7 мин.

Гай Аколатсе – первый темнокожий профессиональный футболист в Германии

14 июля 1963 года. К стадиону «Миллернтор» в гамбургском районе Санкт-Паули подъехало такси. Из машины вышел темнокожий парень. Это был Гай Аколатсе. Тоголезский полузащитник, дебютировавший в составе своей национальной сборной в 17 лет, четыре года спустя получил несколько предложений из Франции, Бельгии, а также от ФК «Санкт-Паули». Он даже не мог себе представить, что будет, когда он присоединится к немецкому клубу.

Гай Асколатсе

Выйдя из машины, Гай увидел огромную толпу фанатов. «Наверное, сегодня игра», – подумал он про себя, прежде чем главный тренер Санкт-Паули Отто Вестфаль сказал ему, что все эти люди ждут его. Новый наставник «пиратов» тренировал Фёникс Любек и национальную сборную Того, до того как перешел в Санкт-Паули, Вестфаль лично очень хотел привезти с собой в Гамбург Аколатсе. Вот как об этом вспоминает полузащитник:

"Отто Вестфаль сказал мне, что Санкт-Паули ищет «десятку» и спросил, хотел бы я попробовать свои силы в немецком чемпионате. Я ответил – да".

Отто Вестфаль и Гай Аколатсе

Заголовки СМИ

Прибытие первого темнокожего футболиста в Гамбург было таким большим событием, что о нем толковал весь город, а СМИ печатали одну статью за другой о тоголезском полузащитнике. Немецкая газета Zeit отзывалась о подписании первого темнокожего профессионального игрока как об «отличной рекламе, удачном ходе, который заставил более опытные команды мучиться от зависти».

«Темный, как ночь, быстрый, как антилопа, а удар, словно выстрел винтовки, разработанной для того чтобы убить слона», - таблоид Bıld описывал Аколатсе именно так. 

"Все журналисты сходятся в одном общем мнении, что он умеет играть в футбол".

Однако, стоит признать, что журналистов Bild привлекали больше не футбольные навыки Аколатсе, а именно цвет его кожи, который отличался от цвета кожи среднестатистического немца. Они сравнивали его с «цветом мокко, от которого захватывает дух». Но Bild не были единственными, очарованными цветом кожи новичка:

"Немцы считали меня привлекательным мужчиной. Они просто никогда раньше в своей жизни не видели темнокожего мужчину".

По словам игрока, некоторые люди заходили слишком далеко и пытались даже проверить, можно ли ногтями поцарапать его кожу.

Санкт-Паули

Влияние на Санкт-Паули

«Пираты» в том сезоне выступали в лиге Региональ Норд, которая была в то время одним из вторых дивизионов немецкого футбола. Отто Вестфаль связывал огромные надежды с приходом Аколатсе в команду и рассказывал журналистам Bild, что Аколатсе «может стать великим игроком». Тоголезский игрок оправдал доверие главного тренера, забив гол в первой товарищеской игре. Гай Аколатсе подошел к старту сезона в отличной форме. Его дебютная игра в чемпионате сезона 1963/64 против клуба «Альтона 93» была встречена болельщиками с большим энтузиазмом. В это время СМИ пели полузащитнику дифирамбы. Газета Abendblatt писала о его изящной технике, безупречном ударе и самоотверженности, а Bild просто описывали его игру одной фразой:

"Негр из Того восхищает 7000 зрителей".

Аколатсе нашел себя во втором дивизионе, благодаря великолепной технике. Именно она позволяла игроку зарабатывать опасные штрафные. Иногда тоголезский полузащитник чувствовал, что соперники боятся его. Поэтому он мог чувствовать себя выше и сильнее их.

"Во время игры я говорил своим соперникам: “Эй! Если вы меня тронете, я укушу вас! Негритянским укусом!” Те парни были старше, но все равно опасались меня".

ФК Санкт-Паули после сыгранных 34 игр занял место на вершине таблицы лиги Региональ Норд. Темнокожий новичок принял участие в 24 матчах, продемонстрировав, что он является ценным игроком для команды. Его точные пасы помогли звездным нападающим клуба Петеру Остерхофу и Хорсту Гексу стать лучшими бомбардирами клуба. А сам плеймейкер забил два гола в своем дебютном сезоне.

Если спросить Аколатсе о самом запоминающемся моменте его карьеры, он расскажет о матчах плей-офф сезона 1963/64. Санкт-Паули должен был встретиться с берлинской Тасманией 1900, Боруссией Нойнкирхен и с самой Баварией. Команда тоголезского полузащитника смогла набрать очки лишь в матчах с Тасманией, сыграв вничью и завоевав победу. Остальные четыре игры были проиграны. Однако в матче с Баварией, в составе мюнхенской команды дебютировал будущая легенда немецкого футбола, который смог забить один из четырех голов. Матч, проходивший на стадионе Фолькспаркштадион, закончился со счетом 4:0 в пользу Баварии. Аколатсе запомнил эту игру на всю жизнь:

"Я играл против Франца Беккенбауэра. Это было его первое появление. Я просто не могу забыть это!"

