8 мин.

FAQ. Кто большее зло в войне, накрывающей европейский баскетбол

Sports.ru помогает разобраться в конфликте Евролиги и ФИБА.

- Не слишком ли пафосно называть возню в европейском болоте «войной»?

– Нет, все вполне серьезно. Мир, заключенный между Евролигой и ФИБА в начале этого века, оказался всего лишь перемирием. Сейчас же борьба за контроль европейских кубков и их заработки возобновилась.

В сезоне-2000/01 бывший Кубок европейских чемпионов развалился на два соревнования: половина лучших клубов континента выступала в составе новообразованного турнира, присвоившего себе название «Евролига», а другая решила не выходить из-под контроля ФИБА и играла в так называемой Супролиге. После этого международная федерация прекратила активное сопротивление и отдала европейский баскетбол, убыточный и унылый, на откуп самим клубам.

И вот, спустя 15 лет и после внутренней реорганизации, ФИБА вновь пытается вернуть европейские кубки под свою юрисдикцию. И при этом ведет себя довольно воинственно и не желает слышать ни о каких компромиссах.

- В чем это проявляется?

– Слухи о намерении ФИБА возродить Супролигу появились летом позапрошлого года. На фоне «жесткой» позиции в отношении РФБ и клубов лиги ВТБ.

И вот на протяжении последних двух лет боссы ФИБА движутся к поставленной цели и в основном оперируют двумя излюбленными средствами.

В качестве «кнута» фигурируют: давление на клубы через федерации, угрозы дисквалификации или даже непосредственно дисквалификации (как случилось с РФБ), а также нововведения, которые должны помешать нормальному функционированию кубков Евролиги. Так, например, с 2017-го года ФИБА планирует вести групповой отборочный цикл на чемпионат мира и для его проведения выделяет специальные «окна» по ходу клубного сезона. Официально это делается для того, чтобы повысить статус Кубка мира и дать сборным возможность чаще выступать на домашних площадках (как в футболе), но фактически годится лишь в качестве еще одного инструмента давления. Совершенно понятно, что НБА не будет делать никаких пауз в сезоне, а значит, главные звезды, в том числе и европейского баскетбола, в подобных паузах не будут спешить на родину. (Для баскетбола, в котором присутствие/отсутствие трех лидеров – это настоящая пропасть, сама подобная идея попахивает сумасшествием).

«Пряники» у ФИБА тоже имеются: уже два года организация бомбардирует лучшие европейские клубы письмами-предложениями, устраивает встречи и всячески уговаривает их опомниться и вернуться в правильное лоно. В последний раз, в ноябре 2015-го, ФИБА предлагала суперклубам 30 миллионов евро в год, что было перекрыто Евролигой суммой в 36-50 миллионов.

Самое интересное, что постоянные отказы – ведущие клубы Евролиги, имеющие лицензию «А», не раз заявляли приверженность выбранному 15 лет назад курсу – ФИБА совершенно не смущают. Международная федерация умело играет на противоречиях, которых хватает: раз ФИБА не может предложить клубам тех финансовых условий, что есть у Евролиги, то она упирает на то, что главный европейский турнир построен не по спортивному принципу, и подкармливает недовольство посредственных лиг и клубов, желающих прорваться на главную арену.

Любые встречные предложения от Евролиги ФИБА также игнорирует. Жорди Бертомеу хотел передвинуть выделенные для сборных «окна» на более приемлемое для клубов время, а также несколько раз выступал с миротворческими инициативами, но его предпочитают не замечать вовсе. ФИБА чувствует себя в силе изменить существующий порядок вещей и продолжает упрямо гнуть линию.

- А что в европейском баскетболе все так здорово, что за него развернулась такая борьба?

– В европейском баскетболе все совсем не здорово. Даже суперклубы живут на деньги спонсоров и не возвращают и 5 процентов потраченного. Например, в прошлом сезоне ЦСКА при бюджете в 35 миллионов евро и традиционном месте в «Финале четырех» заработал 500 тысяч.

