9 мин.

Себастьян Дайслер: самая печальная история немецкого футбола

Представьте себе, что вас объявили лучшим немецким талантом в поколении. Представьте себе абсолютную необъятность давления, постоянное внимание к каждому вашему движению. Представьте себе пачки газетных дюймов, напечатанных в посвящении к провалу в форме или ошибке в игре. Представьте себе, хотя бы на секунду, что вас приветствуют как будущее нации, могли бы вы оправдать такой титул?

На рубеже тысячелетий многие считали Себастьяна Дайслера именно таким человеком. «Das Supertalent» олицетворял будущее немецкого футбола в то время, когда сверхдержава переживала несколько бесплодный период в производстве первоклассных талантов.

Оглядываясь назад, можно сказать, что рубеж тысячелетий был аномальным временем в истории немецкого футбола. Беспроигрышный Die Mannschaft бесцеремонно вылетел из Евро-2000, и перспективы были безнадежными для немецкой стороны, национальные ожидания резко упали до небывало низкого уровня. Немцы были настолько бедны, что в августе 2001 года «Обсервер» опубликовал статью с заголовком «Насколько плоха Германия?»

Англия разгромила явно невпечатляющую команду Руди Феллера в Мюнхене под мелодию 5:1 внутри унылого «Олимпиаштадиона». Знаменитая победа Англии, национальное унижение Германии.

В той игре Дайслер был одним из многих немецких игроков, которые уступили, но в преддверии матча Себастьян был выделен как главная надежда для хозяев поля и человек, способный вывести национальную команду из особенно мрачного заклятия в их былой блестящей истории.

Дайслер плохо боролся, даже был признан виновным в одном из голов после неудачного ответного паса Оливера Кана. По правде говоря, Германия была ужасна, но был один проблеск качества от человека, объявленного маяком будущего, когда Дайслер прорвался в восхитительный проход за пределами досягаемости обороны Англии, который начал Оливер Нойвилль, а затем преобразовал Карстен Янкер. Именно видение и техника Дайслера положили начало первому голу, и игра вроде бы шла по сценарию немцев – прежде чем стала шоу Майкла Оуэна, конечно.

Проще говоря, шумиха вокруг Дайслера на ранних этапах его карьеры была колоссальной. Подписав профессиональный контракт с менхенгладбахской «Боруссией», необычайно одаренный атакующий полузащитник сразу был брошен под пули. Похвалы были обрушены на Дайслера из самых высоких эшелонов, причем Франц Беккенбауэр назвал его «физически и технически лучшим в Германии», а национальный тренер Феллер заявил, что он будет «влиятельным для Германии в течение десяти лет».

К несчастью для Дайслера, и для немецкого футбола в целом, слова Феллера оказались далеки от истины. Спустя десять лет после комментариев Феллера Дайслера нигде не было видно, он ушел в отставку в 2007 году, решив, что просто не создан для жизни профессионального футболиста. Это был поразительный регресс для такой перспективы, но такова неумолимая природа футбола элитного уровня. Нет никакого способа спрятаться или убежать, когда вы начинаете деградировать. Будьте уверены, когда вас объявят следующей большой звездой в Германии, карьерный путь, резко откатится назад.

Для Дайслера его падение олицетворяет одну из самых печальных историй в немецком футболе, но это не значит, что мы не должны размышлять о более ярких, более многообещающих годах его жизни. Творчество и универсальность Дайслера проявились во время его короткого, но превосходного пути с Гладбахом и были еще более отточены в «Герте», которая предоставила Дайслеру возможность преуспеть на величайшей платформе из всех – Лиге чемпионов. Именно среди блеска и гламура европейского клубного футбола Дайслер оказался в центре всеобщего внимания.

