ru en
Sports.ru
5 февраля 19:06
Популярные шахматы
Популярные шахматы

Простые мысли о сложной игре

В чём кризис шахмат?

В своё время, когда шахматы стали набирать обороты популярности по всему миру - а это началось ещё веке в 16-м - не было ни футбола, ни биатлона, ни других спортивных игр. Эту древнюю интеллектуальную игру любили одновременно и за простоту, и за сложность. Казалось бы, чего там трудного - знай ходы, передвигай фигурки и матуй короля. Однако шахматы заставляли думать. Несчётное количество самых разнообразных позиций, расчётливых и красивых комбинаций, многообразие дебютов, хитросплетения миттельшпилей и тонкость эндшпилей - для всего этого требуется лишь доска в 64 клетки и 32 фигурки. И вперёд - создавать шедевры шахматного искусства.

Апогея своей популярности шахматы достигли в конце 19-го века, когда стали проводить матчи на первенство мира. Миллионы людей следили за этим зрелищем со всех уголков земли. Истинный любитель и поклонник шахмат наверняка помнит, как Капабланка разгромил Ласкера, ни разу ему не проиграв. Как Алёхин в очень сложном в психологическом плане поединке против кубинца завоевал титул чемпиона мира, который сохранился за ним посмертно. Как Карпов с Каспаровым разыгрывали между собой аж 5 матчей, первый из которых так и не завершился...                                                                                                       

Но что же происходит сейчас? За результатами современных турниров следят посредственно, больше половины современных гроссмейстеров народ и не знает. Некоторые до сих пор думают, что чемпионом мира является Каспаров...Куда же исчез тот самый шахматный бум, сразивший весь мир в прошлые столетия? Действительно ли шахматы сейчас в кризисе?  

Есть одна замечательная книга - "Давид против Голиафа", которую написал знаменитый советский гроссмейстер Давид Бронштейн (1923-2006). Большая часть её содержания посвящена игре с компьютером, но есть в книге и пара интервью, которые давал шахматист (не скрою - мой любимый). Так вот, на вопрос "Почему шахматы в кризисе?", он ответил так:                                                                                                                         

"Потому что они уже изучены. Исчезло ощущение тайны! Это уже не импровизация, не вдохновение, не поиск чего-то неизведанного. Уже никто не ищет "лошадь Пржевальского"...Сегодня шахматы держатся на прекрасной памяти молодых. Они жалуются, что наше поколение не понимает, как это трудно: переваривать тысячи партий, запоминать массу информации, не сбиться в порядке ходов, воспроизводя на доске 20-ходовый теоретический вариант...Да, я понимаю, какое это огромное напряжение. Но это не имеет ничего общего с теми шахматами, в которые играло моё поколение."  

Дело в том, что раньше никогда не боялись выставлять напоказ свои секреты, ловушки и комбинации. Партии были разнообразными, преобладал открытый стиль. А сейчас все партии похожи друг на друга как две капли воды. Дебюты настолько разобраны и изучены, что даже первые 20-25 ходов просто повторяются в варианте. Только потом начинается импровизация, да и то - редко когда в таких партиях можно увидеть что-то интересное. Чаще всего ничья по выходе из дебюта.  

Сейчас есть очень много видов соревнований по шахматам, среди которых прижились только быстрые шахматы. Я здесь вновь-таки согласен с Бронштейном: гораздо интереснее играть блиц, а не сидеть за шахматной доской часами.   

Вообщем, шахматы стали предсказуемыми и к тому же - изученными. Понятное дело, что в как и в том же самом футболе, в шахматах работает человек, всё зависит именно от него. Но никто не знает, в какой угол будет бить футболист с 11-метровой отметки - и куда мяч полетит, в угол или мимо; зато все знают, что мат двумя конями при правильной защите не делается, а в основе староиндийской защиты лежит фианкеттирование королевского слона. Траектория человека неожиданна, необъяснима. В шахматах действо происходит на небольшой доске, каждая фигура ходит так, как это было придумано в своё время.  

