5 мин.

Закат Ольги Смородской. Почему деятельность президента «Локомотива» оказалась провальной

alt

Давно собирался написать материал по поводу Ольги Смородской. Не могу утверждать, что Смородская - самый худший топ-менеджер в российском футболе. Наглядные примеры "Динамо", "Кубани", "Торпедо", "Ростова" ярко, незабываемо и впечатляюще демонстрируют, что наши футбольные руководители, при большом желании и соответствующих уникальных талантах, способны погрузить клубы в такую глубокую и беспросветную яму, которая Смородской не снилась даже в кошмарном сне. Хотя и здесь есть некоторые нюансы, о которых немного позже.  

Начнем сразу с главной проблемы, которая стала настоящей бедой для Локо, а потом перейдем уже к отдельным аспектам. Смородская, как известно, является более-менее хорошим специалистом в одной достаточно узкой области - финансах и бухгалтерии. То есть, занимай она должность, условно говоря, главного бухгалтера или, в крайнем случае, финансового директора, то находилась бы на своем месте. Но, оказавшись, по известной протекции, президентом ФК "Локомотив", Смородская, будучи, мягко говоря, не компетентной во многих сферах, связанных с функционированием футбольного клуба, стала крайне активно, нагло и бесцеремонно влезать практически во все и пытаться непосредственно руководить теми направлениями деятельности, в которых она - просто откровенный дилетант. Такой, своего рода, воинственный дилетантизм. Это как, к примеру, если бы маляр-штукатур, по блату вдруг назначенный директором больницы, ворвался в операционную и начал указывать хирургу, как ему орудовать скальпелем в теле пациента. Только в данном примере мы имеем дело с жизнью или смертью человека, а в случае Смородской - с клинической комой для целых сегментов работы клубного организма.    

Помимо чисто футбольно-спортивной составляющей, с которой все понятно (согласно известному афоризму Юрия Семина, у Смородской, как известно, "проблемы с футболом"), речь, в частности, идет о: стратегическом менеджменте, юридическом сопровождении, кадровой политике, трансферной политике, выстраивании эффективных коммуникаций с ключевыми целевыми аудиториями (болельщики, журналисты, эксперты, агенты, спонсоры, акционеры и т.д.), маркетинге, PR и многом другом. Причем бурное и неуемное "руководство" со стороны Смородской принимало, порой, совсем уж гротескные формы. Бывший футболист Локо рассказал, как на сборах Смородская сидела во время матча на трибуне и громко кричала игрокам, куда бежать, как открываться, кому дать пас и т.д. Вы можете себе представить, чтобы, условно говоря, Алексей Миллер, Евгений Гинер или Леонид Федун через голову тренера указывали футболистам, что им делать в конкретный момент на поле, какие совершать перестроения и кому отправить передачу??? Это же просто трэш и улетная комедия! А ведь это очень яркая и характерная черта, отражающая общий хаотично-дилетантский стиль управления Смородской. Она именно так руководила вообще ВСЕМ!   

alt

Конечно, сказанное выше вовсе не значит, что человек с весьма ограниченными компетенциями и знаниями не может находиться во главе футбольного клуба и эффективно им управлять. Но тогда, помимо сильных личностных качеств и харизмы, ему нужна серьезная команда профессионалов, которым он доверяет и, что очень важно, делегирует необходимые полномочия. Понятно, что Смородской это осуществить не удалось, да она, видимо, не очень-то и хотела. Родственники и послушные исполнители, раболепно смотрящие ей в рот в позе "чего изволите" - вот квинтессенция кадровой политики Смородской.  

Кстати, о личностных качествах. Ряд психологических аспектов характера Смородской (властность, самодурство, эмоциональная вспыльчивость и порывистость, мстительность, мелочность) как раз очень сильно мешал ей стать гораздо более успешным президентом, а не провалить работу почти по всем направлениям. Мы сейчас не будем подробно останавливаться на всем известных фактах тренерской чехарды, проигранных судах, трансферных неудачах и многом другом, а особо выделим лишь один, но, пожалуй, наиболее заметный провал в рамках деятельности Смородской - коммуникации (включая бренд-коммуникации). Помимо непримиримого антагонизма и острого конфликта со значительной частью болельщиков (являющихся, кстати, для клуба важнейшей целевой аудиторией), приведшего даже к бойкоту посещения стадиона и соответственно падению доходов, отметим еще один существенный аспект. Это же каким "гением" коммуникаций надо быть, чтобы разрушить отношения с двумя людьми, по сути, олицетворяющими собой бренд Локо, его основные достижения, его славную новейшую историю. Речь о Юрии Семине и Дмитрие Лоськове. Выгнав Семина и не договорившись с Лоськовым, Смородская своими руками фактически нанесла катастрофический ущерб бренду Локомотива, вымарывая из него главные ценности и преемственность. Семин - это же, своего рода, знамя Локо! А она это знамя взяла и втоптала в грязь.

Реклама 18+
alt

Может возникнуть резонный вопрос: как при хаотичном и не профессиональном управлении Смородской Локо не последовал по печальному пути "Динамо". Самая главная причина, на мой взгляд - стабильный бюджет, который позволял иметь в команде достаточно качественный (по российским меркам) состав футболистов. Представьте себе, что в Локо (как это было в "Динамо") вдруг резко сокращают финансирование, продают хотя бы 6-7 ведущих игроков, а вместо них берут Погребняка. Вылет в первый дивизион в такой ситуации вовсе не выглядит фантастикой. 

Несколько лет Смородской удавалось "пудрить мозги" главе РЖД Владимиру Якунину, который футболом практически не интересовался, разбирался в нем еще хуже Смородской и просто выделял необходимые деньги (вспомните характерный случай, как она "впарила" Якунину информацию, что Славен Билич - тренер №2 во всей Европе, да-да, круче Моуриньо, Анчелотти, Гвардиолы и Бердыева). Но после смены руководства РЖД постепенно наступает закат Ольги Смородской.    

alt