«Герта», неопытная в Лиге Чемпионов, считалась аутсайдером первого группового этапа, в который входили «Челси», «Милан» и «Галатасарай». Однако с Дайслером в центре атакующей стратегии тренера Юргена Ребера, наряду с Али Даеем, Михаэлем Преетцем и Дариушем Вошем, немецкая сторона превзошла ожидания и вышла во второй раунд групповых матчей (в то время Лига чемпионов имела запутанный процесс отбора, когда команды играли 12 групповых матчей, прежде чем перейти в четвертьфинал).

Карьера Дайслера выглядела как переход от силы к силе, пока не случилась травма, которую каждый футболист боится больше всего. Игрок порвал переднюю крестообразную связку и столкнулся с мучительно растянутым пребыванием на боковой линии. Понятно, что это сильно сказалось на игроке, который был еще подростком, и многие наблюдатели начали задаваться вопросом, сможет ли Дайслер вернуться таким же сильным после своей реабилитации.

Действительно, Дайслер вернулся, и, вместе с возвращением пришло и интересное значительное для него время, поскольку немецкий таблоид «Bild» сообщил о соглашении, согласно которому игрок присоединится к мюнхенской «Баварии» в начале сезона 2002/03. Опустошенный травмой и изо всех сил пытающийся реализовать свой огромный потенциал, Дайслер тем не менее, получил огромную возможность проявить себя в одном из крупнейших клубов мира.

В то время на него обрушился шквал критики за то, что он промолчал о переходе. Однако Дайслер утверждал, что ему было приказано молчать менеджером «Герты» Дитером Хенессом, и именно в это время он начал серьезно сомневаться в своей вере в футбол. Хотя он все еще был молодым игроком, и весь мир, казалось бы, лежал у его ног, семена сомнения были прочно посеяны в его совести и безвозвратно запятнали страсть и голод Дайслера.

Дайслер чувствовал себя одиноким. Его затошнило. И он был разочарован в Хенессе, который был его наставником до этого момента, но не смог достаточно защитить игрока от приливной волны оскорблений, которые он перенес. «Вместо этого он [Хенесс] стоял рядом и смотрел, как меня гонят из Берлина. Вот что начало портить мой взгляд на футбол. Это был выстрел в шею. Сегодня я знаю, что это тот момент, когда я должен был остановиться», – сказал Дайслер в более позднем интервью «Die Zeit».

Если Дайслер считал, что быть помазанником Берлинского Мессии – это очень сильное давление, то подавляющее величие «Баварии» как футбольного клуба решительно толкнуло его в темный коридор.

Дайслер прибыл в Баварию на костылях, так как проблемы с правым коленом продолжались. Оттмар Хитцфельд, хотя и остро осознавал разрушительные травмы, уже полученные во время карьеры Дайслера, стремился построить свою баварскую игру именно вокруг полузащитника. Естественно, он выглядел как преемник Штефана Эффенберга, после того как ветеран-лидер «Баварии» начал сворачивать свою карьеру, перейдя в «Вольфсбург».

И хотя параллели между Эффенбергом и Дайслером казались очевидными с точки зрения футбола, их менталитеты резко контрастировали. На протяжении всей своей карьеры, отмеченной несколькими крупными наградами, Эффенберг стал нежно назван «Der Tiger» за свой грозный и бескомпромиссный характер.

Эффенберг был известен своей колючестью и имел несколько стычек с руководством, одна из которых преждевременно положила конец его международной карьере. Но Дайслер был совсем не таким. Уже измученный язвительным отъездом из «Герты», Дайслер просто не мог вызвать в себе такой же лихорадочной страсти к футбольной жизни в «Баварии», как у Эффенберга. Однако это футбол, и никто по-настоящему не знал, что происходит за кулисами.

В 2003 году Дайслер потряс весь мир, объявив, что у него обнаружили рак. Ему дали отгул от игры, и он лечился в Институте Макса Планка в Мюнхене. Его падение в депрессию поразило всю Германию, тем более что это произошло всего через несколько месяцев после того, как другой футболист Бундеслиги – Ян Шимак, чешский футболист, игравший за «Ганновер», – исчез с карты, измученный давлением на высшем уровне. В то время как Шимак в конце концов вернулся к игре, Дайслер не чувствовал решимости столкнуться с видом спорта, который причинил ему столько боли.

