17 мин.

Эволюция эмблем Бундеслиги. «РБ Лейпциг»

Лейпциг является одним из важнейших городов для немецкого футбола и для всей Германии. Футбольная жизнь здесь зародилась в далеком 1893 году – Йоханнес Кирмсе и Альберт Реслер создали клуб, получивший название «Sportbrüder Leipzig». В те годы в стране были отлично развиты гимнастические союзы, а футбол воспринимался в штыки и часто был притесняем. Кирмсе решил пойти против устоявшейся системы, вдохновленный появлением множества энтузиастов – «Leipziger BC 1893», «FC Lipsia 1893 Leipzig», «BV Olympia 1896 Leipzig», «FC Wacker 1895 Leipzig» и некоторых других. Способность идти наперекор традициям потом очень пригодится другому лейпцигскому коллективу, но об этом позднее. Чтобы заявить о себе во весь голос, руководители и игроки клубов решили, что вместе они сильнее, чем поодиночке. А потому 1 июля 1898 года собрались в ресторане «Zum Mariengarten» и учредили новый клуб Verein für Bewegungsspiele «Sportbrüder Leipzig» (Ассоциация подвижных игр «Спортивные братья Лейпцига») или VfB «Sportbrüder Leipzig». Позднее слово «Sportbrüder» исчезло из названия.

Здание бывшего ресторана «Zum Mariengarten» (адрес Büttnerstrasse 10), в котором был основан клуб «Лейпциг». В 1900 году здесь же будет заложен Немецкий Футбольный Союз.

Эмблема «Лейпцига» - первого крупного футбольного клуба города, объединившего более мелкие коллективы.

Спустя два года клубы Германии и два немецкоязычных клуба Праги по инициативе «Лейпцига» объединились в Немецкий Футбольный Союз. Это помогло им вырваться из-под гнета легкоатлетических объединений и положило начало полноценному развитию футбола. В мае 1903 года на поле неподалеку от того места, где сегодня стоит «Фолькспаркштадион», домашняя арена «Гамбурга», был сыгран первый чемпионат Германии. В нем приняли участие всего шесть команд – «Лейпциг», «Прага», «Альтонаэр-1893», «Виктория-1896», «Британния-1892» и «Карлсруэ». Победителем вышел «Лейпциг», обыграв в финале «Прагу» со счетом 7:2. К слову, сегодня это поле застроено жилыми домами, но в 2007 году энтузиасты по старым картам нашли памятное место и установили там табличку, обозначившую историческую локацию.

Памятная табличка на месте, где состоялся первый розыгрыш чемпионата Германии.

«Лейпциг» - первый немецкий чемпион.

В последующие годы до Первой Мировой войны, «Лейпциг» оставался одним из лучших клубов Германии – два национальных чемпионства, несколько региональных трофеев, регулярные выходы в финал чемпионата Германии. В период между двумя войнами, коллектив утратил былую мощь и стал выступать весьма посредственно. Единственным успехом была победа во втором розыгрыше Кубка Германии, который тогда назывался Чаммер-Покаль (Tschammerpokal). С разделением страны на ГДР и ФРГ, «Лейпциг» и вовсе растерял силы – постоянные смены названия, массовые перемещения игроков из одной команды в другую, слияния и разъединения оставили свой отпечаток. В 1966 году на его базе был основан «Локомотив» Лейпциг, который существует и поныне, выступая в низших лигах Германии. Хотя при ГДР это был весьма крепкий коллектив – обладатель нескольких кубков страны, финалист Кубка обладателей кубков, полуфиналист Кубка УЕФА. Сам же VfB «Leipzig» был воссоздан в 1991 году после объединения Германии, и клубу даже удалось принять участие в розыгрыше Бундеслиги сезона 1993/94 с Дитером Хеккингом в составе. Но сил у «Лейпцига» не хватило, и после одного сезона он вылетел обратно во Вторую Бундеслигу, а затем начал падать всё ниже и ниже. В итоге, в 2004 году команда была окончательно расформирована, и ее полным правопреемником стал тот же «Локомотив». Награды, звания, база и история также были переданы под ведомство нового-старого клуба, который сейчас выступает в Региональной Лиге Северо-Восток.

Эмблема «Лейпцига» после воссоединения Германии.

Эмблема «Локомотив» Лейпциг, правопреемника «Лейпцига».

Дитер Хеккинг в составе «Лейпцига».

«Лейпциг» - участник Бундеслиги сезона 1993/94.

