4 мин.

Победа, которой не было

Поклонники Кими Райкконена должны быть сейчас в трауре: ну что стоило финну немного умерить пыл, проявить чуть большую осторожность, сбросить скорость, пусть даже просто уступить это первое место, но сохранить второе стоимостью восемь очков и сократить отрыв в личном зачете хотя бы от собственного напарника? Глядишь, пришел бы вторым, после штрафа Хэмилтона уже получил бы свою победу в Гран-при Бельгии, пусть и спорную…

Например, как Льюис в Валенсии: «Я хотел бы выиграть, но понял, что иногда лучше просто набрать как можно больше очков, а побороться позже. Моя цель по-прежнему состоит в том, чтобы выиграть чемпионат, и ее нельзя осуществить, заканчивая гонки в барьерах после слишком оптимистичной атаки».

Или как Фелипе сегодня на пресс-конференции после гонки: «Честно говоря, я ехал медленнее, чем полагалось. Видел вылетающие машины, особенно Кими, и сказал себе, что не хочу рисковать правильными очками. И я чувствовал себя очень комфортно, когда очень медленно проходил повороты».

Но Кими не из тех, кто, чувствуя столь близкую победу, будет менять ее на очки, даже самые важные в сезоне. Не из тех, кто осторожничает и снимает ногу с педали газа, потому что становится слишком опасно. Это Кими не заехал на пит-стоп на Гран-при Европы 2005 года, когда поврежденная покрышка причиняла разрушающую вибрацию рычагам подвески, из-за чего и вылетел на последнем круге, вручив победу главному сопернику Фернандо Алонсо. И можно его ругать за недальновидность, вспоминать потом в конце чемпионата эти потерянные восемь очков в личном зачете и подсказывать, что нужно было делать. Но Кими шел по принципу «Или пан или пропал», гнал, несмотря на ошибки и вылеты, проскользнул между Хэмилтоном и Росбергом, как будто не было затрудненной видимости и минимальной щели, и полетел дальше. Никаких полумер. Потому что это гонка, и именно так должны поступать гонщики – бороться только за победу, чего бы это не стоило.

Поэтому, конечно, уже сейчас можно сказать, что авария в Спа серьезно подточила шансы финна на защиту его титула, но мне лично больше по душе именно такой Кими и такой подход к гонкам, вместо приведенных выше цитат. Которыми, кстати, и Райкконен в этом году немало грешил.

В «Формуле-1» в последнее время и так слишком часто работает тезис: «Кто не рискует, тот и пьет шампанское». К счастью, сегодня Ник Хайдфельд в противовес выставил свое феноменальное решение заехать в боксы за два круга до финиша, чтобы переобуться в промежуточные покрышки. Нет, конечно, вместе с ним туда зарулили еще пять пилотов, но нужно признать, что все они шли на позициях во второй десятке и ничем по существу не рисковали.

Ник оказался единственным пилотом из зачетной зоны, кто наплевал на свои возможные очки – у него намечалось два за пятое место – и не вспомнил о наказе Марио Тайссена обоим пилотам пополнять командную копилку. Немец пошел на риск – слепой, ведь до него никто не менял резину и нельзя было хотя бы сравнить темп болидов на разных покрышках, и вполне возможно бессмысленный, ведь он вернулся на трассу только девятым.

Но за незапланированный пит-стоп он потерял всего десять секунд, а за последний круг догнал и обогнал всех, кого мог. Было бы в Гран-при Бельгии 45 кругов, пал бы и осторожничавший Масса. Ибо в то время как Алонсо, Кубица, Бурдэ, Феттель и Уэббер проходили семь километров «Спа-Франкоршам» за две минуты 14, а то и 20 секунд, а Льюис и Фелипе и того больше – 36 и 45, Ник сделал оборот за две минуты и одну секунду. Как тут было устоять, когда такая разница в скорости! Даже немного жаль, что никому из группы лидеров не пришла в голову идея переобуться и подобрать легкую победу на комфортной промежуточной резине…

Если уж говорить сегодня о тех, кто боролся до конца, до последнего соперника, то, конечно, нельзя пропустить Льюиса Хэмилтона. В упрек англичанину на Гран-при Бельгии можно поставить только два момента: ошибку в «Источнике» на втором круге, благодаря которой обладатель поула и лидер со старта выпустил вперед Кими Райкконена, и слишком поспешную контратаку все там же на предпоследнем круге. Не будь первой помарки, и пилот «Макларена» мог бы комфортно контролировать гонку, точно так же, как это делал гонщик «Феррари» – до первого пит-стопа их темп не выдавал фаворита. Да, после остановки Льюис отстал, но тут скорее нужно винить не его, а лишь неудачу и отсутствие возможной помощи от напарника, который оказался впереди, но позицию не отдал.

Отстав уже так, что лидер гонки был виден разве что на длиннющих прямых Спа, Хэмилтон все равно не сдался, хотя зачастую в гонках разрыв в пять секунд становится приговором интриге. Британец своего часа дождался, когда в борьбу вступили твердые покрышки «Бриджстоун» (тут нельзя не отметить необычную тактику, когда пилоты 24 круга гонки прошли на двух опциональных комплектах, а на 20 поставили «хард»). На твердом компаунде Льюис начал объяснимо догонять Кими, и уж вовсе неудивительно, что когда пошел дождь, ему было легче поддерживать температуру в покрышках – на особенности пилотирования лидера чемпионата мира и различия в работе с шинами между «Феррари» и «Маклареном» указывал «Бриджстоун»…

Что же до инцидента в «Автобусной остановке» и последующего обгона в «Источнике», то в «Ф-1» штрафуют не за срез шиканы, а за получение спортивного преимущества над соперником. И даже тот факт, что Льюис отступил, как бы зафиксировав подчинение правилам, вовсе не может служить доказательством, что искомое преимущество перед «Источником» получено не было. По этому поводу болельщики «алых» и «серебряных» еще наломают немало копий, пока не наступит дата Апелляционного суда ФИА. Да и после нее тоже. Главное, что «Макларен» не сдается, и готов отстаивать свои позиции. И выигрывать не благодаря, а вопреки.