«Нет никакого временного плана, и я больше не буду давить на себя. Это урок, который я усвоил за последние несколько недель. Время [когда я вернусь в футбол] еще очень далеко. Сначала я должен выздороветь», – храбро заявил Дайслер в интервью во время своего выздоровления. «Я знаю, что страдаю от депрессии, что я страдаю от болезни. Мне нужно, чтобы меня оставили в покое. Когда придет время, я скажу больше» – эти слова символичны. Похоже, что Дайслер никогда не был по-настоящему спокоен на поле.

После недолгого возвращения и рецидива Дейслер наконец-то выглядел готовым ворваться в состав «Баварии» в сезоне 2004/05 и занять место в центре поля с капитаном сборной Германии Михаэлем Баллаком. Однако он снова повредил синовиальную оболочку в колене и пропустил чемпионат мира на своей родной земле. С травмами, которые не уменьшались, усиливалось и его разочарование в игре, Дайслер был на грани объявления о своем уходе из профессионального футбола.

Он вернулся в команду в ноябре 2006 года, но в глубине души знал, что долго не протянет. Проявив примерное мужество, Дайслер объявил о своей отставке, зная, что его жизнь лежит вдали от футбола. Он блистал в начале своей карьеры, но иногда игрок и спорт не совпадают. Иногда должна быть определенная степень принятия. Дайслер смирился с этим после череды травм, операций и периодов депрессии, и решил откланяться.

История карьеры Дайслера вызывает тревогу, но она также была важна для повышения осведомленности о депрессии в футболе. «Он один из лучших игроков, которых когда-либо выпускала Германия, и поэтому его так трудно понять. Однако мы проиграли эту битву», – заявил после объявления об уходе Дайслера из мюнхенской «Баварии» Ули Хенесс. Беккенбауэр коснулся некоторых оговорок «Баварии» при подписании игрока: «Дайслер пришел в наш клуб как крайне интровертный человек» – сказал он. «Но никто не мог предвидеть, что ситуация обернется психологической проблемой».

В своей автобиографии Дайслер указывает на давление, которое он испытывал в Мюнхене, как на один из главных факторов его депрессии. «Я всегда подавлял себя и думал: «клуб нуждается во мне». Так больше продолжаться не может». Позже он добавил в «Die Zeit»: «мне было 19-20 лет, когда немцы поверили, что я могу спасти их футбол. Самостоятельно».

Карьера Дайслера должна служить предупреждением о чрезвычайном давлении, связанном с попыткой сделать его звездным футболистом. Не лишенные таланта, денег и внимания средств массовой информации, футболисты – это люди; у них есть человеческие эмоции, и они страдают от человеческих условий. Дайслер – бесспорный пример того, как трудно бывает смириться с неизбежной истерией, окружающей молодой талант. Позже он отметил в своей автобиографии, что чувствовал себя «опустошенным» и «усталым» и что он «больше не хотел этой пытки».

Усталость и опустошение – это те эмоции, которые вы хотите, чтобы герои прекрасной игры чувствовали? Нет, они должны чувствовать тот восторг и эйфорию, которые испытывают сторонники победы. Они всегда будут чувствовать боль, но эта боль должна исходить только от проигранного матча или травмы. Боль, которая заставляет их хотеть выйти из игры, заставляет нас отступить назад и посмотреть, как изображаются некоторые молодые футболисты. Футболист начинает с любви к игре; в случае Себастьяна Дайслера трагично, что все закончилось не так.

***

Данный текст является переводом. Оригинал материала: https://thesefootballtimes.co

 

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

Присоединяйтесь к нашему каналу на ютуб и группе VK.

***