Евролига движется вперед – меняет правила в пользу большей зрелищности, повышает уровень трансляций, постоянно привлекает новых спонсоров, продает права на трансляции в Китай и так далее – но происходит это настолько медленно, и интерес в Европе к баскетболу настолько мал, что все это вряд ли заметно со стороны.

Перспективы у европейского баскетбола есть, но агрессия ФИБА связана не столько с текущим положением, сколько с трансформацией внутри самой организации. (Эти изменения, правда, тоже не очень заметны, если учесть на каком безобразном уровне проводился прошлый чемпионат мира). Просто новое руководство учло ошибки первого конфликта и пытается подойти к очередной сшибке за европейские клубы и их деньги с позиции силы, заставляя понять, что готова к многолетней осаде и своего в этот раз не отдаст.

- Зачем тогда Евролига создает дополнительное напряжение, сокращая количество участников до 16?

Здесь нужно понимать хронологию событий: сначала выступила ФИБА и принялась давить на все рычаги, до которых только могла дотянуться, затем Евролиге пришлось делать свой ход.

Единственный инструмент, который есть у Евролиги – это финансовые гарантии клубам участникам и обещания сделать турнир более прибыльным. В существующих условиях для этого есть лишь один способ: сделать ставку на суперклубы, обладателей лицензии «А», и создать полноценный «элитный» турнир по круговой системе.

Дело в том, что единственная вещь в европейском баскетболе, которую можно продать – это бренд. Зрителя мало интересует текущая ситуация в команде, его не интересует то, что «Маккаби» вылетел и из Евролиги, и из Еврокубка – на убогий, всем проигрывающий «Маккаби», например, в Москве идут гораздо охотнее, чем на условный «Бамберг», в этом сезоне показывающий зрелищный эффективный баскетбол.

Евролига – это единственная организация в европейском баскетболе, которая пытается зарабатывать. Поэтому с коммерческой точки зрения она пошла на верное, хоть и крайне непопулярное решение, объявив о сокращении.

Раньше Евролига могла себе позволить заигрывать с разнообразными чемпионами Польши, Франции и Бельгии, которые успешно покидали турнир после квалификационных турниров или стадии укороченного регулярного сезона. Просто в условиях конфронтации с ФИБА эта попытка угодить всем не работает. Будущее Евролиги связано с суперклубами, а дикие траты суперклубов оправданы лишь в том случае, если они будут получать отдачу в рамках такого элитного турнира.

- Но сам Андрей Кириленко назвал Евролигу «абсолютным злом»?

– Андрей Кириленко больше не тот человек, который получал миллионы евро от ЦСКА и десятки миллионов долларов от «Юты». Теперь он президент РФБ и, во-первых, российский чиновник, во-вторых, чиновник, формально подчиненный ФИБА. Так что в данном случае можно говорить о том, что либо это позиция, на которое очень сильно повлияла международная организация, любезно простившая РФБ после выборов нового президента, либо это позиция российского чиновника, больше обеспокоенного делами сборной и тем, чтобы российские клубы «больше играли», но не зарабатывали.

- Есть ли конкретная позиция у российских клубов?

– Прежде всего, в данном случае нет такого понятия, как «российские клубы».

Есть ЦСКА, с которым все понятно. ЦСКА хотели бы видеть и в Евролиге, и в Лиге чемпионов ФИБА, но вместе с остальными обладателями лицензии «А» красно-синие решили остаться в хозяйстве Жорди Бертоме.

Позиция остальных сейчас довольно размыта и лучше всего характеризуется репликой генерального директора лиги ВТБ Андрея Широкова, этого Гарика Мартиросяна российского баскетбола.

Привычно выйдя на сцену и взяв в руки микрофон, Широков провозгласил много привычных забавностей, в частности:

– «ведущим российским клубам неинтересно участвовать в Еврокубке»;

– «зачем нам сотрудничество с Евролигой, если Единая Лига ВТБ не будет иметь прямого выхода в Евролигу»;

– «не уверен, что тот формат, который сейчас предлагает Евролига – без тех же клубов «Химки» и «Локомотив-Кубань», сделает Евролигу намного привлекательнее нашей лиги. Ведь как минимум половина команд Евролиги с лицензией «А» не сильнее первых восьми команд Единой лиги ВТБ»…

Привлекательность лиги ВТБ со средней посещаемостью в полторы тысячи зрителей – это вопрос, который лучше оставить за скобками.

