7 мин.

По следам ЧЕ. Атака

Чуть ниже – итоговый график In The Gаme со статситикой USG% (Usage Rate) и TS% (True Shooting). Напоминаю, что первое – это то, насколько часто игрок атакует кольцо – c игры ли или со штрафных, также сюда включаются все безответственно потерянные мячи. Среднее значение этого показателя равно, очевидно, ровно двадцати процентам. USG% отображается по горизонтальной шкале. Второй показатель, что по вертикальной шкале, TS% – это то, насколько хорошо игрок атакует – двухочковыми, трехочковыми и штрафными. Для удобства я выделил показатели наших красными точками, красные фамилии – это символическая сборная турнира.

жмите на катринку для увеличения

Также для наглядности я разделил график на 4 части по средним показателям. Слева-внизу находятся те, кто атаковал редко и плохо; справа-внизу те, кто бросал часто, но плохо; слева-вверху расположились игроки, атакующие редко, но метко; справа-вверху собрались баскетболисты, бросающие хорошо и часто.

Если представить работу главного тренера упрощенно, как математическую задачу, то его задача состоит в том, чтобы игроками команды были заполнены верхний-правый и левый-нижний (всегда есть баскетболисты, атакующие хуже остальных!) сектора. И в целом, Блатт с задачей справился, за исключением двух игроков – Шведа и Быкова (мало игравшие Шабалкин и Хвостов в график не вошли).

Не стоит забывать, что статистика – штука коварная и с выводами нужно быть осторожными. Не все игроки сохранят высокую атакующую эффективность при увеличении лимита бросков. Чтобы было понятнее, дам пример – Кендрик Перкинс. Впрочем, думаю что Сергей Быков вполне способен атаковать хорошо и при увеличении лимита бросков. USG=11% маловат.

Также легко заметить, за счет кого Быков должен поправить свой Usage Rate. Алексей Швед лично мне очень понравился, но тот факт, что он лидер в нашей команде по USG%, при втором худшем проценте попаданий, говорит о том, что ему нужно реже атаковать самому и чаще заигрывать партнеров. И, кстати, совсем не обязательно Быкова – в первую очередь речь идет о тех, кто уже в верхнем-правом секторе.

Кириленко, Мозгов, Воронцевич, Антонов, Фридзон – вот те, кто должен быть наконечником копья. Да и Хряпа с Моней не так уж далеко от когорты лучших забивающих игроков. Два главных успеха этой сборной по распределению ролей в атаке: мы смогли хорошо заиграть АК и Мозгова. С Кириленко все понятно, он наш лучший атакующий игрок и обеспечил хороший процент попаданий даже при высоком Usage Rate. Впрочем, по этому показателю он явно уступает другим членам символической пятерки и остальным элитным атакующим игрокам - Новицки, Каману, Денгу, Бурусису, Барньяни, но ведь он и в защите отрабатывает в два раза больше любого из них (надо спросить, сколько он утром каши кушает), так что АК, я думаю, мы заиграли хорошо.

Что касается Мозгова – то его, как доминирующего центра, а он именно такой, мы обязаны заигрывать как можно больше для достижения высоких целей. Вопросы могут быть к тому, почему он так мало играет (я думаю, Блатт порой перегибает палку с воспитательными заменами), но в то время, что он на паркете, мы заигрываем его постоянно и он отвечает самым высоким в команде процентом попаданий (напомню, что цена трехочковых и штрафные также учитываются). А ведь есть еще плохо используемый ресурс в виде лишних бросков у Шведа! На мой взгляд, одна из проблем Шведа в сборной заключается в том, что он однообразно играет пик-н-роллы, причем эти пик-н-роллы получаются не для центрового, а для него самого, что в какой-то мере противоречит самой идее пик-н-ролла.

Вот обычный пик-н-ролл с Мозговым. Тима ставит заслон по центру, его обычно опекает медленный соперник, который не делает заступающий шаг, а играет пассивно – страхует своего пойнгарда, пока тот огибает заслон, не выходя слишком высоко.

