдом за рулем и неплохим временем 1.20,052, которое, для разнообразия, поставлено в начале недлинной, но все же не откровенно квалификационной серии.

К калейдоскопу лучших болидов добавьте сумятицу, которую внес «Бриджстоун» со своими шинами 2010 года. Тут команды еле успевают подготовиться к сезону-2009, а японцам уже нужно не только думать, какие покрышки создавать через год, но и сразу их тестировать. Потому что еще две недельки и все, до 31 декабря хоть к «Макларену» на симулятор просись, потому что никаких трековых испытаний проводить нельзя будет…

Уже полученный винегрет нужно дополнить обычными ингредиентами их неизвестных типов резины, загрузки топливом, рабочей программы, а затем украсить все это блюдо самым главным компонентом – блефом, которым некоторые команды явно не пренебрегают, а отдельные и вовсе, похоже, взяли на вооружение как главный способ подготовки к наступающему сезону.

В общем, в обзоре тестов сегодня вместо прикидок формы участников юбилейного, 60-го чемпионата мира – небольшой своеобразный рейтинг их блефа.

Первое место, бесспорно, занимает «Макларен» со своим прошлогодним задним антикрылом. Так издеваться над болельщиками, на мой взгляд, даже где-то неприлично. В желании опровергнуть самое простое объяснение происходящего, а именно – проблемы технического характера и просто неудачную конструкцию болида, мы уже перебрали все реальные и нереальные версии. В январе в Португалии Хэмилтон ездил с крылом от МР4-23, потому что команда не хотела по мокрой трассе подвергать болид риску вылета. Окей, вполне правдоподобно, да и до старта чемпионата почти три месяца. В феврале в Хересе «серебряные» моделировали прижимную силу ожидаемого, еще пока не готового оперения образца 2009 года. Нет проблем, мы подождем, торопиться некуда, да и расчетам вашим мы доверяем.

На дворе март, и «Макларен» поехал-таки сразу с двумя версиями нового крыла, правда, почему-то в сочетании с шинами 2010 года. И, ну наконец-то, Ковалайнен выводит автомобиль в полной боевой комплектации!.. Едет медленно, проигрывает «Форс-Индии», и свое лучшее время дня устанавливает снова со старым крылом. Все это, заметьте, сопровождается красочным забрызгиванием парафином то хвоста, то носа болида, визуализацией потока, так сказать. А у нас новая версия: ждем к новому хвосту еще и модифицированный в духе «Уильямса» или «Тойоты» двухэтажный диффузор, и вот тогда-то и будет на болиде та самая прижимная сила, с которой машины выйдут на старт в Мельбурне…

Говорят, «Макларен» не мечется от безысходности, меняя туда-сюда крылья, а прекрасно знает, что делает. Все это часть глобального, но нам неведомого плана. Motorsport Aktuell еще после февральской сессии цитировал уверенного Норберта Хауга: «В ближайшие недели наша машина трансформируется. Мы очень точно знаем, что можно выжать с точки зрения прижимной силы», и от себя добавляет, что инженеры из Уокинга экспериментируют над совершенно новой концепцией взаимодействия днища и заднего крыла.

Будем считать, что все так и есть, но чувство, что «Макларен» не успевает, не пропадает. Все потому, что днище, какое бы расчудесное оно ни было, на машине так просто не разглядишь, а диффузор, пусть он будет хоть трижды революционным, особо не скопируешь – его конструкция требует специального дизайна задней части болида, в частности расположения принимающей на себя удар при столкновении структуры. А значит сейчас, за три недели до старта сезона, можно уже не прятаться.

Впрочем, не нужно забывать и слова Рона Денниса о том, что 95 процентов работы над болидом его команда выполнила на симуляторе. Вполне возможно, что все эти странные визуализации – не из-за того, что у «Макларена» проблемы с калибровкой трубы или с математическими моделями для CFD, а ради более тонкой настройки этих единственных доступных в сезоне средств доводки болидов. Работа на будущее. Ведь, как пообещала сегодня ФОТА, тестовые километры будут продолжать сокращаться…

В общем, «Макларен» так всех запутал, что даже вырвал пальму первенства у самой известной своим межсезонным блефом команды (в которой, кстати, выступает самый крутой игрок в покер) – «БМВ-Заубера». Баварцы еще в прошлом году не оставили никаких сомнений в том, что на тестах и пятничных практиках они не демонстрируют свою реальную скорость, а если точнее, то просто ездят загруженные топливом. Роберт Кубица, уже не скрываясь, прямо говорит о том, что не только «БМВ», но и другие команды не выкладываются на тестах на сто процентов.

Вот когда наступает утро субботы (после пятницы, в протоколах которой Кубица и Хайдфельд пребывали далеко от вершины), немецкие болиды вдруг начинают лететь по трассе, и в 2008-м в Мельбурне поляк чуть не долетел до поула. Так что до квалификации к Гран-при Австралии, не сомневайтесь, они свои карты попридержат. А если хотите, хотя бы приблизительно, узнать, где по отношению к соперникам могут находиться F1.09, послушайте Вилли Рампфа: «На длинных отрезках мы идем в темпе «Феррари».

На «алые» болиды, похоже, равняются и все остальные. Например, «Тойота», технический директор которой, Паскаль Васселон, назвал «Феррари» быстрейшей в пелотоне на данный момент и главным соперником японской конюшни. Блеф? Кто его знает, только если в обратную сторону – не скрывающий, а наоборот, льстящий силе команды. Хотя на самом деле TF109 преподносит сюрприз, поражая своей надежностью и скоростью в гоночном темпе действительно на уровне «Феррари».

Так что третье место, все же, уходит к «Рено». Что делает команда, чтобы время на круге у пары пилотов различалось уже даже не на 0,6, а на более чем на две секунды, сложно представить. Конечно, Пике-младшему снова не повезло. На его два дня тестов один пришелся мокрый, а в другой из-за поломок удалось пройти чуть более 52 кругов, и остался у него всего один тестовый день, чтобы привыкнуть к машине. Фернандо Алонсо, тем временем, доволен, а молва приписывает «Рено» самый значительный задел для прогресса в будущем.

Не знаю, как в рейтинге расположить «Ред Булл», «Тойоту», «Уильямс» и «Форс-Индию», но, однозначно, хуже всех «шифруется» обладатель Кубка конструкторов 2008 года. «Феррари» не только, как было замечено в самом начале, стабильна по занимаемым местам, но и независимо от пилота лучшими кругами четко попадает в очень узкий интервал 1.20,2 – 1.20,4. Гоночный темп также весьма стабилен, на уровне минуты и 21 секунды. И Фелипе Масса абсолютно уверен, что команда будет конкурентоспособна: «Мы именно там, где и планировали быть».

Напоследок, маленькое замечание о KERS. Говорят, «Феррари», «Рено», «Макларен» и «Ред Булл» готовы использовать систему уже в Мельбурне. Что интересно, в этом списке нет большого поклонника зеленых технологий «БМВ-Заубера», ратовавшего за дебют KERS уже в этом году, и «Форс-Индии», которая получает свой узел из Уокинга…