Шахматы - это не спорт. Это интеллект и психологическая выдержка, ничего более. Логично, что новичку очень трудно заметить сложную комбинацию. Но он будет проявлять усердие - и вскоре будет смело отдавать качество в миттельшпиле. Физических же усилий он практически не приложит. А мы привыкли к тому, что спорт - это весело, это зрелищно. Спортивные игры - подвижные игры. Да и не каждому даны такие фантастические мозги, как у современных роботов, готовых ради того, чтобы вынудить противника сдастся, просиживать с тренерами и ноутбуками целыми сутками.                                                                       

Виноваты в кризисе шахмат и деньги. Раньше интеллектуальные корифеи сами стремились к тому, чтобы их великолепные шахматные творения увидел весь свет. А сейчас некоторые вообще свои матчи продают за немалую сумму (поединок Каспарова с Шортом, например, который они продали "Таймсу" за 3 млн долларов). Тут можно очень много спорить, но я останусь при своём мнении: деньги портят интеллектуальную игру. Футбол, биатлон, баскетбол - нет, там деньги сами становятся частью игры.   

А главная проблема, пожалуй, - народу попросту стало не до шахмат. Нет времени думать, надо устраивать свою жизнь иным способом. Сейчас предпочитают наблюдать зрелище, а не вечные движения руки над шахматными досками. Продвигать шахматы некому, такого реформатора нет и, скорее всего, не будет. Он не спасёт эту игру. Превращение шахмат в спорт - это губительный метод. Он создавался в своё время ФИДЕ для их популяризации: поначалу это проходило, но теперь нет. На первые роли выходят совершенно иные виды спорта, не имеющие абсолютно никакого отношения к древней, мудрой, но исчерпавшей себя игре.  

P.S. В заключении - отрывок из книги Александра Котова "Белые и чёрные". 

"...Нужно трудиться за шахматной доской, корпеть, как вот эти крестьяне. И главное - полное внимание, которое должно абсолютно изолировать тебя от внешнего мира. Пусть за соседним столиком играется самая интересная партия, - ни одного взгляда на неё, думай только о своей позиции. Пусть стреляют из ружья над твоим ухом - храни спокойствие, уйди целиком в стоящую перед тобой позицию, приучись думать только о партии, которую играешь, и ни о чём больше."

Автор 
РЕЙТИНГ +47

Комментарии

21 февраля 20:03

после этого текста остаются шансы только на ретроспективы, а после них блог можно закрывать?

Ответить
20 февраля 08:20
Ответ на комментарий пользователя Glucifer

Да. Будем надеяться

Ответить
+1
19 февраля 23:26
Ответ на комментарий пользователя hockeyrussia

Да нет все нормально) Я в принципе человек не притязательный) Не люблю жаловаться, но времени маловато сейчас. Ну я посмотрю еще на днях, может что и дойдет до меня самого)
Это да...Надеюсь, что она (кажется, это девушка была или я ошибаюсь?) еще вернется.

Ответить
+1
19 февраля 23:09
Ответ на комментарий пользователя Glucifer

Извините, если, наоборот, Вам так показалось насчёт меня - просто не думал, что так будет сложно в плане анализа партии. Жаль, что в первом посте появившийся гроссмейстер так и ушёл дальше... лишь с мыслью, что возможно продолжит писать свой блог

Ответить
+1
19 февраля 22:50
Ответ на комментарий пользователя hockeyrussia

Несложно:) Это и вы можете сделать, блог-то открытый, но не хочу, чтобы это выглядело перекладыванием обязанностей:) Так что завтра займусь.
Ну и насчет автора последнего согласен.

Ответить
19 февраля 22:40
Ответ на комментарий пользователя Glucifer

У Африканыча Интернет не позволяет просмотреть тот сайт... несложно ли было сделать набросок(пусть и просто копирование с того сайта) и сохранить в черновиках? - тогда бы модераторы блога могли бы высказать своё мнение. Кстати, на мой взгляд, крайний автор в этом блоге весьма неплохо анализирует партии

Ответить
19 февраля 22:31
Ответ на комментарий пользователя hockeyrussia

Я в теории и размышлениях такого рода, к сожалению, не силен...надо бы, чтобы остальные заглянули посмотреть, может они смогли бы...

