4 мин.

«Феррари» черным по белому

Должна сказать, что домашний скандал «Феррари», с рассказами о саботаже Найджела Степни на Гран-при Монако и прочими некрасивыми делишками, меня не сильно впечатлил — шито белыми нитками, а вернее, запорошено мистическим белым порошком в баках болидов. Уголовное дело, возбужденное в Италии по заявлению «Феррари», правда, удивило -- кажется, все серьезно. И вот оно! Вчера и сегодня бабахает так, что накрыло и «Феррари», и «Макларен», и даже ФИА зацепило.

Сначала сухие факты. Найджел Степни со вторника официально уволен из «Феррари». Он и сотрудник «Макларена», сначала безымянный, а затем вычисленный по давней связи со Степни, Майк Кофлэн обвиняются в промышленном шпионаже против итальянской конюшни. Обыск, проведенный в доме Кофлэна в Сюррее, дал «положительные результаты». И судя по тому, как быстро «Макларен» отмежевался от дела, отстранив своего главного конструктора — результаты эти абсолютно реальны, не фальсифицированы и не подброшены. В среду британская команда заявила, что интеллектуальная собственность «Феррари» в МР4-22 не использовалась и предложила ФИА провести полный тест болидов для подтверждения сего факта. Федерация, на которую, возможно, осуществлялось давление и со стороны итальянцев, взялась, при полной поддержке обеих команд, провести собственное расследование в рамках Международного спортивного кода и регламента Ф-1.

Факты, как видите, немногочисленны, поэтому вопросы растут как грибы после дождя. Что в найденных документах? Действительно ли Кофлэн не использовал их в работе, и знало ли о существовании столь ценной информации высшее руководство «Макларена»? Почему, когда две недели назад у Степни начались проблемы, его партнер не избавился от компрометирующих его бумаг, а хранил их у себя дома? Откуда «Феррари» так точно узнала, кто замешан в шпионаже, и так легко и быстро обнаружила документы? Был ли пакет, найденный у Кофлэна и датированный концом апреля, первым и единственным, или до него были другие, не найденные? Как поведет себя ФИА, и грозят ли «Макларену» какие-то суровые санкции в чемпионате? Как повлияет на работу конструкторского бюро британской конюшни отстранение руководителя высшего звена? Впрочем, последний вопрос разбирать не буду, предлагаю просто почитать анализ коллеги на сайте www.formulamag.com. Но слухи и домыслы по некоторым остальным хотелось бы с вами обсудить.

Для начала самый любопытный вопрос: что там? Как опубликовал в среду немецкий Auto Motor und Sport, в распоряжении Кофлэна был талмуд на 500 страниц, в котором содержится техническая информация о F2007, данные о настройках и подготовке болидов, стратегии команды, контроле качества, полные данные тестов, внутренняя организационная структура команды, информация о главных инженерах и зарисовки на будущее. В общем, «Феррари» от А до Я, правда, немного странным кажется, что вся подноготная команды уместилась всего на пяти сотнях страниц. Полезен ли был такой документ для главного конструктора, который занимается не столько проектированием, сколько административными вопросами? На мой взгляд, безусловно — как все работает в «Феррари»-болиде и «Феррари»-конюшне как раз подходит его высокому управляющему посту.

Всех, конечно, грызет вопрос об использовании полученной информации. Уверенность, с которой «Макларен» отдал болиды на растерзание техническим делегатам ФИА, заставляет думать, что формально там все чисто. Данные, полученные в конце апреля, дали доминирующий результат в Монако уже через пару-тройку недель? Вот это вряд ли. Да и прямое использование деталей машины совершенно другой конструкции нереально. Но вот идеи! Идеи они всегда подсматриваются друг у друга, фотографируются у конкурентов детали аэродинамики, шасси и вся внутренняя начинка, которая может неосторожно быть открыта постороннему взгляду. А если взгляд можно запустить глубже? Не обязательно ведь слепо копировать, но чужие идеи могут вдохновить, натолкнуть, подсказать что-то новенькое, интересное — уж я по себе знаю, все-таки исследовательской работой занимаюсь.

А если нельзя скопировать, то может можно опротестовать какой-то элемент? Как в прошлом году в масс-демпферами «Рено» — ну не вышел у «Феррари» нужный эффект, зато получилось их забанить. Тут возникает захватывающее подозрение о том, что «Макларену», возможно была доступна некоторая информация о F2007 и ранее. Помните гибкие днища, работу которых Падди Лоув так детально описал перед ФИА? Откуда, спрашивается, у британцев были столь точные данные о работе маленькой пружины, которая крепит днище к монококу? Так может, именно отсюда ведется отсчет времени, в течение которого «Феррари» вела внутреннее расследование, заподозрив уже в том инциденте, что кто-то сливает информацию конкурентам… Итак, шпионские данные можно использовать не только для себя, но и против их источника. Кстати, а как «Макларен» менее чем за сутки определил, что у них нет элементов, которые они, напомню, в глаза не видели? Понятно, Кофлэн сказал, но правду ли?

Думаю, вряд ли расследование ФИА даст такие же «положительные результаты», как обыск. И санкций против команды со стороны ФИА, разумеется, не будет. Но небольшое сомнение будет витать над «Маклареном» на (какое неудачное временное совпадение!) родном Гран-при Великобритании. А уголовное дело о промышленном шпионаже затянется. Памятуя о случае с «Тойотой», на годы.