Заключительный матч против Баварии завершился с еще более разгромным счетом для Санкт-Паули – 1:6. Единственный гол в ворота мюнхенцев забил Аколатсе.

По окончании сезона главный тренер Санкт-Паули Отто Вестфаль покинул свой пост. Повторить успех сезона 1963/64 футбольному клубу так и не удалось. Гай Аколатсе был неотъемлемой частью команды, забивший пять мячей в восемнадцати матчах в течение своего второго сезона. После нашумевшего сезона 1964/65 Санкт-Паули возглавил Курт Краузе, который сразу же заявил, что не нуждается в услугах тоголезского полузащитника. Аколатсе провел всего один матч под его руководством, после чего покинул «пиратов» и перешел в ФК Бармбек-Уленхорст. Цвета этой команды Гай защищал три года, после чего вернулся в Санкт-Паули. Второй приход в этот клуб получился не таким успешным, как первый: на протяжении трех лет Аколатсе выступал в составе дублеров, попадая в основную команду только в случае крайней необходимости. В 1973 году тоголезский полузащитник начал тренировать молодых игроков в Гамбурге. Спустя семь лет он переехал в Париж, где и живет в настоящее время.

Гай Аколатсе

Взгляд назад

Курт Краузе никогда не рассказывал темнокожему полузащитнику, по какой причине он отказался от его услуг. Аколатсе до сих пор сожалеет о том, как завершилась его карьера в Санкт-Паули:

"Тренер сразу сказал мне, что я не буду играть".

Однако, оглядываясь назад и вспоминая свою карьеру в Германии, Аколатсе улыбается. Именно он в далекие 60-ые годы стал первым темнокожим человеком, прибывшим в Германию. Несмотря на это, он провел отличное время в Гамбурге:

"Я был единственным темнокожим человеком в стране и единственным тоголезским футболистом. Гуляя по улицам Гамбурга, я ловил на себе пристальные взгляды прохожих. Но не обращал на это никакого внимания".

Германия в 60-ые годы была быстро развивающейся страной, которая оправлялась от последствий Второй Мировой войны. Аколатсе помнит, как в течение двух лет изменилась улица Мёнкебергштрассе. В 1963 году это была тихая улочка с несколькими палатками, а уже в 1965 году превратилась в шумную торговую улицу со множеством торговых центров. По словам полузащитника в те времена играть в составе второй команды города было прибыльном делом:

"Конечно, я не получал зарплаты, которые получают сегодняшние игроки. Но и я жил неплохо. Рабочий в Германии тогда получал 400 марок. Моя зарплата была больше в пять раз, вместе с бонусами за матчи. Это считалось крупной денежной суммой. У меня была своя квартира и маленький автомобиль, сначал «Фиат», а затем и автомобиль моей мечты – «Фольксваген-1600»".

В то время как соперники на футбольном поле боялись Аколатсе на психологическом уровне, человек, который выдавал ему водительские права, испугался по-настоящему. После того, как сотрудник организации, увидел темнокожего человека, вошедшего в офис и направившегося в его сторону, он начал пятиться назад в страхе. Он пятился так, пока не уткнулся в стену. Его коллега рядом умирал со смеху во время этого. Чтобы разрядить обстановку, полузащитник вышел из здания и вернулся обратно с тремя чашечками кофе. Все закончилось хорошо: Аколатсе получил водительское удостоверение, а тот самый работник пригласил его на обед в дом своих родителей.

Сам полузащитник называет жизнь в Германии отличной, делая акцент на болельщиках. Если верить статье гамбургской газеты Jugendbrief, болельщики Санкт-Паули в те годы были не такими, как сегодня. Сам Аколатсе считает, что если команда играет плохо, то разочарование затрагивает каждого болельщика:

"Если вы играете плохо, то это начинает злить зрителей. Они требуют, чтобы вы играли лучше, чем остальные. Люди с трибун вопили мне: «Эй, Гай. Если ты не забьешь гол, ты получишь банан. Ты-маленькая обезьяна!» И даже если удавалось забить гол или даже два, болельщики оставались безумными. Сегодняшние игроки, которые сталкиваются с этим, воспринимают это как оскорбление и кричат о расизме. Но не забывайте, что вы играете для зрителя. Я не могу сказать о немцах ничего плохого. Я жил там полной жизнью!"

Гай Аколатсе вернулся в Гамбург в 2010 году, чтобы отпраздновать столетний юбилей ФК Санкт-Паули. Тот факт, что он смог посетить это мероприятие и рассказать в интервью СМИ о времени, проведенном в Гамбурге, стал большим подарком не только для болельщиков Санкт-Паули, но и для его тоголезских друзей.

Автор: Niklas Wildhagen

Переводчик: Мурад Гасанов  

Редактор: Кристина Андерс