Из этого краткого экскурса в историю становится ясно, что Лейпциг был важнейшим городом для футбола Германии – первый немецкий чемпион, место основания Немецкого Футбольного Союза. И пока там вершилась история и бушевали спортивные страсти, в нескольких километрах от него существовал маленький клуб «Маркранштедт». Полулюбительская команда, основанная в 1912 году, расположенная в пригороде Лейпцига, не имела значимых достижений и не привлекала особого внимания к своей персоне, спокойно выступая в местных соревнованиях. Долгое время о них мало кто знал, пока в 2009 году к ним не пришел концерн «Ред Булл». Производитель энергетических напитков уже владел австрийским коллективом из Зальцбурга, но для расширения своей экспансии он хотел купить команду в Германии.

Эмблема клуба «Маркранштедт», прародителя «РБ Лейпциг».

Проблема заключалась в том, что Германия – это своеобразная в плане руководства футбольными клубами страна. Здесь действует правило, по которому в совете больше половины голосов (50%+1 голос) должны оставаться за руководством команды, а не за инвесторами, и их мнение имеет решающее значение. «Ред Булл» изначально хотел попасть в Западную Германию – концерн присматривался к «Санкт-Паули», «Мюнхен 1860» и дюссельдорфской «Фортуне». Планы состояли в том, чтобы подмять под себя всё управление клубом, либо создать новый, используя уже имеющуюся базу. Но, несмотря на всю секретность переговоров, факты просачивались в прессу, что поднимало нешуточный протест болельщиков, держащихся за традиции. Поэтому после неудачных попыток оккупировать запад, австрийские магнаты обратили свой взор на восток.

Болельщики клубов из Западной Германии высказывались резко против покупки своих команд.

Пришлось изменить стратегию – «Ред Булл» пошел в клубы, которые нуждались в деньгах и которые очень давно не выступали в высших лигах или вовсе не поднимались на такой уровень. Взор пал на «Маркранштедт», так как он располагался вблизи Лейпцига. Это был важнейший город на востоке Германии, в котором практически бесхозной простаивала огромная арена, изначально носившая название «Zentralstadion» и перестроенная к Чемпионату Мира 2006 года. Некогда полный футбольной жизни, Лейпциг переживал тяжелейшее время, местный спорт угас, клубы были обескровлены и бедны, болельщикам не доставало зрелища, а «Ред Буллу» нужен был новый рынок. Интересы сошлись в одной точке времени и пространства.

Центральный стадион Лейпцига – арена, на месте которой ныне возведен новый стадион.

Как и «Солджер Филд» в Чикаго, «Ред Булл Арена» построена внутри стен старого стадиона. Многие исторические элементы, включая экстерьер, сохранились.

Это была не первая их попытка занять город – клуб «Заксен», выступавший под разными именами в ГДР, высказался резко против создания на своей базе «пластикового клуба». Спустя пару лет, «Ред Булл» вернулся в регион, и на сей раз протестов со стороны уже «Маркранштедта» было значительно меньше. Отдельные акции болельщиков имели место, но подавляющее большинство высказалось за передачу команды под контроль нового владельца. Даже жители города не стали возражать. Тогда «Ред Булл» и его президент Дитрих Матешиц основали новый клуб и купили у «Маркранштедта» право на участие в Оберлиге за 350 тысяч евро. Любители же получили финансовую поддержку и стали чем-то вроде фарм-клуба.

Стадион «Маркранштедта» в пригороде Лейпцига, вмещающий 5.500 человек.

Немецкий Футбольный Союз не смог воспрепятствовать этому, так как команды, выступавшие ниже Региональных Лиг, не подлежали его прямому лицензированию – в Оберлигах и ниже всем заведовали местные организации. Правило «50+1» было формально соблюдено – компании «Ред Булл» принадлежал почти весь уставной капитал клуба, что не возбранялось, но в руководстве заседали не только представители австрийских инвесторов. По факту же, начальство команды также было тесно связано с производителем энергетиков, поэтому контроль был практически полным, однако, на бумаге всё было чисто. По иронии судьбы, Саксонская Федерация Футбола, отвечавшая за местную Оберлигу, обязала новичков принять в свой состав молодежные коллективы клуба «Заксен», который был недавно расформирован. Как мы помним, именно «Заксен» несколькими годами ранее выступал против поглощения австрийским концерном. Тренером «РБ Лейпциг» остался наставник «Маркранштедта» Тино Фогель, а президентом стал бывший футболист Дитмар Байерсдорфер.

Эмблема клуба «Заксен», ставшего первой попыткой «Ред Булл» зайти в Лейпциг.

Дитрих Матешиц – президент компании «Ред Булл» и один из основателей «РБ Лейпциг».

Тино Фогель и Дитмар Байерсдорфер – первый тренер и первый президент нового клуба.