Ответить
19 февраля 22:15
Ответ на комментарий пользователя Glucifer

Вот у меня, к сожалению, идей на этот счёт никаких и нет, думал, может кто-то из авторов блога и что-то своё добавит.

Ответить
19 февраля 22:01
Ответ на комментарий пользователя hockeyrussia

А что конкретно?:) Перепост было бы не очень здорово, конкретно ваши мысли о ней было бы очень здорово)

Ответить
19 февраля 19:11
Ответ на комментарий пользователя Glucifer

Интересна такая партия - http://www.russiachess.org/new... ?

Ответить
+2
7 февраля 23:29
Ответ на комментарий пользователя hockeyrussia

А у нас ворота были, нам не давали в футбол гонять) Мол девочки тоже играть должны, играйте в пионербол:)

Ну в основном да, как я понимаю. Хотя не особо в курсе:) Сам в мафию играл только) Довольно забавно выходило)

Ответить
+2
7 февраля 23:09
Ответ на комментарий пользователя Glucifer

Да... это «эпохальная» игра в виду отсутствия мини-футбольных ворот в случае занятия в зале была почти всегда

Сейчас, насколько понимаю, самыми популярными играми с друзьями являются неспортивные - ещё хорошо, если это «Мафия» или «Крокодил»

Ответить
+2
7 февраля 22:49
Ответ на комментарий пользователя hockeyrussia

А у нас в пионербол играли. Препод давал мяч, говорил играйте и сваливал...Когда на днях рождения друзей собирались там играли...Здорово было.

Ответить
+2
7 февраля 21:08
Ответ на комментарий пользователя Glucifer

В школе на физкультуре играли в шахматы, а кто не умел - в шашки... но это было лишь небольшое время после пожара (в школе), когда спорзал закрыли, все занимались по своим классным кабинетам

Ответить
+3
7 февраля 20:52
Ответ на комментарий пользователя KIS-83

Да..В школах и садах нынче много нет..У нас даже уроков труда не было. хех. А шахматы... В 10-11 классе были турниры и все. До того ничего не было...Согласен, дельная мысль.

Ответить
+3
7 февраля 17:28

автору спасибо за замечательную статью,
пишите и дальше.
Выскажусь чуть-чуть по теме и я-
Куда школьные кружки по шахматам делись?
кто сейчас отдает своих детей на шахматы?
в садиках есть занятия?
все ведь идет сызмальства.
Или мы думаем, что наши дети вырастут и начнут заниматься вдруг шахматами?
а кто пример им подает?
я с ребеноком, почти 4-х лет пытаюсь по чуть-чуть заниматься, фигуры учить, ходы, ему нравится.
Но стоит ему подрасти- и начнутся искушения- ПК и игры, другие «невинные» шалости, развлечения.
Отсюда и отсутсвует система потребления, спроса, если хотите.
Если угодно- уметь играть в шахматы- сейчас не модно.
увы(((
а какие журналы по шахматам, которые доступны обычным людям, мы все знаем?
кроме «Шахмат-64» ничего не приходит на ум,
и то - журнал большинству семей, озабоченных выживанием, не по карману.

Ответить
+1
6 февраля 10:39
Ответ на комментарий пользователя checking_line@mail.ru

Боевые шахматы есть, там фигуры выставляются втемную.

Ответить
+1
6 февраля 10:33
Ответ на комментарий пользователя Алексей Логинов

Просто чаще вспоминать их надо. А шахматы на месте не стоят. Есть и боевые шахматы, есть 2х2(правда не знаю, как давно их придумали эти разновидности).

Ответить
+1
6 февраля 09:31

спасибо. Мне кажется, что будущее за «шахматами Фишера». Если есть выход вообще из этого тупика.

Ответить
+2
6 февраля 09:20
Ответ на комментарий пользователя Kukish

Поддерживаю полностью. Особенно крайний абзац.