А вот про первые два тезиса можно было подумать, что в них Широков верит и на самом деле, если бы он при этом десять раз на два абзаца ни повторил, что лига ВТБ ждет «достойного предложения» от Евролиги.

В этом и состоит «твердая, устойчивая и без шараханий» позиция лиги и клубов – сейчас, пользуясь моментом, самые разные силы пытаются выторговать для себя еще немного больше.

Если же без камеди-клабного юмора, то выбирать российским клубам не приходится.

У обоих конкурирующих турниров похожие условия, но Лига чемпионов ФИБА проигрывает по всем показателям:

бюджет Лиги чемпионов ФИБА составляет 2,3 миллиона евро (и это на 32 клуба), бюджет Еврокубка – 2,5 миллиона евро (на 24 клуба);

в Лиге чемпионов смогут участвовать два клуба из России в основной сетке и 1 через квалификацию, в Еврокубке – три клуба из России в основной сетке;

участвовать в Лиге чемпионов будут чемпионы небаскетбольных стран, а в Еврокубке – на три головы их превосходящие середняки Испании и Турции;

участие в Лиге чемпионов не дает никакого продвижения, победа в Еврокубке дает выход в Евролигу (через несколько лет, возможно, будут выходить три-пять клубов). Плюс существует вероятность того, что Евролига увеличит участие для России квоты и в главном турнире, и в Еврокубке.

- Предложение ФИБА выглядит настолько жалко, что хочется сказать: «Расходимся…» Что будет дальше?

– 20 марта в Париже ФИБА проведет официальную презентацию нового турнира, но ясность это обещает лишь относительную.

Понятно, что очередной наскок позволил им сделать лишь крошечный шаг к намеченной цели. За два года – через давление с помощью европейских федераций, через улучшение финансовых условий – ФИБА сумела пройти путь от Еврочелленджа, третьесортного клубного турнира, до Лиги чемпионов, в которой, возможно, появятся команды немного посильнее. Формально уже объявлено о том, что ФИБА поддержали федерации Франции, Италии, Турции, Бельгии, Польши, Израиля и Литвы. Но названия конкретных клубов так и не были озвучены, в то время как Жорди Бертомеу не раз говорит, что сами-то команды вовсе не солидарны с Федерациями и понимают, что даже Еврокубок для них привлекательнее.

Вопрос будущего – это не вопрос презентации и даже не вопрос следующего сезона. Настораживает, что ФИБА слишком настойчиво продолжает осаду лакомых европейских кубков и совершенно не комплексует перед неудачами.

Во-первых, для нее важно постоянно показывать, что есть альтернатива существующему положению вещей, и в какой-то момент, возможно, она станет привлекательнее. И эта альтернатива – не непонятный Еврочеллендж, а что-то чуть более заманчивое.

Во-вторых, в рукаве у международной федерации остается главный козырь, который рано или поздно должен пойти в ход.

Евролига по-прежнему отказывается признавать новый календарь ФИБА и не планирует отпускать игроков в расположение сборных. Нежелание искать точки соприкосновения со стороны ФИБА косвенно намекает на то, что в какой-то момент руками национальных федераций она начнет вести себя гораздо жестче по отношению к клубам и перейдет от уговоров к дисквалификациям. Все же помнят команду питерскую команду «Лайонс», которая была отстранена Сергеем Черновым от российского чемпионата и играла исключительно в мятежной Евролиге. Если ФИБА перестанет сдерживать себя и делать вид, что печется об интересах европейского баскетбола, а Андрей Кириленко окончательно превратится в функционера, то таким «Лайонс» может стать даже ЦСКА.

Фото: globallookpress.com/Alexander Chernykh