8 мин.

Переходный период

Приближается август, Гран-при Венгрии и следующие за ним летние каникулы в календаре чемпионата «Ф-1». И хотя «глупый сезон» в этом году начался в тот самый момент, когда стало ясно, что болид «Рено» не едет, а следовательно, Фернандо Алонсо скорее всего снова выходит на рынок, основные действа с контрактами начнутся только сейчас. Как раз в августе ожидается решение по составу пилотов в «БМВ-Заубере», да и сам испанец, по слухам, должен был уведомить свою нынешнюю команду о желании уйти до 21 июля, а решение сообщит на Гран-при Италии, где часто о контрактах объявляет «Феррари»…

Собственно, Алонсо, тот, на место кого его упорно прочат, то есть Райкконен, и еще один воображаемый претендент на место действующего, Кубица – вот та тройка, которая в данный момент является ключевой в возможных пертурбациях составов команд в сезоне-2009. Кто-то считает центральной фигурой, держащей весь рынок Фернандо, кто-то возлагает эту вину на плечи Райкконена или Кубицы – не возьмусь предсказывать, кто из них сделает первый ход в этой партии, но предлагаю обсудить варианты развития событий и сделать свои прогнозы.

Король

Все, что я помню из шахмат – вокруг короля развиваются все баталии, но сам он производит мало телодвижений, что напоминает Кими Райкконена – он с наименьшей вероятностью изменит свое положение в «Ф-1» в сезоне-2009. Общественное мнение, правда, основываясь на параллелях с Микой Хаккиненом, породило предположение, что финны выступают в королевском классе недолго, за рекордами и титулами не гоняются и после второй короны теряют интерес и мотивацию, покидая «Ф-1». Поэтому появился слух, что в случае победы в чемпионате-2008 Кими завершит сотрудничество со Скудерией и выйдет на супер-раннюю пенсию весь в «алых» миллионах. Говорят, пункт о досрочном расторжении в его контракте имеется.

Сам Кими в последних интервью если и касается темы своего будущего, никогда не упоминает титулы и какую-либо зависимость его решения от их количества. Ему, кажется, гораздо интереснее сам процесс, а не его результат – какая, собственно, разница будет он чемпионом лишь однажды или еще раз-другой? А как только поток удовольствия от гонок иссякнет, сам по себе, или погрязнув под сопутствующей королевским автогонкам публичностью (с Кими второй этап подряд в паддоке случаются шумные скандалы, сначала с фотографом, затем с фанаткой и маленькой девочкой), Райкконен карьеру завершит. Однако, текущее соглашение, действующее до конца следующего сезона, обещает финн, он выполнит в полном объеме.

Поэтому прогноз – в следующем году Кими продолжит носить алый комбинезон.

На днях, правда, Bild запустил слух о том, что он останется с нами вплоть до 2011 года. Весьма сомнительно, что подобный контракт действительно оформлен, но вовсе не исключено, что действующий чемпион получил предварительное предложение из Маранелло в связи с опцией в его текущем контракте или просто с его продлением. Соглашения в командах такого уровня как «Феррари» и с такими пилотами, как Райкконен, в норме обсуждаются сильно загодя… А может просто годы перепутали, и обсуждения все же касались следующего сезона.

Ферзь

Фернандо Алонсо едва ли не с начала года порождает слухи о своих возможных трудоустройствах на 2009 год: от очевидных до невероятных. Впрочем, все обсуждаемые варианты известны еще по прошлому году: чемпиона была бы рада принять любая команда, кроме, разумеется, кровного врага «Макларена». Самые частые предположения связывают Фернандо с «Феррари», в которой, согласно как обязательствам, так и прогнозам, на будущий год мест нет. Возможный контракт, и о нем даже появились сообщения во время Гран-при Монако, скорее всего, представляет собой соглашение о намерениях «в таких-то и таких-то случаях» и датируется 2010 годом. В связи с подобным переходом рассматривается и демарш одного из крупнейших спонсоров «Макларена» – банка Santander, с последующим подписанием бумаг с «алыми» (что было бы еще и местью «серебряным» за Vodafone).

Следующим, а может и столь же часто возникающим в слухах пунктом назначения испанца является «Хонда». Тут, как на днях объявил The Telegraph, Алонсо предложили контракт по принципу «Назови цену сам». Сообщение так удобно совпало по времени с тем самым предполагаемым дедлайном 21 июля, что трудно в него не поверить… Ну и дальше идут «БМВ-Заубер», который пока нельзя исключить из уравнения, и «Ред Булл», который уже пресек слухи, в стиле топ-команд определившись с составом на будущий год заранее.

Именно из-за «Ред Булла» сегодняшняя ситуация с Алонсо начала напоминать историю конца прошлого года. Помните, все бурно обсуждали, что же будет с испанцем, а пока сыр-бор, команды потихоньку захлопывали калитки перед двукратным, заключая контракты отнюдь не с ним, пока в конце концов ему просто ничего не оставалось, как вернуться в «Рено». Вот и сейчас «быки» не просто самоустранились из списка, но и перекрыли один из переходов, который считался возможным, уйди Фернандо из «Рено». Подписали на следующий год Уэббера, которого Бриаторе, будучи его менеджером, считалось, мог бы призвать под знамена французской конюшни… Теперь, уйди испанец, «Рено» остается или со слабым составом из новичков, или вынуждена будет довольствоваться тем, кого вышибет переход Нандо.

