2 мин.

«Макларен» и шины

Всем недоверчивым посвящается… Перевод фрагмента статьи Марка Хьюза о «Макларене» и шинах. Вообще-то статья была про то, что «Форс-Индии», даже получив от команды мотор, коробку, гидравлику и KERS, нечего и пытаться сравнивать свою эффективность, особенно, аэродинамическую, с грандом «Ф-1». Потому что…

Марк Хьюз: «…Специалисты по аэродинамике «Форс-Индии» работают с информацией, которую предоставляет «Бриджстоун», и доступными моделями шин (в масштабе) для аэродинамических труб. Эти модели – их в последние годы делают из резины, а не из жесткого пластика – лишь очень приблизительно отражают реальность.

В статике все окей. Но в динамике движение боковины реальной шины под нагрузкой – сложный процесс, и он глубоко влияет на аэродинамику болида. Миниатюрные модели шин в трубе и близко не воспроизводят эти движения. Команда («Форс-Индия» – прим.) может моделировать воздушный поток вокруг кузова с помощью CFD, но используемые там математические модели работают для статических поверхностей, они гораздо проще тех, что описывают постоянно меняющиеся формы, как в случае с шинами.

«Макларен» понял это уже давно. В конце 90-х команда решила, что хочет знать о поведении покрышек больше, чем предоставляет компания-шинник. Конюшня связалась с ведущим специалистом по математическому моделированию шин, профессором Технического университета Делфта Хансом Бастианом Пасейкой, и подписала с ним контракт на разработку программы моделирования поведения резины в «Ф-1». На протяжении нескольких лет стороны работали вместе, и команда добилась очень глубокого понимания динамических сил, которые действуют на покрышки, и как от них зависят характеристики болида. Когда модель была разработана, начались исследования влияния шин на аэродинамику. Все это происходило в то время, когда другие команды даже не знали о том, что происходит с колесом, не говоря уже о воздушном потоке.

В 2007 году, когда из «Ф-1» ушел «Мишлен», работа «Макларена», которому пришлось вместе с другими командами переходить на «Бриджстоуны», с лихвой окупилась. Когда японские шины были впервые установлены на болид 2006 года, он сразу потерял 12 пунктов прижимной силы (эквивалентно одной секунде), в основном из-за того, что передние шины деформировались по-другому и под днище поступал совсем иной воздушный поток.

«Рено», не обладая данной технологией, разрабатывал аэродинамический пакет на основе информации о прошлогодних шинах и не до конца учел эффект от данных изменений, а потому не знал, как исправить проблемы.

Судя по всему, в этом году переход на слики сыграет не столь большую роль в изменениях аэродинамики болида, как было, когда команды переходили с «Мишленов» на «Бриджстоуны», поэтому опыт «Макларена» в моделировании покрышек на сей раз не даст команде столь весомого преимущества. Но этот пример иллюстрирует глубину знаний, которые топ-команды могут себе позволить за свои немалые деньги…»