11 мин.

ОИ-2021, матч № 2: Россия — США 3-1. Циферки

2021, 26 июля. Россия — США 3-1 (25-23, 27-25, 21-25, 25-23).

Счёт по брейковым очкам: 8-6, 8-7, 6-9, 9-8.

Сейчас, когда мы знаем, что сборная США не вышла из группы, полезно вспомнить, что отчётная встреча состоялась во втором туре, а в первом американцы напугали всех выносом французов при очень слаженной игре. Так что настроение перед матчем было неспокойное и тревожное, а после — облегчённо-приподнятое.

Ссылки на официальные источники: общий отчёт о матче с сайта Олимпиады, индивидуальная статистика оттуда же, статистика из недр штаба сборной России. По традиции, между источниками есть небольшие расхождения, и у меня есть расхождения с каждым из источников. Не страшно.

Общий расклад розыгрышей по партиям:

Сразу интересно, сразу есть на что обратить внимание: очень низкий процент брейковых очков у сборной России. Только в четвёртой партии наша команда была похоже на себя в плане набора брейковых очков. Попробуем разобраться, с чем это связано и как получилось, что при таких делах наши всё-таки выиграли.

Способы набора российских очков:

Табличка наводит на мысль, что проигрыш в третьей партии связан с проблемами в атаке — и ниже мы увидим, что это даже в большей степени правда, чем кажется на первый взгляд.

Выкатываю диаграммки партий с краткими комментариями.

Первая партия:

Преимущество американцев в реализации первой атаки было ожидаемым, и нашим очень помогли 4 очка с подачи (одно из них — не чистый эйс, а забитый Яковлевым переходящий мяч после подачи Михайлова, но это я тоже зачисляю в короткие розыгрыши — здесь важно, что дело не дошло до организации атаки соперником, ну и заслуга подающего очевидна). Нашим повезло, что американцы не подавали убийственно, и хорошо, что россияне отдали не слишком много очков после своей незабитой первой атаки.

Вторая партия:

Здесь уже другая конфигурация. Во-первых, хорошо, что нашим удалось затащить соперника в длинные розыгрыши на своей подаче (то есть у американцев снизился процент реализации первой атаки) — как видим, это дало шесть брейковых очков. Но ещё более впечатляющий показатель — 10 американских ошибок на подаче. Болельщики часто ругают сборную России за большое количество потерянных подач, но *такого* я и у наших не припоминаю. В этом матче начиная со второго сета россиянам приходилось отыгрывать отставания (во второй и четвёртой партиях это удалось, а в третьей нет) — молодцы наши, что справились, но именно во втором сете очень помог соперник. Начиная со счёта 17-20 до нашей площадки долетела всего одна американская подача из шести, то есть сборная России была практически освобождена от организации первой атаки (а доигровочных атак у нас за это время случилось шесть, и три брейковых очка нам это дало). Вообще 5 из 7 брейков сборной США случились на подаче Сандера, и из этих пяти — 4 подряд в самом начале партии: там действительно была классная подача, которую эти четыре раза наши не могли довести до Кобзаря, а как только довели (причём сделал это после тайм-аута Михайлов!), так Волков с передачи Кобзаря сразу и забил. Эта серия имени Сандера дала американцам преимущество, которое наши потом в течение всей партии пытались ликвидировать, а впервые вышли вперёд только на балансе (и реализовали первый же сетбол). Вот какой это был любопытный сет!

Третья партия:

Плохая партия сборной России. Полный развал случился в организации первой атаки (пять проигранных первых атак за сет тянет на рекорд — тут тоже проверять надо), причём после того как при счёте 4-7 вместо Кобзаря вышел пасовать Панков, лучше отнюдь не стало. За счёт подач Панкова и Клюки Россия умудрилась даже сравнять счёт (12-12 после 4-8), но сразу после этого случилась серия подач Андерсона с теми же четырьмя очками подряд, что и у Сандера во втором сете. Разница в том, что, кроме ошибки Клюки, в остальных случаях доводка вполне позволяла сниматься — но это была для нас партия мучений в первой атаке.

Четвёртая партия:

Мучения в организации съёма продолжились и в этом сете: из восьми первых атак с приёма россияне забили всего одну (за этот же отрезок игры американцы реализовали три из четырёх, и ещё у России было три ошибки на подаче) — достойно удивления, что счёт после всего этого был равный (8-8). Потом наши всё-таки получили минус четыре, при счёте 15-19 вместо Панкова вышел Кобзарь, со счёта 16-20 сборная России выиграла отрезок 9-3, по брейкам на этом отрезке вышло 5-0, но вот что интересно: доводка сборной США в этом промежутке игры была более чем приемлемой. А забить они не могли: блок Клюки, блок Волкова, две атаки в аут... Мы переживали за своих, но при внимании к сопернику можно было заметить, что у американцев системные проблемы. Заключительный отрезок игры это показал самым отчётливым образом.