Не любят интеллектуальный спорт, потому что сейчас не в моде интеллект. В моде поверхностная посредственность. И нынешнее образование всему этому способствует.

Ответить
6 февраля 07:35
Ответ на комментарий пользователя checking_line@mail.ru

толсто

Ответить
6 февраля 02:32

избавьтесь только от слова «вообщем» раз и навсегда, пожалуйста.
«Вообще» или «в общем».

Ответить
6 февраля 00:58
Ответ на комментарий пользователя african africanich

ну ет его личное дело ))

Ответить
+1
6 февраля 00:52
Ответ на комментарий пользователя Глеб Савин

Не знаю, когда я в своё время играл, максимум мухляжа было выйти в соседний зал сделать звонок или попытаться что-то за минуту растолковать тренеру.
У моего близкого друга отец 17ти кратный чемпион города, до сих пор играет, всё честно. Получить разряд раньше было, конечно, значительно труднее.

Ответить
+1
6 февраля 00:45
Ответ на комментарий пользователя Ром-Бер.

Алехина и фашистов) Я ушел.

Ответить
6 февраля 00:45
Ответ на комментарий пользователя sascha

Алехина, конечно.

Ответить
+1
6 февраля 00:39
Ответ на комментарий пользователя sascha

мне нужно больше интересоватся историей шахмат ))

Ответить
+1
6 февраля 00:39
Ответ на комментарий пользователя african africanich

Историю Алехина или Динамо К )? По теме: Шахматы не телегеничный вид спорта и далеко не самый простой в понимании. Согласен и с checking_line@mail.ru - сейчас шахматы стали игрой на память,тому же Талю сейчас чемпионство бы не светило.

Ответить
+1
6 февраля 00:36
Ответ на комментарий пользователя african africanich

на тему?
я спорю ?))

Ответить
+1
6 февраля 00:35

На мой взгляд, помимо выше и нижеперечисленных, можно отметить еще несколько причин кризиса:
1. Нет харизматичного чемпиона и соперников с не менее выдающимися качествами. что мы наблюдаем во многих других видах спорта. Возможно, последним таким был Каспаров, но ушед в политику... Можно провести аналогию с мужскими прыжками с шестом ,где все знали Бубку, но ныне немногие знают имена чемпионов и популярность этого вида у мужчин упала...
2. Шахматы не сделали ставку на популяризацию данного вида спорта, оставшись в основном европейско-североамериканской игрой. Ананд, скорее исключение, чем правило, а про Африканских или Южноамериканских (не трогая Кубу) шахматистов почти не слышно. В то время как тот же футбол дал имена из разных уголков мира.
3. Шахматы очень консервативны. Очень плохо приживаются различные варианты игры. Можно было поэксперементировать, проведя ,например, парные матчи или объединенные женско-мужские чемпионаты. Но такие эксперементы если и были, то не получили широкого охвата. В то время как теннису или биатлону - миксты дали неплохой стимул для популяризации...

Ответить
+1
6 февраля 00:30
Ответ на комментарий пользователя Tamplier_47

На уровне любителей(до КМС включительно) шахматы сейчас даже актуальнее, чем ранее.
____

Там вообще, говорят, ад. У меня знакомый КМС, молодой парень, рассказывал, как сейчас на этом уровне турниры «играются», с телефонами, наладонниками и т.д. Как судьи этого «не замечают» и т.д. Уровень шахмат среднего уровня (по его мнению) очень сильно упал. Да и раньше значок всесоюзного мастера (представьте, если бы Иванчук, Аронян, Мамедьяров и т.д играли в российской шахматной системе) получить было значительно сложнее.

Ответить
+1
6 февраля 00:26
Ответ на комментарий пользователя Ром-Бер.

Камрад, почему бы Вам не перенести спор в плоскость блоготворчества?)

Ответить
+1
6 февраля 00:25
Ответ на комментарий пользователя sascha

Саша, блог открытый. Почему бы Вам не изложить эту историю и отношение к ней?