С названием клуба также вышла занятная история – после выхода в Региональную Лигу, Немецкий Футбольный Союз не пожелал регистрировать команду с именем, где есть спонсорское словосочетание «Red Bull», хотя такую приставку уже имели несколько организаций по всему миру. И тогда было решено назвать команду «RasenBallsport “Leipzig”», что звучит весьма нелепо, ведь даже перевести это можно как «спорт с мячом на лужайке “Лейпциг”». Суть состояла в том, чтобы легально использовать аббревиатуру «RB», так как она устойчиво ассоциировалась с названием «Ред Булл». С эмблемой тоже вышла оказия. Изначальный вариант, принятый сразу после основания, нареканий не вызвал. Но когда «РБ Лейпциг» отобрался во Вторую Бундеслигу, Немецкий Футбольный Союз сказал, что яркие буквы «RB» и желтый диск, так неприкрыто отсылающие к энергетикам «Ред Булл», являются слишком вопиющей рекламой и без того «пластикового» клуба. Поэтому злосчастные буквы стилизовали, а желтый диск заменили на футбольный мяч. Цвета были также корпоративными, никакой исторической подоплеки у них нет.

Эмблема «РБ Лейпциг», принятая сразу после основания, и претерпевшая изменения после выхода клуба во Вторую Бундеслигу.

Итак, клуб начал отсчет своей истории. Перед ним была поставлена чересчур амбициозная задача – за 8 лет взобраться в Первую Бундеслигу, преодолев по пути 4 лиги (Оберлигу, Региональную Лигу, Третью Лигу и Вторую Бундеслигу). Сам президент концерна заявил, что хочет видеть команду чемпионом Германии до того, как ему стукнет 80 лет (сейчас Дитриху Матешицу почти 75 лет, и у клуба осталось 5 лет, чтобы воплотить мечту владельца). Однако, в 2009 году «быки» лишь планировали такой результат – пока они вступили в бой на полях Оберлиги. Движение вверх по турнирам оказалось стремительным – в сезоне 2010/11 они уже выступали в Региональной Лиге, в 2013/14 они сражались на полях Третьей Лиги, а в сезоне 2014/15 они забрались во Вторую Бундеслигу, и всего спустя два года они попали в высший эшелон немецкого футбола. Денег руководство «Ред Булла» не жалело – достаточно сказать, что во время пребывания во Второй Бундеслиге, в «РБ Лейпциг» пришел Дэви Зельке, талантливый немецкий нападающий, купленный у «Вердера» за внушительные для клуба этого дивизиона 8 миллионов евро.

Дэви Зельке - одна из первых крупных покупок «РБ Лейпциг».

Естественно, такие денежные вливания и быстрые успехи не могли не вызвать протестов у немецких болельщиков, придерживающихся традиционных ценностей. Перечислять акции, которые были направлены против «РБ Лейпциг» – значит занять читателей на слишком долгий срок. Отрезанные бычьи головы, сравнение с нацистами, заклеивание клубного автобуса фальшивыми долларами, слова «Анти РБ», сформированные болельщиками на трибунах, бесчисленные баннеры – вот лишь малая часть того, что пришлось пережить фанатам «быков».

Заклеивание фальшивыми долларами командного автобуса - одна из самых невинных акций, проводившихся против «РБ Лейпцига».

Однако, в отличие от шейхов, для которых английские клубы являются скорее дорогостоящей игрушкой, «Ред Булл» с европейской расчетливостью подошел к управлению лейпцигским клубом. Никто и не скрывает, что здесь готовы выложить солидные по немецким меркам деньги за игрока, но обязательно добавляется, что его продажа должна принести в несколько раз больше. Плюс всё ориентировано на молодежь – руководство рассчитывало построить самый молодой состав в лиге, способный на равных конкурировать с мастодонтами немецкого футбола. Для этого были инвестированы большие деньги в развитие инфраструктуры и молодежного спорта, что не могло не порадовать Немецкий Футбольный Союз. Территория бывшей ГДР не отличалась наличием современной спортивной базы, да и большой футбол здесь давно не гостил. «Энерги», дрезденское «Динамо», тот же лейпцигский «Локомотив» не могли предложить объединенной Германии практически ничего, что дало бы толчок к развитию. Не стоит забывать и о проблемах самого региона – после падения Берлинской стены, здесь мог выжить и успешно развиться только тот клуб, который поддерживался бы инвестициями и грамотным менеджментом. Однако, охочих до вливания денег в восточногерманские клубы оказалось мало.

«РБ Лейпциг» больше других в бывшей ГДР вкладывает в развитие инфраструктуры и молодежного спорта.