В «Хонде» ситуация вообще не поддается прогнозам из-за стопроцентной противоречивости поступающей от руководства информации. Росс Браун буквально с промежутком в день заявил, что не собирается менять состав команды на будущий год, а затем подчеркнул, что ничего не решено ни с Баттоном, ни с Баррикелло. Похоже, ему хочется пойти по первому пути, но ему напоминают о возможности второго… Например, также с небольшим интервалом Ник Фрай сообщил, что ресурсы, которые японцы заготовили на следующий год, соответствуют тому, чтобы пригласить в команду ведущего гонщика – почему бы не Фернандо Алонсо? А Браун поделился мнением, что не готова еще конюшня приглашать пилота такого уровня…

В том, что Алонсо и в самом деле получил более чем щедрое предложение от «Хонды», можно практически не сомневаться – японцы сейчас не снимают ногу в педали газа, пытаясь прорваться поближе к вершине на волне смены правил. Хотя, на мой взгляд, такие вот контракты – зло для «Ф-1». Расходы и зарплаты и так растут быстрее, чем скорости, и в этом дуэте Алонсо мог бы задрать планку, за которой все начнут тянуться.

Ну да, ладно, предложили – еще не значит, что испанец согласится. Понятно, что его ежегодные метания из команды в команду ни ему самому, ни его работодателям ни к чему. Если он искренне желает остаться в «Ф-1» еще на десяток лет и добиться при этом еще большего успеха, ему нужно заключать долгосрочный контракт. Но с кем? Если это «Феррари» в 2010, то на следующий сезон нет никакого смысла расставаться с «Рено», если же история с итальянской конюшней лишь выдает желаемое за действительно, то сейчас Алонсо предстоит выбрать команду с потенциалом выстрелить через год-два.

И вот тут не угадаешь – настолько кардинально поменяются правила, что прогнозировать непрерывность в развитии команд просто нелогично. Можно, конечно, предположить, что в нынешней гонке технологий одну из существенных ролей сыграют размеры банковских счетов команд, а значит, в состав подозреваемых попадают все шесть заводских конюшен. Из них «Хонда» чаще всего вещает о грядущих перестановках в сложившейся иерархии, ее пилоты считают, что все, кому не найдется мест в «Феррари» или «Макларене», будут стремиться попасть под руководство Росса Брауна, но оттого, как часто произносишь слово «сахар», во рту слаще не становится. «Хонда» может выстрелить, а может и с треском провалить свою кампанию 2009 года. Уж слишком велик риск для двукратного чемпиона, и если решающим фактором для него не станут деньги, можно ожидать, что он заставит японцев потерпеть годик.

Прогноз – Фернандо решит, что в «Рено» можно в тепле и на хорошем материальном обеспечении переждать время перемен.

Пешка

Одна из самых интересных возможных перестановок предполагает Роберта Кубицу в «Феррари», а двукратного чемпиона – на место поляка в «БМВ». Здесь все снова утыкается в контракты «алых», но существует предположение, что если место не освободится естественным путем, ради победителя Гран-при Канады Скудерия готова отказаться от услуг Фелипе Массы. Через год после заключения с ним трехлетнего контракта.

Роберт – несомненно продемонстрировал задатки будущей звезды «Формулы-1». Возможно, с точки зрения маркетинга, у него не самая продаваемая внешность, как у Льюиса Хэмилтона, но в конце концов ценность пилота определяют результаты, а не частота появления на PR-мероприятиях. А потому на Кубицу могут положить глаз те команды, которым не достанется Алонсо, или, как говорят, в случае с «Феррари», те, кто предпочитает поляка испанцу. И если в «БМВ-Заубере» думают так же, как и у их соседей по паддоку, команда должна и сама стараться удержать гонщика, принесшего им первую победу. Взрастили, а теперь что же, отпускать?

До сентября Марио Тайссен должен воспользоваться опцией в контракте Роберта на его услуги в чемпионате-2009, и пока нет причин предполагать, что он не воспользуется этой возможностью. Менять одновременно и болид под новые технические требования, и состав пилотов, которым придется привыкать не только к технике, но и к работе с новыми людьми – лишний риск при такой отличной паре пилотов (заметьте, что Ник Хайдфельд за последние 4 Гран-при набрал очков больше, чем кто либо в чемпионате).

Отсюда уже избитый, хотя менее уверенный прогноз – упомянутая перестановка все же мне импонирует, любопытно было бы взглянуть – но все же, полагаю, «БМВ» оставит обоих гонщиков на следующий год.

Что ж, прогнозы по размышлении получились неоригинальные, но уж слишком сложной получается игра-угадайка – какая команда будет на высоте в следующем сезоне? А вот к 2010-му у большинства гонщиков, не только упомянутых здесь, заканчиваются контракты. И там-то начнется движение!