Ответить
+1
6 февраля 00:23

На мой взгляд, как досуг шахматы уступают многим другим играм. Если нужен азарт - то это покер, нарды и пр.
Если нужен интеллект - преферанс, бридж. Для компании без сильного напряга - настольные игры, мафия и пр.
Самое плохое для шахмат это то, что это игра для двоих. Вдумчивая. В наше время вдумчивое сидение с другим человеком - редкость. Мало сейчас таких людей.
В плане спорта игра уступает почти во всех компонентах. Нет динамики, нет зрелищности, есть возможности для мухлевания. Все более становится консервативной.
Видимо, следует изменить правила, чтобы сделать игру более динамичной и непредсказуемой. М.б. по жеребьевке разыгрывать дебюты, и начинать игру с 20-25 хода. М.б. случайным образом генерировать расположение фигур и заставлять их играть в необычных позициях. Не знаю.
Фишка шахмат в работе мысли, интуиции, а не памяти. Сейчас это игра на память.

Ответить
6 февраля 00:22

Говоря про киевлян, имею в виду реальную историю, а не официальную советскую версию.

Ответить
+2
6 февраля 00:19
Ответ на комментарий пользователя Ром-Бер.

Эйве тоже мог не играть матч-реванш и был бы до конца Второй Мировой чемпионом. Или проиграл бы тому же Кересу ))) На одного чемпиона мира стало бы больше )))

Ответить
+1
6 февраля 00:18

А между тем очередной пост о Шахматах в окружении ВЭВ и ТВ3 на главной.

Ответить
+1
6 февраля 00:10
Ответ на комментарий пользователя sascha

все возможно, но сослагательное наклонени ... )))

Ответить
+2
5 февраля 23:58
Ответ на комментарий пользователя Ром-Бер.

понял ))) Динамовцы, кстати, если делали то, в чем их обвиняли фашисты - действительно Герои. А по Алехину - сыграй он матч-реванш с Капабланкой, может и не был бы столько лет чемпионом.

Ответить
+2
5 февраля 23:42

Мне кажется, что шахматы лишившись поддержки сильной мировой державы в лице СССР потихоньку откатятся в начало 20-го века, и профессионалы создающие великолепные произведения искусства будут напрямую зависеть от меценатов. На самоокупаемость шахматам не выйти. Так как это игра не для всех. Такое, своеобразное искусство, которое продолжит занимать довольно значимую нишу в жизни мирового сообщества.

Ответить
5 февраля 23:38
Ответ на комментарий пользователя sascha

и до них очередь дойдет ))), а вообще я попытался об’яснить свой пост ,чуть ниже

Ответить
+1
5 февраля 23:36
Ответ на комментарий пользователя Alex-Nsk

Каспарова в них как раз и не хватает...

Ответить
+1
5 февраля 23:29
Ответ на комментарий пользователя Ром-Бер.

Я к тому, что он не в Гестапо работал, а просто жил под оккупантами (как почти вся Европа и половина СССР).

Ответить
+1
5 февраля 23:24
Ответ на комментарий пользователя Челмедведосвин

а,то что в ответе Глеба Савина камраду, у меня сложилось в печатлени что ответ превратился в мини биографию Алехина и сей факт было уместно вставить. ..за что в принципе и извинился , еще вопросы ?

Ответить
+1
5 февраля 23:17
Ответ на комментарий пользователя african africanich

Не в подполье... в оппозиции. Пошли по стопам Каспарова.

Ответить
+1
5 февраля 23:16
Ответ на комментарий пользователя hockeyrussia

Вы ошибаетесь. Пропил как то он корону Эйве. Вкус поражения ему знаком.
Морфи был в 19-м веке, если память не изменяет. Вот он был непобедимый чемпион, т.к. в дурку отправился, после выигрыша этого титула(вроде что то такое было).
Ну а Алехин конечно личность. Очень много сделал для развития шахмат. Огромный вклад в теорию. А на счет пьянки...не легко ему тогда было. Интересная и сложная судьба у него.