Когда разыгрывающий пользуется заслоном, то обычно возникает такая ситуация. ПГ соперника все еще восстанавливает позицию, так что центровой встает перед выбором. Либо возвращаться к центровому и давать свободу действий нашему защитнику, либо продолжать ему мешать, надеясь, что его в свою очередь подстрахуют из углов (что далеко не факт, посмотрите на сборную Сербии). Зачастую, в той или иной степени у нашего центрового возникает пространство для маневра. И что важнее, ПГ почти всегда имеет возможность сделать простую, никем не перехватываемую передачу.

Но Швед в большинстве случаев играет иначе. Он обыгрывает своего опекуна в другую сторону. Проблема в том, что, даже если передача проходит, центровой соперника легко возвращается к нашему центровому, а Тима с мячом на средней дистанции под опекой – это в лучшем случае начинай заново. Нет, этот пик-н-ролл – чисто для Шведа. Он полагается на свои скоростные качества (есть на что), чтобы обыграть своего опекуна и успеть к кольцу раньше страхующих, а также на сочетание роста-длины-рук-и-прыжка (опять же есть), чтобы забить из-под кольца.

Данные у него, конечно, есть, но на выходе-то TS=45,4%... Если бы Швед был ЛеБроном и имел леброновские 56% попаданий (это за карьеру, сейчас еще больше), то я бы вообще ничего не писал (а скорее просто праздновал бы с вами как минимум второе место), но Швед – не ЛеБрон, он разыгрывающий. И как разыгрывающему ему надо развиваться. То, что он хорошо видит партнеров, он показал. Теперь ему нужно доказать, что он умеет играть на партнеров. А Блатту – создать для того условия, пересмотреть атакующие схемы. Почему у Мозга все по центру заслоны да по центру? Можно же и на фланге, ведь так еще красивше!

Пик-н-попы с Воронцевичем, которых на этом ЧЕ я даже не припомню – все туда же. Грех разбрасываться таким талантом. Вот, график говорит, что Андрей заирывался вполне неплохо, но мы ведь помним, что в половине случаев он сам себе создавал моменты, забирая один подбор в нападении за другим! По проценту подборов на чужом щите он в итоге уступил только великанам Ашику и Бегичу. По-хорошему, его Usage Rate должен быть примерно наравне с Мозговым и Кириленко. Это тоже вопрос к разыгрывающим и Блатту.

Почему редко атакует Хряпа, думаю, всем понятно. Не потому что он бросает плохо, а потому, что он наш главный распасовщик. Кстати, он все-таки вошел в элитнейший клуб игроков, имеющих на главных мировых турнирах (ОИ, ЧМ и ЧЕ) в среднем 5+5+5 в расчете на 28 минут игрового времени. Сейчас там всего три фамилии: Хряпа (2011), Кидд (2000) и Кукоч (1994, 1996, 1999).

Снайперы Моня и Фридзон – игроки, зависимые от игровой ситуации. Простые снайперы, играющие в основном без мяча, никогда не имеют много бросков – даже Рэй Аллен бостонского образца имеет те же USG=20%, чего уж там...

Антонов может стать Воронцевичем-лайт, но нам бы самого Воронцевича в атаку пристроить, так что рано о нем. Про Понкрашова что сказать – видно, не тот он человек, что может работать с Блаттом. Швед, может, ошибается, но все равно наглый, прет в проход, а Антон, кажется, настолько боится ошибиться, что просто стоит на месте.

Пока что задача видится так: научить Шведа заигрывать партнеров, в первую очередь разыгрывать пик-н-роллы с Мозговым и Воронцевичем, лучше вписать в атаку Быкова (а то он, бедняга, столько в защите отрабатывает, а в атаке ему мяча разве что на пару потерь остается) и продолжать в том же духе с пойнт-форвардом Хряпой. Такой классной связки форвардов, как он и Кириленко, нет ни у кого в Европе, только двойной центр братьев Газолей. Но остальные – остальные наши игроки могут играть лучше, потенциал есть.

Другие материалы блога

ЧЕ. MVP Андрея Кириленко

ЧЕ. Наварро против Македонии, решающая 3 четверть 

ЧЕ. Превью к матчу с французами