Но теперь вернёмся к сборной России. Персональный расклад очков:

У меня два отличия от статистики сборной России (ссылка в начале материала): я нашёл лишнее очко в атаке для Егора и блок, который наши статистики записали Яковлеву, я отдал Панкову. По поводу атаки Клюки сказать ничего не могу (хотя олимпийская статистика в этом пункте со мной согласна), а вот с блоком мне всё ясно: я понимаю, в каком эпизоде это случилось и готов ответить за своё решение. Вот скриншот, на котором прекрасно видно, как мяч плющится о руку Павла:

С олимпийской статистикой расхождений ещё побольше, но не будем переживать, а посмотрим на российскую подачу:

Вот такое странное: вроде бы и эйсов достаточно, и переходящие были, а брейков мало. Ещё страннее, что это не помешало нашей команде выиграть в четырёх партиях.

Российская подача в персональном разрезе:

Бросается в глаза низкое качество подачи сразу и у Клюки, и у Волкова . Во многом это из-за большого количества ошибок. Впрочем, любопытный факт о Волкове: в третьей партии у него было три выхода и три ошибки, но в четвёртой первый его выход на подачу сразу дал два брейковых очка. Обязательно надо сказать доброе слово о подаче Вити Полетаева: в первой партии его выход на замену дал нам брейковое преимущество, в четвёртой — помог выйти вперёд в самой концовке.

Русский приём по партиям:

Напоминаю, что столбец «хороший приём» я выкладываю больше по традиции — в статистическом листике сборной России даны экспертные оценки позитивного и отличного приёма. Как и в матче с Аргентиной выигрыш партии кажется слабо связанным с процентом реализации первой атаки, но скорее стоит обратить внимание на низкую реализацию первой атаки по всему матчу. Здесь надо пояснить, что в этой табличке процент 1-й атаки у меня — не то же самое, что «процент атаки» в обычных статотчётах: я считаю процент розыгрышей на приёме, в которых очко было набрано первой атакой, от общего числа розыгрышей на приёме, а не от числа первых атак. Ведь бывает, что до атаки дело и не доходит (эйсы соперника и подобное). Ещё хуже этот показатель (30%) у нас был на моей памяти только в матче против того же соперника на VNL-19, когда обе команды уже вышли в полуфинал, и за Россию играли Земченок, Воронков, Семышев. Но тогда общий счёт был 0-3 (неудивительно), а здесь 3-1 (удивительно).

Русский приём в индивидуальном разрезе:

С игрой после приёма Волкова у нас как-то совсем не пошло: хорошо, что американцы этого не заметили!

Атака сборной России по партиям:

Показатели третьей партии, конечно, совершенно выдающиеся. Но если эту третью партию исключить, то в оставшейся части игры всё было не так уж плохо. Да, процент первой атаки низковатый (особенно в 4-м сете), но мало атак было проиграно вчистую, и нужные очки были доложены в копилку в доигровочных атаках. В волейболе хорошо, когда все неудачи складываются кучкой в рамках одного сета!

Индивидуальные показатели атаки:

Необычно много атак проиграно Михайловым и необычно мало — Волковым. Но есть и незыблемые моменты: как водится, Клюка был лучше в первой атаке, а Волков в доигровках. Забавно, что почти половину своих очков в атаке Егор набрал в плохой для команды третьей партии (его 5 очков — это ещё и больше половины командных удачных атак в третьем сете). Вызывает уважение воскрешение Михайлова в четвёртом сете после катастрофы в третьем: из шести атак в третьей партии две он просто не забил, а четыре проиграл (с учётом того, что вышедшему на замену Полетаеву ни одной передачи не досталось, получается, что в третьей партии диагональ принесла сборной России минус четыре очка); в четвёртой Максим атаковал 11 раз с результатом +5–1. Центров наши связующие задействовали сдержанно (17 атак Яковлева и Вольвича против 26 американских центров), но с хорошей эффективностью.

Расклад передач:

Передачи Кобзаря по партиям:

Передачи Панкова по партиям:

Если смотреть суммарные цифры, то бросается в глаза гораздо большая эффективность передач Кобзаря; индивидуальный расклад по партиям даёт слегка иную картину, но в организации первой атаки у Павла, конечно, совсем не получилось.

Защита-страховка сборной России в матче:

Логично, что в плохой партии получилось мало атак и меньше всего очков после защиты. Первая партия в этом смысле тоже получилась неважной, но там так получилось, что американцы проиграли четыре доигровочные атаки. Впечатляет количество атак после подборов во втором сете. В игре против Аргентины этот показатель не поднимался выше 11 в партии. Но общее количество выигранных очков почти совпало.

Защита и страховка в персональном разрезе:

Клюка как лучший защитный игрок — это что-то новенькое.

Цифры блока:

Учитывать атаки соперника в аут как полезные действия блока я придумал при разборе предыдущего матча. Но чтобы уж слишком не наглеть, мы не будем засчитывать все подряд такие атаки: если мяч проходит между рук блокирующего — это момент чистой удачи, и это нечестно ставить в заслугу блоку.

Результативные блоки персонально:

У Яковлева в двух первых матчах сложилась серия из шести подряд партий с блоками.

Такой получился во многом странный матч. Но мы в нём увидели главное достоинство нынешней сборной России — её ничем не смутишь.