Ответить
+1
5 февраля 23:09
Ответ на комментарий пользователя Mr.Bean

Стоит.

Ответить
+1
5 февраля 23:08
Ответ на комментарий пользователя Ром-Бер.

Ровно в тех же самых турнирах регулярно играл, например, Керес. И Боголюбов. Опоченский. Земиш. Штольц. Ну и...что?

Ответить
+1
5 февраля 23:07
Ответ на комментарий пользователя Alex-Nsk

А ты как думаешь?
Шахматы живы, но они в подполье...

Ответить
+2
5 февраля 23:05

Ставлю плюс, но только за шахматы!
Пару месяцев назад был пост про покер, типо это спорт. Я там спорил, отстаивал честь шахмат, что это настоящий интеллектуальный спорт.
А теперь по тексту.
1.»Шахматы - это не спорт». Категорически не согласен, тут есть все, что присуще спорту. Тренировки, спортивный режим(как это не странно звучит, но к соревнованиям подготавливают оптимальную форму. И история помнит примеры с Алехиным и Эйве), подготовка и изучение противника.
2.»Спортивные игры - подвижные игры». Так Вы говорите про спорт или подвижные игры? Конечно шахматы это не подвижная игра! Кто же спорит?
3.»никто не знает, в какой угол будет бить футболист с 11-метровой отметки - и куда мяч полетит, в угол или мимо; зато все знают, что мат двумя конями при правильной защите не делается». Исходя из вашей логики легкая атлетика, тяжелая атлетика и т.д. и т.п. не спорт.

А на счет падения популярности шахмат у меня есть свое объяснение, я конечно не какой то шахматный авторитет, всего лишь 1-й разряд(и то давно дело было). Тенденция человеческого развития такова. Пропаганда легкой наживы, плотских утех и материальных благ - вот сегодняшний идеал! Конечно в данную концепцию не вписываются шахматы, когда надо сидеть часами и разучивать дебюты, защиты, композиции и т.д.
Вот вам вопрос для размышлений. А много сейчас читают?
Да и работаю в сфере образования. Уровень интеллектуального развития от года к году падает. Ну не модно это сегодня. Куда проще играть в покер. Правила за 5мин выучиваются. Все - в путь! И деньги можно заработать быстрее и больше на этом деле.

Ответить

Свежие записи в блоге

6 апреля 19:11
Невозможный ход в блице

4 апреля 19:07
Люди против компьютеров. Эгон-турнир

29 февраля 19:43
Как Александр Алёхин чемпиона «Режанса» проучил

22 февраля 16:12
Оружие Победы

14 февраля 13:00
Как дети

10 февраля 18:20
Откуда есть пошла Шахматная игра?

5 февраля 19:06
В чём кризис шахмат?

3 февраля 14:23
Сказка о зеленых фигурах

2 февраля 20:06
Введение

Новости по теме

ЛУЧШИЕ МАТЕРИАЛЫ

Футбол
Все, что нужно знать о Славене Биличе

Десяток интересных историй о новом тренере «Локомотива»|60

Футбол
Теперь я глорихантер

Михаил Калашников, находясь в здравом уме и трезвой памяти, заявляет, что отныне поддерживает футбольный клуб «Манчестер Сити»|329

Футбол
Карта памяти. Франческо Тотти

Красивая ностальгическая галерея в честь культового героя «Ромы» и просто героя сборной Италии|0

Хоккей
Таблица переходов КХЛ

Sports.ru следит за работой клубов КХЛ на трансферном рынке.|173

Футбол
33 самые влиятельные персоны российского футбола

Рейтинг самых влиятельных персонажей российского футбола с учетом всего случившегося за последние двенадцать месяцев|78

Документы
Пользовательское соглашение
Как пользоваться сайтом
Информация об ограничениях Reuters
Sports.ru повсюду
Новости и материалы Sports.ru можно читать:
• с помощью Twitter
• подписавшись на RSS-потоки по интересующим вас темам
• на персональной странице iGoogle, добавив Google Gadget
• на вашем телефоне с помощью мобильной версии
Rambler's Top100
0