Что же касается спортивных достижений, то этому «быки» обязаны Ральфу Рангнику, который пришел в июне 2012 года на должность спортивного директора. В его портфолио успешных работ значился другой клуб, который принято в Германии называть «пластиковым» – «Хоффенхайм». Но если у «деревенских» была длительная история существования, то «РБ Лейпциг» не мог этим похвастаться, а значит Рангнику предстояло проделать колоссальную работу. Сначала ему доверили управление еще и «Ред Булл Зальцбург», но вскоре он полностью сконцентрировался на работе в Лейпциге. На период его руководства пришелся подъем в Третью Лигу, затем во Вторую, а затем и в Первую Бундеслигу. В сезоне 2015/16 Рангнику пришлось принять на себя обязанности тренера, так как команда показывала весьма посредственную игру, и выход в элиту немецкого футбола был под угрозой. Специалист не подвел и смог вывести команду на ступень выше, опередив план руководства на один год. После на место главного тренера был назначен Ральф Хазенхюттль, и здесь выбор был сделан невероятно точно – с ним «РБ Лейпциг» с ходу взял быка за рога, вскарабкался аж на второе место и отобрался в Лигу Чемпионов. Несколько туров подряд им даже удалось продержаться на первой строчке турнирной таблицы. В Кубке Германии дела шли не так хорошо, но руководство не требовало всего и сразу.

Футболки «”РБ Лейпциг” - чемпион Германии 2016/17» были выпущены в тот момент, когда клуб в дебютном сезоне несколько туров держался на первом месте. Поспешили.

Ральф Хазенхюттль и Ральф Рангник – главные творцы столь стремительного взлета «РБ Лейпцига».

Лейпциг празднуют выход главной команды города в Первую Бундеслигу.

Что стоит за историей «РБ Лейпциг».

«Каково любить тех, кого все ненавидят» - видео о болельщиках «РБ Лейпцига».

Не стоит забывать, что селекционная служба «быков» работала не покладая рук. За непродолжительное время футболку «РБ Лейпцига» успели примерить такие игроки как Тимо Вернер, Йозуа Киммих, Наби Кейта, Эмиль Форсберг, Оливер Берк, Юссуф Поульсен и другие. Их имена уже засветились в таблоидах по всему миру, многие из них или перешли в топ-клубы, или толстосумы ведут за ними полноценную охоту. Изначально команда работала себе в убыток, но сейчас положение выправляется. Например, нападающий Тимо Вернер, восходящая звезда немецкого футбола, приобретался Рангником за 14 миллионов евро, а сейчас его трансферная стоимость достигает 60 миллионов. За него борются такие клубы как «Бавария», «Ливерпуль», «Боруссия» Дортмунд и «Атлетико» Мадрид. Ранее Наби Кейта приходил в Лейпциг за 30 миллионов евро, а был продан в «Ливерпуль» за 60 миллионов.

Тимо Вернер и Наби Кейта.

Йозуа Киммих и Юссуф Поульсен.

Оливер Берк и Эмиль Форсберг.

«РБ Лейпциг» не собирается отступать от своей философии. Их идеи противоречат традиционным укладам немецкого футбола, против них выступают фанаты абсолютного большинства команд Бундеслиги, а футбольные чиновники посматривают на них с недоверием. Но «быки» продолжают гнуть свою линию, упорно доказывая, что даже в устоявшемся мире немецкого футбола есть место иному подходу к делу. Кто знает, возможно, мы присутствуем при зарождении новой силы в Германии, и нужно лишь не противиться течению времени. «РБ Лейпциг» борется не только за высокие места в таблице, но и за саму идею, что инвестиции в молодой клуб, помноженные на грамотный менеджмент талантливых местных специалистов, могут дать значительный результат. Тот, кто первый пробивается через стену, всегда набивает шишки. Удачи вам, «быки»!

***

388

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер!

***

Если Вы пропустили:

Эволюция эмблем Бундеслиги. «Фортуна» Дюссельдорф

Эволюция эмблем Бундеслиги. «Боруссия» Мёнхенгладбах

Эволюция эмблем Бундеслиги. «Байер 04» Леверкузен

Эволюция эмблем Бундеслиги. «Шальке 04» Гельзенкирхен

Эволюция эмблем Бундеслиги. «Боруссия» Дортмунд

Эволюция эмблем Бундеслиги. «Ганновер 96»

Эволюция эмблем Бундеслиги. «Вердер» Бремен

Эволюция эмблем Бундеслиги. «Вольфсбург»

Эволюция эмблем Бундеслиги. «Герта» Берлин